4 июня в Минске состоялось подписание акционерного соглашения АО «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс». Подписи под документом поставили (слева направо) председатель правления АО «НК «КТЖ» Сауат Мынбаев, гендиректор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и начальник БЖД Владимир Морозов. Как информирует Прайм Пресс со ссылкой пресс-центр БЖД, это стало завершающим этапом реорганизации ОТЛК ЕРА.
Сообщается, что Акционерное соглашение закрепляет намерение железных дорог России, Беларуси, Казахстана продолжить интеграцию железнодорожных транзитных перевозок по территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС), регламентирует права и обязанности причастных сторон в отношении пакета акций Общества. Все трое акционеров имеют равное количество долей участия — по 33,33%.
Как отмечается в пресс-релизе ОТЛК ЕРА, подписанный документ регулирует широкий спектр вопросов, связанных с управлением Обществом и обращением акций. Акционерное соглашение определяет новые положения дивидендной политики, порядок ротации должности председателя Совета директоров, механизм разрешения конфликтных ситуаций в процессе принятия управленческих решений.
Само же Акционерное общество «Объединенная транспортно-логистическая компания» (АО «ОТЛК») было создано 13 ноября 2014 г. Учредителями общества выступили ОАО «Российские железные дороги», государственное объединение «Белорусская железная дорога» и АО «Национальная компания «Казахстанские железные дороги».
Компания была образована в целях предоставления клиентам комплексного сервиса по организации перевозок контейнеров в сообщении Китай — Европа — Китай на пространстве колеи 1520 мм от границы Республики Казахстан с Китаем до границы Республики Беларусь со странами Европейского союза.
В 2018 г АО «ОТЛК» было преобразовано в АО «ОТЛК — Евразийский железнодорожный альянс» (АО «ОТЛК ЕРА») в целях достижения равных долей участия компаний-акционеров (по 33,33% акций).
В настоящее время АО «ОТЛК ЕРА» является крупнейшим оператором железнодорожных контейнерных перевозок на пространстве Евразийского экономического союза. За время деятельности компании объемы перевозок контейнеров в сообщении Китай — Европа — Китай транзитом по Белорусской железной дороге увеличились с 48 тыс в 2015 г до 280 тыс контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте в 2018 г.
Таким образом, подписанное в Минске соглашение направлено на создание соответствующих условий для дальнейшего увеличения железнодорожных грузоперевозок в направлении Китай – Европа через страны ЕАЭС.
Следует отметить, что портал «Каспийский вестник» неоднократно писал о том, что железнодорожный маршрут через ЕАЭС является главным конкурентом активно развиваемых в настоящее время транспортных коридоров через страны Каспийского региона.
Несмотря на то, что Казахстан, Азербайджан и Туркмения при поддержке внерегиональных партнёров предпринимают активные меры по развитию транспортно-транзитной инфраструктуры на каспийском побережье, тиражируя новые амбициозные транспортные маршруты, которые призваны способствовать диверсификации национальных экономик стран региона за счёт существенного роста транзитных сборов.
Однако, до настоящее времени нет ясности относительно загрузки данных проектов, от чего в конечном счёте зависит окупаемость вложенных в них денежных средств. Китайская сторона пока не спешит перенаправлять потоки своих товаров в Европу на сухопутно-морские транскаспийские маршруты. За 2017-2018 годы регулярно сообщалось о пробных тестовых поставках грузов из Китая с использованием транспортных коммуникаций Каспийского региона. Но пока эти маршруты, всё ещё полноценно не функционируют, не превышая в годовом измерении объёма в 5 тыс. контейнеров TEU.
Разница между пятью и 280 тыс. контейнеров только на маршруте поставок через ЕАЭС пока слишком велика, чтобы говорить о том, что Китай перенаправил существенные объёмы грузоперевозок на Транскаспийский маршрут. А если вспомнить о перевозках китайских контейнеров в Европу через Монголию и по Транссибу, то разница выглядит ещё более впечатляющей.
Таким образом, ближайшие годы обещают во многом прояснить ситуацию. На прошедшей недавно в казахстанском Актау конференции «Каспийские порты и судоходство-2019» прикаспийские страны заявили об ожидаемом кратном росте грузоперевозок из Китая в грядущие несколько лет. С учётом этого статистика за 2019-2020 гг. покажет насколько страны Каспия преуспеют в развитии транзитных грузоперевозок из Китая в ЕС.
Подробнее в статье портала «Каспийский вестник»:
Добавить комментарий