Государственное информационное агентство Туркменистана 13 февраля опубликовало материал под названием «Транспорт и связь: импульсы достижений». И хотя данная статья, как и другие материалы официальных туркменистанских источников, не лишена «пропагандистских штампов», содержащаяся в ней статистическая информация будет интересна экспертам, специалистам и всем тем, кто интересуется каспийской тематикой. Редакция портала «Каспийский вестник» для удобства своих читателей переработала и структурировала данный материал, с которым можно ознакомиться ниже:
Международная сфера
В 2018 году на территории Туркменистана состоялся ряд международных форумов и конференций, посвящённых транспортной проблематике.
В мае в Национальной туристической зоне «Аваза» в прикаспийском Балканском велаяте (области) страны прошёл Международный форум высокого уровня «Великий Шёлковый путь – к новым рубежам развития». В нём принимали участие представители ряда иностранных государств и организаций, а также крупных компаний, специализирующихся в сфере транспорта и логистики. По итогам форума была принята соответствующая Декларация.
В сентябре в Ашхабаде состоялось 9-е ежегодное заседание Федерации ассоциаций перевозчиков и экспедиторов стран-членов Программы Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ФАПЭ ЦАРЭС). Участниками форума стали делегации отраслевых министерств и профильных ведомств Китая, Пакистана, Афганистана, Монголии, Грузии, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана, а также представители Азиатского банка развития (АБР), Всемирной таможенной организации (ВТО), Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, крупные логистические компании и предприятия, эксперты и наблюдатели. На повестку дня встречи были вынесены вопросы дальнейшего сотрудничества в областях логистики, оптимизации таможенных процедур, тарифов и др.
В октябре в Национальной туристической зоне «Аваза» прошла международная конференция HEAVY CASPIAN: TURKMENISTAN. Транспортно-логистический форум был организован Союзом промышленников и предпринимателей страны и Туркменской логистической ассоциацией (TLA) совместно с компанией Heavy World – одним из мировых лидеров в сфере тяжеловесных и негабаритных грузоперевозок. В ней приняли участие более ста представителей национальных и международных ассоциаций, транспортных, логистических, экспедиторских, торговых и консалтинговых фирм и компаний Туркменистана, России, Австрии, Бельгии, Республики Корея, Турции, Ирана, Люксембурга, Польши, Беларуси, Грузии, Казахстана, Саудовской Аравии, Украины, Эстонии и других стран. Среди главных тем конференции значились потенциал транспортной инфраструктуры Туркменистана, особенности доставки в Каспийский регион крупногабаритных и тяжеловесных грузов различными видами транспорта, их транзита в другие государства Центральной Азии через территорию нашей страны.
В ноябре в той же туристической зоне «Аваза» прошла Международная конференция министров транспорта стран-участниц Соглашения о транзитном и транспортном сотрудничестве (Соглашение по маршруту Lapis Lazuli) между Туркменистаном, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Турецкой Республикой и Исламской Республикой Афганистан.
В начале декабря в Ашхабаде Правительством Туркменистана в сотрудничестве с ЮНЕСКО проведена Международная министерская конференция «Значение Великого Шёлкового пути: настоящее и будущее развитие». В форуме приняли участие министры, представители высокого уровня и эксперты почти из 50 стран, в том числе Афганистана, Армении, Азербайджана, Бруней-Даруссалама, Камбоджи, Китая, Египта, Грузии, Греции, Индии, Индонезии, Ирана, Иордании, Кении, Ирака, Италии, Японии, КНДР, Республики Корея, Кувейта, Малайзии, Монголии, Мозамбика, Непала, Филиппин, Катара, Испании, Шри-Ланки, Российской Федерации, Саудовской Аравии, Судана, Сирии, ОАЭ и др. На конференции были освещены различные аспекты миссии Шёлкового пути, его современная роль в поддержании межкультурного диалога, реализации Целей устойчивого развития, обозначенных в «Повестке дня ООН-2030». В частности, помимо культурно-гуманитарных вопросов, речь шла о нынешнем воссоздании маршрутов Великого Шелкового пути в разных странах, прокладке железных дорог, транспортных транзитных коридоров, налаживании морских путей сообщения, торговых сетей. Так, совместное наследие этой древней караванной трассы обретает новое прочтение, неся с собой мир и дружбу.
Развитие инфраструктуры
В прошедшем году на территории Туркменистана был реализован ряд крупных инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного, морского и авиационного транспорта.
В феврале сдана в эксплуатацию железная дорога Серхетабат-Тургунди. В рамках церемонии от приграничной туркменской станции Серхетабат в провинцию Герат (Исламская Республика Афганитсан) отправился первый железнодорожный состав, включающий пять пассажирских и 50 грузовых вагонов с нефтепродуктами, продовольственными и промышленными товарами, строительными материалами, произведёнными в Туркменистане.
В мае состоялось открытие в городе Туркменбаши Международного морского порта. Также в составе порта был открыт судостроительный и судоремонтный завод.
