На сайте партнёра портала «Каспийский вестник» — итальянской аналитической платформе «Special Eurasia» опубликована аналитическая статья Сильвии Болтук под названием «Решающая роль Ирана и IRISL Group в Международном транспортном коридоре Север-Юг (INSTC)» (Iran and the IRISL Group’s Crucial Role in the International North-South Transport Corridor (INSTC))
Во вступительной части автор отмечает, что поскольку Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) играет стратегическую роль на евразийской геополитической шахматной доске, Иран принял стратегию, направленную на использование преимуществ этого логистического проекта и продвижение национальных компаний, таких как IRISL Group.
INSTC представляет собой многорежимную сеть морских, железнодорожных и автомобильных маршрутов, целью которых является соединение России с Индией через страны региона Каспийского моря, в частности через Иран.
Первоначальное соглашение о создании проекта INSTC было подписано в 2002 году между Россией, Индией и Ираном. INSTC имеет стратегическое значение, поскольку это самый короткий маршрут, по сравнению с морским путем через Суэцкий канал, для выхода в Индийский океан и Персидский залив и, таким образом, снижения транспортных расходов.
Коридор имеет несколько ответвлений: Транскаспийский участок (через каспийские морские порты), Западный участок (через Азербайджан) и Восточный маршрут (через Казахстан и Туркменистан).
Благодаря своим портам в Каспийском море (Астара, Энзели, Каспиан, Ноушехр и Амирабад) и важному расположению в Персидском заливе с доступом к международным водам, Иран играет жизненно важную роль в международных связях.
На саммите Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Ташкенте 9 ноября 2023 года Казахстан, Россия, Иран и Туркменистан совместно разработали дорожную карту развития INSTC. В этом плане предусматривается увеличение пропускной способности логистического маршрута до 15 миллионов тонн к 2027 году.
Присутствие Ирана на Каспии: стратегическая позиция и отношения с прибрежными странами
Россия: Российская Федерация располагает несколькими портами на Каспии: Махачкала, Астрахань, Оля и Лагань.
На протяжении веков Астрахань служила воротами России на Восток, в Иран и Индию. Несмотря на то, что Махачкала и Баку географически ближе к Ирану, иранские торговцы традиционно используют астраханский порт для торговли с Россией. Действительно, в устье реки Волга вдоль маршрута расположено одиннадцать городов с населением более 1 миллиона человек.
Кроме того, Свободная экономическая зона Тегерана (СЭЗ) в Бендер-Энзели и Российская особая экономическая зона (ОЭЗ) «Лотос» в Астраханской области обладают стратегическим потенциалом для активизации российско-иранского торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках проекта МТК.
Действительно, существующее трехстороннее соглашение благоприятствует экономическим, торговым, промышленным, транзитным обменам и портовым услугам между СЭЗ «Энзели», свободной торгово–промышленной зоной «Чабахар» и СЭЗ «Лотос». В то время как СЭЗ Энзели соединена с портом Бендар-Аббас и СЭЗ «Кешм» в Персидском заливе, СЭЗ «Лотос» расположена на пересечении двух международных транспортных коридоров: Север-Юг и северной части Великого Шелкового пути.
Несколько иранских компаний также выразили заинтересованность в инвестировании в порт Лагань в Российской Республике Калмыкия, соединенный с главной московской магистралью, которая также соединяется с Транссибирской магистралью, ведущей на восток через Казахстан в Китай.
Кроме того, порт Махачкалы обладает многообещающим потенциалом для расширения торговли с Тегераном. Астрахань сталкивается с ограничениями при обработке определенных грузов, таких как нефть и уголь, что создает возможность для Махачкалы обрабатывать эти виды грузов. Махачкала — единственный незамерзающий порт России на Каспии и самый глубоководный. Он также может похвастаться единственным железнодорожным паромным терминалом на российском побережье Каспийского моря, что дает ему значительное преимущество.
Хотя Махачкала, возможно, и не станет основным логистическим центром, она может занять прочное второе место в российско-иранской торговле и транзитных перевозках по маршруту INSTC. Махачкала имеет прямое железнодорожное сообщение с портами Казахстана, Туркменистана и Ирана.
