Каспийский политический центр (CASPIAN POLICY CENTER), ведущий мозговой центр США, занимающийся исследованиями по каспийской проблематике, после недавней победы избранного президента Джо Байдена на выборах 3 ноября 2020 года, подготовил ряд рекомендаций для новой команды Белого Дома при выработке политики на каспийском направлении.
В пресс-релизе Центра отмечается, что курс, выбранный новой администрацией при отношениях с прикаспийскими странами, будет иметь большое значение для Большого Каспийского региона, включающего в себя согласно взглядам американских экспертов — Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызскую Республику, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
«То, как администрация Байдена будет выстраивать отношения между США и прикаспийскими странами, будет иметь жизненно важное значение для дальнейшего экономического и политического развития региона, а также для того, сможет ли Вашингтон противостоять нынешним ведущим геополитическим игрокам на каспийской шахматной доске — России и Китаю», — отмечается в материале, переведённом редакцией «Каспийского вестника».
В связи с этим, американские эксперты предлагают:
1. Публично признать роль США в многовекторной внешней политике региона
Все восемь стран региона в той или иной степени практикуют многовекторную внешнюю политику. Они стараются сбалансировать свои отношения с Россией, Китаем, Европейским союзом и США. Обычно они не противопоставляют себя друг другу и стремятся обеспечить хорошие отношения со всеми четырьмя акторами. Такая политика отвечает интерсам обеспечения их суверенитета и независимости.
В последние годы аналитики и эксперты неоднократно заявляли, что США уходят из региона, но это не так. Вашингтон имеет посольства и представительства различных правительственных агентств в каждой стране, и многие программы, которые он начал за эти годы, полностью финансируются. Администрации Байдена необходимо повышать авторитет США в регионе за счёт регулярных визитов на высоком уровне и активизации публичной дипломатии, особенно в условиях, когда Россия объявляет регион своей «особой сферой влияния», а Китай использует свой широко разрекламированный «Один пояс – Один путь». Для президента Байдена было бы хорошим началом, провозгласить регион важным для мира во всем мире и резюмировать как на самом деле Соединенные Штаты работают в этом регионе. После этого отдельные посольства США должны предпринять дальнейшие шаги по приданию гласности каспийской политике США.
2. Работать, чтобы уравновесить великие державы
Каспийский регион имеет геостратегическое значение в эту новую эпоху конкуренции великих держав по двум причинам: его огромных природных ресурсов и его положения по обе стороны важнейших артерий международной торговли. Соединенные Штаты должны помешать какой-либо одной державе получить подавляющее влияние на Каспийском море и контролировать его природные ресурсы и эти торговые пути. Стремление России и Китая к первенству в Каспийском регионе связано с их более широким вызовом глобальной гегемонии США и поддержкой архитектуры международных отношений, сложившейся после Второй мировой войны. Осознавая свою индивидуальную неспособность доминировать в регионе, Россия и Китай создали общую антиамериканскую коалицию. Бесспорно то, что это китайско-русское сотрудничество могло бы обеспечить их совместное господство над жизненно Каспийским регионом.
Чтобы противостоять китайско-российскому вызову, Соединенные Штаты должны продолжать поддерживать суверенитет и территориальную целостность прикаспийских государств. Для этого администрация Байдена должна продолжать привлекать прикаспийские страны к партнерским отношениям в сфере безопасности и увеличивать прямые иностранные инвестиции США в регион. Только взяв на себя более активную и заметную роль в качестве регионального балансира, Соединенные Штаты могут сохранить независимость Каспия от России и Китая.
3. Противодействие китайскому влиянию с помощью экономических инвестиций
Администрация Байдена должна взять на себя обязательство противодействовать китайскому экономическому прогрессу в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Под эгидой инициативы «Один пояс — Один путь» (BRI) китайские инфраструктурные проекты угрожают заманить менее развитые страны региона в долговые ловушки, которые могут подорвать их способность проводить независимую экономическую политику. В случае Кыргызской Республики и Таджикистана внешний долг составляет 63,3 процента и 44,7 процента их ВВП соответственно, при этом большая часть их долга принадлежит Экспортно-импортному банку Китая. Кроме того, проекты в рамках BRI часто оставляют позади местные сообщества и не соответствуют стандартам устойчивости.
Чтобы противодействовать этой угрозе, Байден должен продвигать планы по созданию сети Blue Dot Network, о которой США, Австралия и Япония впервые заявили в 2019 году. Целью сети, как известно, является обеспечение прозрачных альтернативных потоков инвестиций в развитие инфраструктуры в Каспийском регионе. Инвестиции в инфраструктуру являются насущной необходимостью для стран Каспийского региона, а их нехватка приводит к тому, что эти страны ищет финансирование там, где оно доступно. К примеру у таких учреждений, как Экспортно-импортный банк Китая. Если Соединенные Штаты и их союзники задействуют весь потенциал сети Blue Dot Network, проект может помочь диверсифицировать финансирование инфраструктуры Каспийского моря и снизить зависимость стран от Китая.
Администрация Байдена также может использовать сеть Blue Dot Network для продвижения социально и экологически устойчивых проектов, направленных на противодействие вредным китайским проектам. Поддерживая развитие возобновляемых источников энергии, США могут позиционировать себя в качестве лидера в области защиты окружающей среды в противодействии китайской стратегии развития с высоким уровнем загрязнения.