Сообщалось, что пассажирский и паромный терминал порта Туркменбаши способен принять 300 тысяч пассажиров и 75 тысяч трейлеров в год. Контейнерный терминал со среднегодовой мощностью 400 тысяч TEU (условных единиц) может обрабатывать одновременно три судна суммарной грузоподъёмностью 5 тысяч тонн. Терминал общих грузов рассчитан на перевалку 4 миллионов тонн грузов в год – это стройматериалы, металлы, дерево, техника, оборудования и т.д. У причальной стенки этого терминала могут пришвартоваться одновременно 4 судна грузоподъёмностью 5 тысяч тонн. Годовая мощность терминала сыпучих грузов достигает 3 миллионов тонн, его стоянка обеспечит погрузку и выгрузку на трёх суднах суммарной грузоподъёмностью 5 тысяч тонн. Такое же количество судов может принять одновременно терминал по хранению и отгрузке полипропилена мощностью 120 тысяч тонн в год.
В феврале 2018 года при участии Президента Гурбангулы Бердымухамедова в административном центре Лебапского велаята был открыт современный авиакомплекс — международный аэропорт Туркменабата. Объект рассчитан на обслуживание 500 пассажиров в час. Его территория 600 гектаров. Взлётно-посадочная полоса Туркменабатского аэропорта имеет в длину 3800 метров и в ширину 60 метров. Она оснащена современными наземными средствами обеспечения полётов – системой посадки, дальномерными радиомаяком, светосигнальным и метеорологическим оборудованием, позволяет обслуживать самолёты всех типов, в том числе аэробусы.
Транзитно-транспортная сфера
2018 год для Туркменистана также ознаменовался довольно успешным развитием транзитного потенциала страны.
Прежде всего, следует отметить железнодорожную составляющую международного транспортного коридора «Север-Юг» — магистраль Казахстан-Туркменистан-Иран. Транзитные возможности этой трассы в прошедшем году активно тестировались грузоотправителями и грузоперевозчиками из Китайской Народной Республики.
Общая протяженность маршрута Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран – около 10 тысяч километров. А время в пути железнодорожных составов, отправляемых из различных промышленных центров КНР, составляет около двух недель, что в среднем в два раза быстрее, чем морским путём. В целях налаживания регулярных железнодорожных перевозок и урегулирования логистических связей было совершено несколько тестовых рейсов поездов, включающих в среднем 40-50 контейнеров. Они отправлялись из городов Иу (восточная провинция Чжэцзян), Чанша (провинция Хунань на юге Китая), Инчуань (автономный регион в центральной части КНР), а также из Сиань и Баян-Нур на севере страны. Так, 9 мая 2018 года очередной железнодорожный состав, гружёный 1150 тоннами семян подсолнечника, отбыл из города Баян-Нур и отправился транзитом по транспортному коридору «Север-Юг». 22 мая китайский контейнерный поезд достиг столицы Исламской Республики Иран – город Тегеран, преодолев путь в 8352 километра за 13 суток, что более чем в 3 раза быстрее по сравнению с прежним маршрутом поставок с использованием морского сообщения.
Исходя из потребностей поставщиков и перевозчиков, по Туркменистану предусмотрено два маршрута следования товарных составов: от железнодорожной станции Серхетяка на границе с Казахстаном – до Серахса, к юго-восточной границе с Ираном, или до станции «Акяйла» (Туркменистан) – «Инчебурун» (ИРИ).
Что касается воздушного транспорта, то 1 сентября в Международном аэропорту города Мары совершил техническую посадку в целях дозаправки авиатопливом самолёт Ан-225 «Мрия» (Авиатранспортное подразделение «Антонов», Украина). Этот транспортный реактивный авиалайнер, разработанный конструкторским бюро им. О.Антонова, является самым большим грузовым самолётом в мире. На его счету – ряд установленных мировых рекордов, в том числе абсолютный рекорд грузоподъёмности – 253,8 тонны. Таким образом, аэропорт Мары в состоянии принимать все возможные типы грузовых судов, что учитывая его близость к Афганистану, создаёт потенциальную возможность использования туркменского объекта для грузоперевозок в эту страну.
Также следует отметить состоявшуюся в конце прошлого года первую тестовую перевозку грузов по новому транспортному коридору из (в) Афганистан – Лазуритовый коридор (Lapis Lazuli). В декабре 2018 года из Герата на станцию Тургунди прибыл автомобильный грузовой караван, который перевозил сельскохозяйственную продукцию, в том числе хлопок, кунжут, изюм, арбузные семечки и др. Грузы, пройдя по туркменской территории и через Международный морской порт Туркменбаши, доставлены в Азербайджанскую Республику, а оттуда – через Грузию – в Турцию.
Более подробно о вышеуказанных событиях редакция портала «Каспийский вестник» писала под тегом «Каспийская транспортная логистика»
Добавить комментарий