Еще одним важным активом Ирана является российский порт Солянка в Астрахани, в который Тегеран вложил значительные средства.
Казахстан: казахстанские суда в настоящее время курсируют по Каспийскому коридору INSTC. Эти казахстанские суда следуют напрямую из портов Актау и Курык в иранские порты, такие как Энзели и Амирабад (порт Бехшахр-Амир-Абад является крупнейшим портом на Каспии и имеет ОЭЗ, подключенную к региональным железнодорожным путям). Она также способствуют торговле между российскими и иранскими портами.
Во время шестого Каспийского саммита в Ашхабаде 29 июня 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что меняющаяся геополитическая ситуация нарушила традиционные торговые маршруты. Он подчеркнул важность максимального расширения железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран для продвижения перспективного проекта INSTC. По словам Токаева, эта железная дорога, являющаяся кратчайшим маршрутом между Восточной Азией и странами Персидского залива, позволяет Казахстану перенаправить свои экспортные поставки через Россию и Черное море в страны Персидского залива.
В июне 2023 года, во время казахстанско-иранского бизнес-форума, спикеры отметили важность развития экономического сотрудничества между Астаной и Тегераном и высокий потенциал для расширения торговли и взаимного привлечения инвестиций, учитывая удобные транспортные и логистические возможности INSTC.
По словам премьер-министра Казахстана Алихана Смаилова, сельское хозяйство и международные транспортные коридоры являются наиболее перспективными областями сотрудничества между Тегераном и Астаной.
Индия: В январе 2023 года Министерство портов, судоходства и водных путей, GoI, совместно с India Ports Global Ltd, провело семинар на тему «Соединение порта Чабахар с INSTC» в Мумбаи. Порт Чабахар предлагает значительные стратегические преимущества Индии, если его превратить в перевалочный узел.
Из-за напряженности в отношениях с Пакистаном Индия искала альтернативный маршрут, рассматривая Чабахар как важнейший узел доступа к важным рынкам Центральной Азии. INSTC не только укрепит статус Ирана как ключевого транзитного пункта в регионе, но и усилит присутствие Индии на евразийских рынках.
В Чабахаре расположены два крупных порта: порт Шахид Калантари (построен в 1980 году) и порт Шахид Бехешти. Иран предложил Индии проект развития порта Шахид Бехешти. В 2016 году две страны подписали первоначальное соглашение с Индией о разработке и эксплуатации портового терминала Шахид Бехешти в течение 10 лет.
Азербайджан: Азербайджан является ключевой частью железной дороги Астара-Решт-Казвин, транспортного коридора, который соединяет существующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана. Тегеран и Баку совместно ведут строительство грузового терминала в Астаре, связующем пункте Ирана и Азербайджана. Учитывая, что западное отделение INSTC является наиболее важным (поскольку наиболее густонаселенные провинции России и Ирана в основном расположены в западных регионах, а не в восточных частях их соответствующих стран), железнодорожный маршрут Решт-Астара имеет жизненно важное значение.
Кроме того, Баку и Тегеран договорились о строительстве автомобильной и железнодорожной инфраструктуры, связывающей Азербайджан с его эксклавом Нахчыван через Иран. Примечательно, что проект будет включать строительство автомобильного и железнодорожного мостов, которые свяжут Нахчыван с железнодорожной инфраструктурой Ирана. Нахчыван в дальнейшем будет связан с Турцией.
22 августа 2022 года главы таможенных органов Азербайджана, Ирана и России подписали меморандум о взаимопонимании по облегчению транзитных перевозок.
Важность IRISL Group в стратегии Тегерана в отношении INSTC
Стратегия Ирана в рамках INSTC предполагает многосторонний подход, ориентированный на стимулирование инвестиций, улучшение инфраструктуры и оптимизацию транспортной логистики. Ключевые цели включают в себя приоритетность инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, таких как строительство, модернизация и обновление подвижного состава, для содействия эффективному перемещению грузов.
