Стратегия Европейского Союза по соединению Европы и Азии – Евро-Азиатская «Сеть».
Аналитика, Геополитика и геоэкономика, Комментарии экспертов

Стратегия Европейского Союза по соединению Европы и Азии – Евро-Азиатская «Сеть».

Страны Европейского Союза в последние годы наращивают своё присутствие в Каспийском регионе. Традиционно предметом особого внимания для Брюсселя являются энергетика и транспорт. Европейские политики придают большое значение проводимой в настоящее время работе по созданию Южного газового коридора, посредством которого каспийский природный газ впервые начнёт поставляться напрямую потребителям в Европе. Кроме этого Европа заинтересована в запуске транскаспийских транспортных коридоров, по которым товары из стран Азии, прежде всего Китая, будут поставляться на Запад. В качестве примеров здесь можно привести такие проекты, как ТРАСЕКА, Транскаспийский международный транспортный маршрут, Лазуритовый коридор, коридоры «Каспийское море – Черное море», «Юг – Запад» и др.

В последние годы принципиально изменяется концептуальное содержание политики ЕС в регионе. О том, какие стратегические документы приняты, а также готовятся к принятию странами ЕС в Азии читайте в материале портала «Каспийский вестник», подготовленном экспертом по внешней политике и международным процессам из Казахстана Абдуллиным Димашем.

«Европа и Япония дают сигнал миру о будущей открытой и справедливой торговле. Наши соглашения показывают, что торговля — это нечто большее, чем квоты и пошлины, или миллионы или миллиарды. Здесь речь идет о ценностях, принципах и справедливости»

Ж-К. Юнкер

Стратегия Европейского Союза по соединению Европы и Азии – Евро-Азиатская «Сеть».

В преддверии Стратегии ЕС 2019 по Центральной Азии и вступлении в силу Соглашений ЕС с Сингапуром и Вьетнамом.

Стратегия ЕС в Азии # Партнерства # Партнерство ЕС – Япония # Расширенное Партнерство ЕС – Казахстан # Стратегия ЕС в ЦА 2019 # Глобальная Стратегия ЕС # Трансъевропейская система транспорта # Trans-European Transport Network #

Вступило в силу Соглашение об экономическом партнерстве между ЕС и Японией. На зону свободного движения товаров и услуг, которую, заключив соглашение об экономическом партнерстве, создали Япония и ЕС, приходится порядка 40% мировой торговли и треть глобального ВВП. Брюссель и Токио также договорились о взаимном признании достаточности и надежности систем защиты персональных данных, создав зону безопасных потоков данных в мире. Новое соглашение позволит создать в Японии около 300 тыс. новых рабочих мест и увеличить ВВП на $45 млрд.

Череду выгод от заключения Соглашения об экономическом партнерстве можно перечислять достаточно долго — это реализация Стратегии ЕС в Азии. Япония в данном случае выступает как один из крупнейших и передовых партнеров Европы в Азии в контексте видения системы торговли и экономики. Самое главное – это концепция и метод.

Кроме Японии в 2019 году в силу должны вступить Соглашения с Сингапуром и Вьетнамом и Стратегия ЕС в Центральной Азии.

С Казахстаном действует Соглашение о Расширенном Партнерстве и Сотрудничестве. С другими странами ЦА находится в процессе подготовки, равно как и Стратегия ЕС в ЦА.

ЕС должен расширить диалог по устойчивой связи с другими партнерами, включая Афганистан, Индию, Индонезию, Иран, Пакистан, Россию, Республику Корея, Турцию, страны Центральной Азии, а также Австралию и США.

Европейский Союз и Япония начали реализацию Партнерства, включающего Соглашения Стратегического Партнерства и Экономического Партнерства. Можно считать это значительным пунктом реализации Стратегии ЕС в Азии и формирования Евро-Азиатской Сети в исполнении Европейского Союза.

Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве (СРПС) между Казахстаном и Европейским Союзом, подписано 21 декабря 2015 года, и частично применяемое с мая 2016 года.

Соглашение охватывает серию сфер взаимодействия, начиная от инвестиций, развития торговли, инфраструктуры и таких сфер, как инновация, культура, спорт, туризм, сотрудничество правоохранительных органов. Торговый раздел соглашения максимально проработан. При разработке и согласовании этого Соглашения Казахстан руководствовался обязательствами перед странами в рамках Таможенного союза, ЕАЭС и членством в ВТО.

Серия Соглашений со странами Центральной Азии находятся в стадии подготовки к подписанию.

Стратегия ЕС по Центральной Азии должна быть анонсирована в марте 2019 года.

Стратегия Европейского Союза в Азии нацелена на формирование «Сети» — транспортной, энергетической и цифровой. И в системе ценностей данной стратегии — кибербезопасность, международное партнерство и сотрудничество в области образования, исследований, инноваций, культуры и спорта, высокие инвестиции в устойчивую связь, новое и инновационное финансирование  занимают важное место.

Эта программа является «аналогичной» инициативе КНР или параллельной в выполнении и конкурирует с программой «Один пояс — один путь» как по наземным, так и по морским и воздушным коммуникациям.

Соглашения  о Стратегическом партнерстве и Соглашения по экономическому партнерству являются базой, основой, конструкцией для формирования Евро-Азиатского Сообщества, основанного на либерализации мировой торговли, по рыночным правилам, при соблюдении норм защиты прав наемных работников и потребителей.

