Как известно, международный транспортный коридор «Север-Юг» (международное название – International North South Transport Corridor (INSTC)), находится в стадии реализации с 12 сентября 2000 года, когда во время работы 21-й международной Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге состоялось подписание министрами транспорта России, Индии и Ирана Межправительственного соглашения о международном транспортном коридоре (МТК) «Север-Юг».
Этому событию предшествовала пробная транспортировка контейнеров по маршруту Шри-Ланка – Индия – Иран – Каспийское море – Россия в соответствии соглашением по транспортировке экспортно-импортных контейнеров, подписанным 22 июня 1999 года коммерческими фирмами «Вагна» (Россия), «Волга-Вастер» (Россия), «Ирсотр» (Иран), «Иранохинт» (Иран), «Реги» (Иран).
Однако с того момента прошло уже почти 20 лет, но МТК «Север-Юг» так и не начал полноценно функционировать. Факторами, сдерживающими развитие проекта являются незавершённое строительство восточной железнодорожной ветки МТК — коридора «Россия – Азербайджан – Иран», отсутствие развитой железнодорожной инфраструктуры между каспийским портами Ирана и его национальной железнодорожной сетью, проблемы с проходимостью Волго-Каспийского судоходного канала на Северном Каспии и многие другие. Однако события последнего времени дают ряд поводов для оптимизма в отношении данного проекта.
5 февраля индийские СМИ сообщили о подписании российско-индийского соглашения, направленного на ускорение международного транспортного коридора «Север-Юг». Акционерное общество «Российские железные дороги» и индийская контейнерная корпорация (CONCOR), крупнейший оператор железнодорожных контейнерных перевозок в Индии заключили меморандум о взаимопонимании по предоставлению логистических услуг по INTSC.
По данным СМИ, меморандум предполагает изучение возможностей развития совместных логистических проектов в России и Индии с использованием международных транспортных коридоров, в том числе INSTC. В рамках соглашения между двумя странами планируется организовать совместный семинар по совершенствованию российско-индийского логистического сотрудничества, развитию совместных проектов в области контейнерных перевозок между странами, а также развитию высококачественных логистических услуг, в том числе направленных на дальнейшее повышение эффективности работы INSTC.
Кроме этого, 18 февраля стало известно, что иранский парламент в рамках обсуждения законопроекта о бюджете на следующий 1398 иранский год, одобрили планы Правительства страны по получению кредита в 5 миллиардов долларов от России. Сообщается, что кредит будет использован для владения капитальными активами в инфраструктурных и производственных областях, среди которых приоритет отдается новым проектам в области энергетики, атомной энергетики, железных дорог, автомобильных дорог, плотин, ирригационных сетей и водного транспорта.
С учетом указанного транспортного направления привлечения заёмных средств, имеется высокая вероятность того, что полученные от России финансовые ресурсы будут направлены на завершение строительства железной дороги «Астара – Решт», что позволит в итоге закончить строительство магистрали «Россия – Азербайджан – Иран» и завершить железнодорожную составляющую МТК «Север-Юг».
Кроме этого известно, что иранская сторона в прошлом году начала работы по соединению своего крупнейшего порта на Каспии – Энзели, с национальной железнодорожной сетью и дополнительное финансирование может ускорить это строительство. А это, в свою очередь, будет способствовать развитию морского участка МТК, соединяющего российские и иранские порты на Каспии.
Таким образом, один из наиболее выгодных и перспективных для России и других стран региона транспортных проектов на Каспии, по всей видимости, получит очередной значимый импульс для своего развития.
Добавить комментарий