Особое внимание уделяется выявлению и приоритезации высокопотенциальных проектов по привлечению грузов по INSTC, которые поддерживаются расширенным парком контейнеров TEU (двадцатифутовый эквивалент) и FEU (сорокафутовый эквивалент), включая рефрижераторные установки. Кроме того, Иран стремится укрепить свой парк магистральных электровозов, грузовых вагонов и современных контейнерных платформ, увеличивая свои транспортные возможности.
Приобретение универсального флота судов, от зерновозов до роксов и судов для плавания река-море, особенно в Каспийском море, остается приоритетной задачей. Укрепление перевалочных мощностей в ключевых точках между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном является важнейшим аспектом плана Тегерана. Кроме того, страна реализует соглашения и действия по содействию взаимной торговле и созданию зон свободной торговли вдоль международного коридора.
Переговоры по установлению стандартизированных ставок фрахта и создание специального российско–иранского банка для поставщиков услуг подчеркивают приверженность Исламской Республики оптимизации транспортных и экспедиторских услуг. Наконец, инициативы, поощряющие использование национальных валют для расчетов между иранскими перевозчиками и перевозчиками из других стран, работающими на иранских сегментах INSTC, свидетельствуют о комплексном подходе Ирана к повышению эффективности и привлекательности коридора.
Обладая крупнейшим судоходным флотом на Ближнем Востоке и в Каспийском море, IRISL Group (the Islamic Republic of Iran Shipping Line Group) является одним из основных активов Ирана в политике развития проекта INSTC.
IRISL — это организация, предлагающая обширные логистические услуги, охватывающие ключевые регионы, включая Азию, Тихий океан, страны СНГ, Индийский субконтинент, Ближний Восток, Европу, Турцию, Африку и Южную Америку. Обладая развитой глобальной сетью, компания специализируется на мультимодальных перевозках морским, железнодорожным и автомобильным транспортом, предоставляя комплексные услуги, охватывающие порты, страхование, морские терминалы и транзитную логистику.
Эта компания может похвастаться собственным флотом из 139 судов, включающим контейнеровозы, балкеры, многоцелевые суда, танкеры, баржи, морские суда, десантные катера, пассажирские суда и суда обслуживания. Благодаря грузоподъемности в 5 000 000 тонн дедвейта (DWT) этот автопарк позволяет компании перевозить различные типы грузов по международным маршрутам.
Политика IRISL в рамках INSTC направлена на укрепление связей с Россией и странами СНГ, уделяя при этом особое внимание соединению уже созданных портов Южного Ирана с Китаем, Индией и африканскими странами, а также с рынками Каспийского моря. Стратегия предусматривает значительные инвестиции в улучшение инфраструктуры и возможностей порта Солянка для дальнейшего облегчения торговли и перевозок по этому коридору.
Порт Солянка служит ключевым опорным пунктом Ирана в рамках INSTC, предлагая безопасный и надежный маршрут для обмена товарами первой необходимости между Ираном и Россией. С 2022 года IRISL осуществила значительные инвестиции на общую сумму 10 миллионов долларов, включая первоначальную покупку 53% акций порта. Кроме того, аффилированная с IRISL компания Khazar Sea Shipping Lines приобрела 53% акций компании «Астраханский порт» в 2010 году, стратегически стремясь облегчить доступ своим судам в российские порты Астрахани. Среди 13 портов, расположенных в Астраханской экономической зоне России, порт Солянка выделяется как наиболее активный и ключевой узел для перевозки грузов, укрепляя свою роль важнейшего морского торгового звена между Ираном и Россией.
Заключение
В условиях сегодняшней геополитической нестабильности некоторые страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) корректируют свои подходы к внешней торговле и создают новые логистические маршруты. INSTC, первоначально предложенный Россией, Индией и Ираном, призван предложить более короткую альтернативу морскому маршруту, проходящему через Суэцкий канал. Это приводит к более быстрым срокам доставки товаров и снижению транспортных расходов при осуществлении торговой деятельности.
Более того, по оценкам Евразийского банка развития, перевод контейнерных перевозок с морских перевозок на железнодорожные в рамках коридора Север-Юг может сократить выбросы парниковых газов как минимум на 25%.
Этот коридор функционирует с использованием нескольких видов транспорта, обеспечивая перемещение грузов автомобильным, железнодорожным и морским транспортом, а также используя смешанные суда река-море.
В то время как Китай выступает за то, чтобы страны Центральной Азии использовали коридор АФПАК и порт Карачи для выхода к морю, Иран представляет собой более прямое и безопасное сообщение. Этот маршрут проходит в обход неспокойного Афганского региона и позволяет избежать проблем с транзитом индийских товаров через Пакистан, который исторически был проблематичным маршрутом. Финансируемый Китаем пакистанский глубоководный морской порт Гвадар, расположенный всего в 72 километрах к востоку от Чабахара, является частью китайско-пакистанского экономического коридора (CPEC). Однако, несмотря на это, значительное стратегическое преимущество и привлекательность иранских портов побудили Пекин инвестировать и в эти инфраструктуры.
Формирующийся Каспийский морской маршрут служит противовесом влиянию Турции в регионе. Этот маршрут бросает вызов сетям, созданным Анкарой и Западом, которые стремятся ограничить или исключить влияние России. Иран, с его портами на Каспии, особыми экономическими зонами (ОЭЗ), свободными экономическими зонами (СЭЗ), Соглашением о преференциальной торговле (СПТ) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и стратегическим доступом как к Персидскому заливу, так и к водам Каспийского моря, позиционирует себя как ключевой узел в рамках INSTC и региональных сетей.
По сравнению с Пакистаном и Афганистаном Иран воспринимается как более стабильный и безопасный. Он поддерживает благоприятные дипломатические отношения как с Индией, так и с Китаем. Следовательно, Тегеран активно позиционирует себя в качестве важнейшего торгового партнера для многих стран Центральной Азии.
Правительство Раиси уделяет приоритетное внимание политике ориентированного на Восток взгляда и экономической дипломатии, наряду с укреплением регионализма, что приводит к улучшению отношений с соседними странами. Такой подход значительно повысил привлекательность Ирана для инвестиций со стороны заинтересованных сторон в Евразии.
Основой INSTC остаются растущие соглашения о сотрудничестве между Ираном и Россией. Несмотря на санкции, Тегеран и Москва сотрудничают в целях реорганизации евразийских рынков и сфер влияния на многополярной основе. Прямое сообщение между Россией и Ираном также предоставляет Москве альтернативный маршрут, минуя необходимость проходить через Армению или Азербайджан. Это значительное преимущество, учитывая порой непростые отношения с этими двумя странами.
Важно отметить, что улучшение отношений между Азербайджаном и Ираном следует рассматривать в контексте общих экономических интересов и взаимозависимости, вытекающих из совместных инфраструктурных проектов. Совместные инфраструктурные разработки потенциально могут снизить риск конфликтов между двумя странами. Однако, несмотря на эти достижения, Иран и Азербайджан, вероятно, сохранят осторожный подход друг к другу. Ожидается, что сохраняющееся недоверие и продолжающаяся геополитическая конкуренция продолжат оказывать влияние на их двусторонние отношения.
В этом свете интересы Ирана и России в установлении прямой связи могут совпадать. Азербайджан служит для Турции средством укрепления своего блока и усиления своего влияния на Западе, главным образом благодаря значительным запасам газа в Баку. Иран сталкивается с проблемами, связанными с тем, что его тюркоязычное население на севере Ирана выступает за отделение, частично под влиянием усилий Турции по мягкой силе в этом направлении. Москва, со своей стороны, вряд ли положительно воспримет растущее влияние Турции в своей сфере влияния, учитывая неустойчивый характер Анкары как союзника. Кроме того, правящая элита Ирана по-прежнему глубоко обеспокоена присутствием Израиля в Азербайджане.
Тем не менее, как подчеркнул Президент Казахстана, страны региона создают новую транспортную сеть для Евразии, ранее не существовавшую. Для Ирана этот коридор обеспечивает доступ к более чем десяти российским городам с населением более миллиона человек вдоль реки Волга. Он также устанавливает связи с более широкой Центральной Азией и Черноморским регионом. Это дает Тегерану возможность избежать международной изоляции, укрепить свою национальную экономику и привлечь инвестиции через свои Свободные экономические зоны (СЭЗ) и особые экономические зоны (ОЭЗ).
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий