Модератором дискуссионной площадки выступил Каландаров Камилжан Хамутович, Директор АНО «Русско-Туркменский Центр Культуры», Председатель Фонда содействия укреплению дружбы народов прикаспийских государств «Наследие Каспия», Элиста, Республика Калмыкия, доктор философских наук.
В своей вступительной речи модератор сделал экскурс в историю проекта, подчеркнул его актуальность в современных геополитических реалиях, а также рассказал о его технических сложностях, которые предстоит решить совместными усилиями прикаспийских государств. Особое внимание он уделил роли Республики Калмыкия в продвижении коридора «Север-Юг». По его оценке руководство региона во главе с недавно избранным на пост главы республики Бату Сергеевичем Хасиковым может внести важный вклад в реализацию проекта. Калмыкия заждалась и готова к большим проектам, отметил он.
Основным докладчиком тематической сессии выступил Владислав Кондратьев, редактор информационно-аналитического портала «Каспийский вестник», эксперт Каспийского института стратегических исследований (КИСИ).
В своём выступлении спикер рассказал о роли и значении МТК «Север-Юг» в формировании евразийской транспортной инфраструктуры, а также о перспективах Республики Калмыкия в контексте реализации проекта МТК.
Спикер охарактеризовал текущее состояние трёх главных маршрутов коридора – Восточного и Западного – сухопутных, и Транскаспйиского — морского. По его оценке, после 2022 года – года начала СВО, коридор «Север-Юг» получил серьёзный импульс к реализации главной транзитной идеи проекта. И хотя сегодня Европа – конченый пункт коридора – выпала из проекта, МТК «Север-Юг» повысил своё значение в качестве альтернативного канала трансконтинентальной торговли между Россией и странами Глобального Юга. Ещё многое предстоит сделать для полноценного запуска коридора, однако власти и бизнес демонстрируют твердую приверженность реализации проекта и готовы совместными усилиями решать проблемы в сфере организации поставок.
Особое внимание Владислав Кондратьев уделил роли Республики Калмыкия на текущем этапе реализации МТК. По его оценке, текущие тенденции снижения уровня Каспия требуют от российского руководства принятия новых решений, учитывающих данный проблемный фактор. В числе этих решений он назвал реализацию ряда инфраструктурных проектов на территории Калмыкии, в частности, строительство порта Лагань, который находится на повестке дня уже около 10 лет, а также строительство железной дороги «Улан-Холл – Зимовники», которая могла бы диверсифицировать потоки товаров, проходящих по западному маршруту коридора «Север-Юг».
В этой связи он пожелал руководству Калмыкии успешно воспользоваться благоприятными условиями для реализации масштабных проектов на территории прикаспийской республики.
Одним из главных спикеров дискуссионной площадки выступил представитель Ирана Бахрам Бахрамсири, генеральный директор и председатель правления Группы по развитию Южного коридора ЕврАзия (South Corridor Development Group EurAsia), участвовавший в мероприятии по видеосвязи. Свой доклад он посвятил значению Международного транспортного коридора «Север-Юг», как важнейшему инфраструктурному и экономическому проекту региона и его ключевой роли в международном сотрудничестве между Ираном, Россией, Индией и странами Евразии в Закавказье и Центральной Азии. Доклад иранского представителя опубликован ранее на страницах портала «Каспийский вестник»:
В дискуссии в Элисте также приняли участие должностные лица Правительства Азербайджана.
Сахиб Нуреддин оглы Алекперов – заместитель министра экономики Азербайджанской Республики, в своем выступлении подчеркнул, что сегодня наступило решающее время для реализации МТК «Север-Юг». Наличие трех веток коридора он назвал важным преимуществом маршрута. По его словам, Азербайджан провел большую подготовительную работу для полноценной реализации МТК на своей территории. У Азербайджана самый большой торговый флот на Каспии. Имеется две автодороги, пересекающие республику с Севера на Юг, от границы с Россией до границы с Ираном. Железные дороги страны готовы уже сегодня к транзиту 15 млн тонн грузов в год, а после модернизации отдельных участков перевезут и 30 млн. Также Сахиб Алекперов подчеркнул, что на территории Азербайджана соединяются коридор «Север-Юг» и Транскаспийский, Срединный коридор. И это тоже открывает большие возможности для России и её прикаспийских регионов, в плане экспорта грузов в западном направлении, в сторону Грузии, Турции, Черного и Средиземного морей. Отдельное внимание спикер уделил Зангезурскому коридору. По его словам, в случае если Ереван откажется от данного проекта, в Баку перенесут внимание на использование для транзита иранской территории, где сегодня уже создается необходимая для этого инфраструктура.
Мурад Фарид оглы Гусейнов — заместитель Министра культуры Азербайджанской Республики акцентировал внимание на культурном аспекте развития региональной торговли. Он выразил уверенность, что укрепление торгово-экономических связей стран-участниц коридора будет способствовать сближению прикаспийских народов в культурном плане.