Двустороннее сотрудничество стран должно быть адаптировано к конкретной ситуации.

Европейский Союз проводит работу по формированию Стратегии ЕС – ЦА. На сайте Европейской Службы Внешних Действий — EEAS в ноябре 2018 г. опубликована стратегия ЕС по сопряжению Европы и Азии. Документ рассматривает не только Центральную Азию, а весь азиатский регион. Документ представлен на сайте Европейской Комиссии и называется «Взаимодействие Европы и Азии – структурные блоки для стратегии ЕС»[1].

«Для того чтобы сделать еще один шаг вперед в этом сотрудничестве и открыть возможности в рамках глобальной экономики, ЕС и Азия должны обеспечить эффективную и устойчивую связь.

Связность, совместимость способствует экономическому росту и созданию рабочих мест, глобальной конкурентоспособности и торговле, а также перемещению людей, товаров и услуг между Европой и Азией».


Trans-European Transport Network, TEN-T. Главные коридоры.

Европейский Союз предлагает организовать «Сеть» через интероперабельные, транспортные, энергетические и цифровые сети на основе Трансъевропейской Сети (Trans-European Transport Network, TEN-T) с четко определенными приоритетами и стандартами. Граждане, как пользователи связи и бизнеса, получают выгоду от эффективной общеевропейской инфраструктуры, свободной и справедливой конкуренции и общих стандартов.

Инфраструктура TEN-T.

Главные коридоры:

  • Атлантический коридор.
  • Балтик-Адриатический коридор.
  • Средиземноморский коридор.
  • Северноморско-Балтийский коридор.
  • Северноморско–Средиземноморский коридор.
  • Восток–Средиземноморский коридор.
  • Рейн-Альпийский коридор.
  • Рейн–Дунайский коридор.
  • Скандинавский коридор.

Политика ЕС в области организации «Сети» направлена на повышение эффективности на едином рынке ЕС и расширение подключения в глобальном масштабе, с акцентом на пользу и права людей. Эти цели подкрепляются политикой в области устойчивого развития, декарбонизации, цифровизации, инвестиций, инноваций и глобального лидерства.

Комплексная Сеть. Связанность — это сети, через которые проходят люди, товары, услуги и капитал. Это означает транспортное сообщение по воздуху, суше или морю. Это цифровые сети, от мобильной до фиксированной, от магистрали интернета до последней мили, от кабелей до спутников. Это также означает энергетические сети и потоки, от газа, включая сжиженный природный газ, к электрическим сетям, от возобновляемых источников энергии к энергоэффективности. Необходимо оптимизировать синергизм между этими тремя секторами, иногда приводящий к инновационным и новым формам взаимодействия. Взаимосвязь имеет важнейшее человеческое измерение, и интересы и права людей должны быть в центре любой политики).

Международные правила подключения. Для эффективного, справедливого и беспрепятственного перемещения людей, товаров, услуг и капитала необходимы правила и положения. Согласованные на международном уровне практика, правила, конвенции и технические стандарты, поддерживаемые международными организациями и учреждениями, обеспечивают совместимость сетей и трансграничную торговлю. На своем внутреннем рынке ЕС гарантирует недискриминацию и равные условия для предприятий и содействует созданию открытой и прозрачной инвестиционной среды, защищая при этом свои важнейшие активы. ЕС должен продолжать поощрять открытые и прозрачные процессы закупок, в которых компании должны иметь равные условия».

ЕС будет работать в трех основных сферах –

  • Во-первых, путем содействия эффективным связям и сетям между Европой и Азией через приоритетные транспортные коридоры, цифровые связи и энергетическое сотрудничество.
  • Во-вторых, путем установления партнерских отношений для обеспечения связи на основе общепризнанных правил и стандартов, позволяющих лучше управлять потоками товаров, людей, капитала и услуг.
  • В-третьих, путем содействия устранению значительных инвестиционных пробелов путем улучшения мобилизации ресурсов, усиления использования финансовых ресурсов ЕС и укрепления международных партнерств.

Когда говорят о стратегии ЕС имеют ввиду политику ЕС в регионе, осуществляемую представителями ЕС под руководством институтов – Европейской Комиссии, Европейского Совета  и Европарламента.  Основные направления Стратегии в Азии вытекают из Глобальной Стратегии ЕС. Основные приоритеты Стратегии – Оборона и безопасность, Повышение устойчивости и интегрированный подход, Укрепление внутренних и внешних взаимосвязей, Обновление действующих стратегий и подготовка новых, Укрепление механизмов общественной дипломатии.

Тем не менее, это общее направление во внешней политике, экономике и других сферах. В частности ЕС заключает двусторонние соглашения о Партнерстве и каждое государство ЕС в рамках своего суверенитета ратифицирует соглашения. Сложность подобного сооружения очевидна, но ЕС и является достаточно сложным комплексом. Ввиду этого удобно говорить о политике ЕС непосредственно по действиям, а не по заявлениям и стратегиям, несомненно, имея это учтенным фактором.

Абдуллин Димаш. Эксперт по внешней политике и международным процессам. +7 707 111 93 24, masterwwmaster@gmail.com


[1] Здесь и далее также приводится переведенный и переработанный текст документов с сайта Представительства ЕС в РК и Европейской Комиссии;  https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/joint_communication_-_connecting_europe_and_asia_-_building_blocks_for_an_eu_strategy_2018-09-19.pdf

5 февраля, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели