В Российской газете — Экономика Юга России №7628 (165) опубликована информация о планах по строительству нового порта в окрестностях города Лагань Республики Калмыкия. Сообщается, что масштабный проект инициировали не региональные и федеральные власти, а крупный бизнес. В частности, бизнесмены, которые занимаются растениеводством в Белгородской, Воронежской и Курской областях.
По данным автора Руслана Мельникова, у российского бизнеса возникли проблемы с поставкой продукции в запланированные сроки в Иран через астраханские и дагестанские порты. Проанализировав ситуацию и изучив исследования 1990-х годов, бизнесмены пришли к выводу, что наиболее выгодным и надежным вариантом для дальнейших поставок станет строительство нового порта в Лагани. Это будет дешевле, чем использовать действующие порты, которые ограничены застройкой и устаревшей инфраструктурой, не позволяющей оптимизировать поставки по каспийским маршрутам. Изначально ориентированный под нужды бизнеса порт позволит снизить стоимость перевалки грузов, а значит — увеличит конкурентоспособность. Проект не предполагает использования бюджетных федеральных средств, а будет финансироваться инвесторами. Под новый порт в аренду на 49 лет выделено 2 000 гектаров. Если нужно, власти могут предоставить еще столько же. Необходимая документация уже прошла экспертизу в Федеральном агентстве морского и речного транспорта.
В качестве обоснования необходимости строительства объекта автором приводятся следующие данные. Российские грузоперевозчики не смогли в 2014-2015 годах осуществлять круглогодичную поставку зерновых и растительного масла в Иран. Астраханские порты простаивают почти три месяца, потому что в зимний период судоходству мешает лед, а потом еще месяц, потому что устье Волги, в котором они находятся, необходимо очистить от песчаных наносов и ила. К тому же в астраханские порты не заходят суда крупным водоизмещением. Доставка же грузов в Махачкалу оказывается дороже из-за более высокого железнодорожного тарифа. Кроме того, в махачкалинском порту упор сделан на нефтеналивные терминалы. К тому же акватории Каспия в районе возможного строительства в последние 15 лет не покрывалась льдом, а в те годы, когда он появлялся, ледяной покров не превышал 5-6 сантиметров, что не является препятствием для судоходства.
Незамерзающий порт Лагань может стать особенно важным для зернового рынка, поскольку в больших объемах зерно начинает поступать на продажу только в сентябре. А основной поток идет уже в зимнее время, и лед в портах может сорвать планы сельхозпредприятий и перевозчиков, сотрудничающих с иранскими партнерами.
Инвесторами также не исключается строительство железнодорожной и автомобильной инфраструктуры за свой счёт. На данный момент в 42 километрах от Лагани находится железнодорожная станция Улан-Хол. А в 24 километрах будет проходить федеральная трасса Кизляр-Астрахань, готовая уже на 70 процентов.
По планам инвесторов, в следующем году уже может быть завершена работа над проектно-сметной документацией и начаться строительство порта. Первую очередь предполагается ввести в эксплуатацию уже в 2021 году. При этом новый хаб создаст 3 500 рабочих мест, а налоговые отчисления и пошлины при перевалке грузов по самым скромным подсчетам смогут приносить около 30 процентов бюджета всей Калмыкии.
Подытоживая опубликованные СМИ данные, следует отметить, что планы по строительству морского порта в Калмыкии не новы. В 1990-2000-е годы этот вариант рассматривался наряду со строительством порта Оля в Астраханской области. Однако, в итоге было принято решение развивать именно астраханский портовый объект. Вместе с тем, сегодня порт Оля не оправдывает возложенных на него надежд, пока грузооборот в нём находится на минимальных значениях последних лет. Причинами этому служат сложности навигации ввиду долгого периода зимнего ледостава и обмеления Волго-Каспийского канала.
Поэтому нельзя исключать вероятность строительства нового порта в Калмыкии, который не будет сталкиваться с проблемами подобным астраханским портам. Тем более в России реализуется Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года, утвержденная Правительством Российской Федерации в ноябре 2017 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. № 2469-р). Кроме этого, ожидается проведение заседания Президиума Госсовета России, на котором будут рассматриваться вопросы развития Каспийского региона. С учетом частного финансирования не исключено, что власти страны поддержат проект строительства нового порта.
Сложностей на пути реализации проекта много. Поэтому более определённо о его перспективах можно будет судить после заседания Президиума Госсовета, который должен будет пройти до конца этого года.
Добавить комментарий