На сайте Российского совета по международным делам опубликован доклад под названием «Последствия американо-иранской конфронтации для России: анализ факторов риска (2021 г.)». Авторами доклада являются Абдулрасул Дивсалар, Ph.D., руководитель Инициативы региональной безопасности в рамках Программы ближневосточных направлений Центра перспективных исследований Роберта Шумана при Европейском университетском институте, и Пётр Кортунов, Программный координатор РСМД, магистр МГИМО МИД России.
Доклад представляет собой результат теоретического анализа экономических и политических последствий, которые открытая конфронтация между Ираном и США может иметь для России. В работе рассматриваются как потенциальные негативные, так и возможные позитивные последствия такого столкновения для Российской Федерации. Исследование не ставит перед собой задачу смоделировать сценарий дальнейшего развития отношений между Соединенными Штатами и Исламской Республикой, но пытается спрогнозировать последствия такого столкновения для России и, основываясь на них, определить вектор российской политики в случае реализации такого сценария.
Во введении к докладу отмечается, что 2020 год стал пиком военной напряженности между США и Ираном с момента завершения в 1987 г. «танкерной войны» (ирано-иракской войны). Политика максимального давления, проводимая администрацией Д. Трампа, и линия Ирана на сопротивление/применение ответных мер способствовали появлению новых противоречий. Несмотря на нежелание обеих сторон начинать военные действия, риск возникновения полномасштабного конфликта стал неизменным элементом напряженных отношений между США и Ираном. От нового президента США ожидают, что он найдет дипломатический подход к урегулированию кризиса, но риск эскалации ситуации вряд ли удастся существенно сократить в ближайшее время.
«На протяжении всего 2021 года неизменными остаются несколько факторов, усугубляющих риск американо-иранской войны», — отмечают эксперты РСМД.
Во-первых, нарушение обеими сторонами Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) осложняет выход из ядерного кризиса приемлемым для обеих сторон образом, что повышает вероятность эскалации конфликта.
Во-вторых, если Вашингтон расценивает расширение своего санкционного режима как универсальный рычаг давления, то Тегеран рассматривает в качестве инструментов давления свой ядерный потенциал и стремительное развитие своей ракетной программы: ракеты средней и межконтинентальной дальности. Действия обеих сторон в сочетании с дефицитом доверия значительно затруднили процесс поиска компромисса.
В-третьих, среди политиков Ирана нет согласия относительно ведения переговоров с США. Уходящее в отставку правительство Хасана Роухани стало структурно слабым, создавая конкуренцию между остающимися после его ухода центрами власти: им предстоит решить, кто будет вести переговоры и что будет предметом обсуждения. Эта ситуация будет сдерживать конструктивное взаимодействие с Соединенными Штатами до тех пор, пока 18 июля 2021 г. в Тегеране не будет избрано новое правительство.
В-четвертых, усиление антиамериканских настроений внутри «глубинного государства» и ставка Исламской Республики на стратегию сдерживания для противодействия американским угрозам сохраняют высокий риск непредвиденных столкновений.
И наконец, в-пятых, в связи с провокациями, которые дестабилизируют ситуацию в регионе, такими как, к примеру, убийство высокопоставленного сотрудника Министерства обороны Ирана в ноябре 2020 г., существует риск столкновений между такими региональными акторами, как Иран и Израиль, что в конечном итоге вынудит США вмешаться.
Авторы доклада отмечают, что рассмотренные выше дестабилизирующие факторы могут повысить вероятность нового витка эскалации. Кроме того, если Иран решит перейти к созданию ядерного оружия, возникнет риск нанесения поддерживаемого США удара по иранским атомным объектам. История просчетов в Вашингтоне и Тегеране, отсутствие механизмов деконфликтизации и затруднения, которые испытывают международные акторы при выработке оперативных мер по предотвращению конфликтов, создают потенциал для смены вектора отношений между США и Ираном от напряженности к военной конфронтации.
Каковы будут последствия такого сценария для России? Не заставят ли Москву последствия американо-иранской войны на Ближнем Востоке играть более активную роль в качестве посредника? Или Россия сделает выбор в пользу ослабления способности США проецировать силу, оказывая военную помощь Ирану? – такими вопросами задаются авторы доклада.
В работе предпринимается попытка оценить соотношение возможных издержек и выгод для Москвы, которые и будут определять ее решения в случае начала американо-иранской войны. В первом разделе анализируются возможные выгоды, которые Москва может извлечь, если между Вашингтоном и Тегераном возникнет открытый конфликт; во втором – рассматриваются минусы такого сценария для российских интересов. В работе анализируются, как плюсы и минусы такого сценария повлияют на ближневосточную политику России. Авторы полагают, что издержки Москвы от такой войны будут угрожать основным интересам России на Ближнем Востоке и, таким образом, вероятно, являются ключевым фактором, определяющим российскую стратегию реагирования.
Добавить комментарий