В то же время администрация Байдена должна поощрять экономические связи между Центральной Азией и Южным Кавказом. Финансирование и продвижение проектов, обеспечивающих энергетические, телекоммуникационные и транспортные связи через Каспийское море, может оказаться эффективным способом ограничения экономического влияния Китая и России в регионе.
4. Повышение дипломатического взаимодействия на всех уровнях.
При администрации Байдена Соединенные Штаты должны расширить свое дипломатическое участие в Каспийском регионе как с точки зрения своей приверженности встречам на высоком уровне, так и с точки зрения выделения ресурсов. В то время как существующий формат C5+1 для Центральной Азии является отличным инструментом для развития диалога на министерском уровне, Байден должен перейти к проведению саммитов C5+1 на президентском уровне, чтобы продемонстрировать приверженность США Центральной Азии. Более того к этому формату необходимо подключать Афганистан в качестве полноправного члена этой дипломатической структуры. Собственное прямое участие Байдена стало бы ярким признаком признания важности этого региона для Соединенных Штатов. Кроме того, США должны работать с заинтересованными партнерами, такими как Азербайджан и Грузия, для лучшей интеграции Южного Кавказа и Центральной Азии. Хотя это не должно заменять функцию формата C5 + 1,
При первой же возможности администрация Байдена должна прояснить давнюю политику США по поддержке и защите независимости, суверенитета и территориальной целостности стран региона. В частности, это должно быть сосредоточено на так называемых «затяжных конфликтах» в регионе — Абхазии и Южной Осетии в Грузии и, в особенности, на нагорно-карабахском конфликте между Арменией и Азербайджаном. Соединенные Штаты долгое время вместе с Россией и Францией были сопредседателями процесса Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по Нагорному Карабаху, но в последние годы этот формат отодвигается на второй план. Теперь, когда началась война, Соединенным Штатам следует усилить свою роль в Минской группы и не только призвать к прекращению огня в нынешней войне, но и работать над ее урегулированием.
Тем не менее, не вся дипломатия должна реализовываться на самом высоком уровне. Администрация Байдена должна вложить значительные средства в общественную дипломатию через программы академического обмена, такие как Фулбрайт и Обмен будущих лидеров (FLEX), а также другие существующие программы академического и профессионального обмена. Несмотря на важность встречи на уровне президентов и незаметной повседневной дипломатии, программы общения между людьми также приносят глубокие и долгосрочные результаты за счет развития значимых отношений и нового образа мышления, сохраняющегося на протяжении десятилетий. В конце концов, они могут способствовать изменениям, которых хотят Соединенные Штаты в этих постсоветских странах. Резкое увеличение финансирования всех программ обмена США должно стать краеугольным камнем политики Байдена в Каспийском регионе.
5. Быть в курсе угроз безопасности, исходящих из региона
Терроризм остается постоянной угрозой Соединенным Штатам и их интересам. Это проблема особенно актуальна в Центральной Азии. Хотя движение «Талибан» остается основным источником экстремистской нестабильности в Афганистане и регионе, дальнейшая нестабильность была внесена в результате провозглашения ИГИЛ халифата Хорасан в регионе, включающем части Афганистана, Средней Азии и Ирана, что может привлечь новых последователей в ряды МТО. Если переговоры между афганским правительством и Талибаном окажутся успешными, нет никаких гарантий, что Талибан будет придерживаться условий мира. Это создает возможность для действий Талибана по дальнейшей дестабилизизации соседних стран. По мере того как конфликты в Афганистане и Сирии продолжаются, судьба иностранных боевиков, возвращающихся на родину в Каспийском регионе, также окажется значительной угрозой. Задача реинтеграции их в общество и борьбы с угрозами безопасности, которые они представляют, будет значительной.
Ситуация в Афганистане и прикаспийских странах в целом остаётся сложной. Чтобы обезопасить Афганистан и найти приемлемое решение для Соединенных Штатов, необходимо обеспечить безопасность Каспийского региона. Для этого администрация Байдена должна поддерживать ответственное военное присутствие в Афганистане, как минимум на авиабазе Баграм, хотя бы в противовес российским военным базам и зарождающемуся военному присутствию Китая в Центральной Азии. Соединенным Штатам следует расширить свои существующие программы межвоенного взаимодействия в регионе и работать над увеличением подготовки и учений в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ).
6. Поддерживать усилия Центральной Азии по формированию международного блока
Наконец, администрация Байдена должна решительно и публично поддержать зарождающиеся усилия центральноазиатских государств (которые также должны включать и Афганистан) по формированию собственного международного блока, возможно, по модели Ассоциации стран Юго-Восточной Азии или Северного совета. В таком блоке они могли выступать с единой позиции, чтобы укрепить свою независимость и суверенитет, особенно против давления со стороны Китая и России. Со временем в такой блок могли бы войти и страны Южного Кавказа. Хотя каждая страна сохранит свою независимость, выступая в качестве члена регионального блока, вместе они значительно увеличат свое присутствие на мировой арене.
Таким образом, вышеуказанные рекомендации Каспийского политического центра показывают, какие меры по реализации американских национальных интересов в Каспийском регионе, скорее всего, предпримет Администрация Джозефа Байдена.
Как отмечалось в ходе проведённой 17 декабря т.г. экспертами КПЦ совместной с азербайджанским Центром анализа международных отношений дискуссии, американский мозговой центр проводит обширный объем исследований, анализов и отчетов, экспертных встреч, чтобы информировать американских политиков при принятии решений по региону. В этой связи следует ожидать, что большинство из указанных предложений КПЦ будет реализовано.
Добавить комментарий