Андрей Викторович Демин — начальник отдела международного отраслевого сотрудничества Департамента экономического сотрудничества МИД России, в своем докладе рассказал о внешнеполитических аспектах реализации проекта МТК «Север-Юг». По его словам, усилия МИД в настоящее время направлены на поддержку транспортных проектов с дружественными странами. Развитие транспортно-логистических связей сегодня стратегическая задача национальной политики. России совместно с дружественными странами необходимо добиться превращения Евразии в привлекательный развитый регион с высоким уровнем жизни населения. Существенную роль в решении этой задачи может внести развитие транзитной торговли в рамках таких проектов как МТК «Север-Юг» и Северный морской путь, которые могут заложить фундамент транспортно-логистического каркаса Евразии. Одной из важнейших задач дипломат назвал создание бесшовного сквозного железнодорожного маршрута в Иран. Он проинформировал участников дискуссии, что недавно иранская сторона уведомила МИД России о завершении внутригосударственных процедур для строительства ветки «Решт-Астара». После решения ряд технических вопросов можно приступать к строительству этого важнейшего участка. Кроме того, Андрей Демин отметил, что МИД готов оказать Республике Калмыкия помощь в продвижении проекта строительства нового морского порта в г. Лагани, который по его оценке важен в плане решения проблемы узких мест МТК.
Сапрынская Дарья Викторовна, научный сотрудник ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, аналитик Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова выступила на круглом столе с докладом на тему «Политическое значение «Евразийского транспортного каркаса». Спикер рассказала, какие политические препятствия реализации МТК «Север-Юг» существуют сегодня и каким образом их можно преодолеть или нивелировать.
Представители органов власти Республики Калмыкия в своих выступлениях подчеркивали заинтересованность региона в новых прорывных инфраструктурных проектах. Так, депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия XVII созыва Хачиров Борис Бекмуратович отметил, что в текущем году Калмыкия успешно решала вопросы развития автодорожной инфраструктуры и готова к перейти к более сложным и важным проектам в этой сфере. А Советник Главы Республики Калмыкия Салыков Владимир Вячеславович, подтвердил большое значение, которое в регионе придают вопросу о строительстве собственного морского порта на каспийском побережье.
Свой взгляд на транспортно-логистическую проблематику представили участники дискусии из Москвы.
Садыхбеков Джамиль Рафикович, председатель Комиссии по информационной политике Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Ректор Гуманитарного института стран Содружества рассказал о роли медиа в информационной политике международного транспортного коридора «Север-Юг». А также выдвинул ряд предложений для дальнейшего развития культурно-гуманитарного сотрудничества в Калмыкии, как прикаспийском субъекте РФ, например, об открытии в Калмыкии Академии информационной дипломатии.
Морозова Екатерина Павловна, заместитель директора по учебно-методической работе института повышения квалификации и переподготовки кадров Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, кандидат педагогических наук, предложила коллегам из Калмыкии свою помощь в развитии в регионе образовательного туризма, что потребует запуска новых программ подготовки на базе Калмыцкого государственного университета им. Б.Б.Городовикова.
В режиме ВКС в дискуссионной панели принимали участие Рахимов Кубатбек Калыевич, эксперт дискуссионного клуба «Валдай», Исполнительный директор Центра стратегических решений «Аппликата» (Бишкек), доктор экономических наук; Раванди-Фадаи Лана Меджидовна, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, руководитель Восточного культурного Центра, а также политолог из Азербайджана Вализаде Ильгар. Спикеры представили доклады о геополитических и цивилизационных аспектах развития МТК, его социально-экономическом значении для стран-участниц, а также о перспективах отношений Азербайджана с Южным Федеральным округом в целом и Республикой Калмыкия, в частности, в контексте проекта коридора «Север-Юг».
Представитель Астраханского государственного технического университета, директор Центра «Каспий-Евразия» Евгения Александровна Юкина, рассказала о реализации её организацией образовательных проектов для каспийской молодежи и предложила обменяться опытом с коллегами из Калмыкии с целью распространения положительного опыта культурно-гуманитарного прикаспийского сотрудничества.
В завершении дискуссии выступила представитель акционерного общества «Порт Лагань», которая представила информацию о том, на какой стадии находится реализация проекта строительства первого морского порта на территории Калмыкии и с какими трудностями сталкиваются региональные власти при реализации этого стратегически важного инфраструктурного проекта.
С заключительным словом в рамках дискуссии выступили модератор Каландаров Камилжан Хамутович и министр экономики Чиджиев Андрей Улюмджиевич. Спикеры поблагодарили участников круглого стола за высказанные идеи и предложения, высказали уверенность, что проведенное мероприятие внесёт важный вклад в успешное продвижение МТК «Север-Юг» и поможет властям Республики Калмыкия реализовать свой высокий транспортно-логистический потенциал в вопросах формирования Каспийского транспортно-логистического узла Евразии.
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий