Распоряжением правительства РФ от 14 августа 2019 года №1797-р утверждена Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года. Документ подготовлен Минэкономразвития в рамках федерального проекта «Экспорт услуг» национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Как сообщает информационно-аналитическое агентство SeaNews, целью Стратегии заявлено создание предпосылок для повышения конкурентоспособности российских услуг на глобальных рынках и формирования в России привлекательных условий на основе подходов к регулированию и налогообложению экспортной деятельности.
Следует отметить, что существенное внимание в утвержденной стратегии уделяется использованию транспортно-коммуникационного потенциала Каспийского региона, в том числе мультимодальным транзитным грузовым перевозкам по транскаспийскому маршруту транспортного коридора «Север – Юг»
В части развития экспорта транспортных услуг в качестве наиболее перспективных направлений в Стратегии обозначены:
- транзитные грузовые перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом между странами Европейского союза и Азии, странами Содружества Независимых Государств;
- транзитные грузовые перевозки морским транспортом по Северному морскому пути;
- мультимодальные транзитные грузовые перевозки по транскаспийскому маршруту транспортного коридора «Север – Юг»;
- услуги по транспортировке российских внешнеторговых грузов различными видами транспорта;
- транзитные авиаперевозки пассажиров, грузов и почты;
- дополнительные и вспомогательные услуги при грузовых перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом между странами Европейского союза и Азии, транзитных пассажирских и грузовых перевозках воздушным транспортом, а также при грузовых перевозках морским транспортом по Северному морскому пути и транскаспийскому маршруту транспортного коридора «Север – Юг»;
- услуги трубопроводного транспорта и др.
Перспективными странами – импортерами российских транспортных услуг авторы Стратегии считают Китай, Швейцарию, США, Германию, Кипр, Люксембург, Великобританию, Ирландию, Данию, Финляндию, Литву, Латвию, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Гонконг, Сингапур, Южную Корею, Японию и Турцию.
Основные проблемами и барьерами для развития российского экспорта транспортных услуг, согласно Стратегии, являются:
- недостаточный уровень эффективности логистики и качества транспортных услуг в условиях высокого уровня конкуренции на мировом рынке транспортно-логистических услуг;
- значительно уступающий международному уровень внедрения электронных транспортно-сопроводительных документов в деятельности транспортно-логистических операторов (накладные, разрешения на осуществление международных автоперевозок и другие);
- низкий уровень использования транзитного потенциала, обусловленный как недостаточно эффективной логистикой, административными барьерами и сложными процедурами при транзите, так и недостаточностью мер по формированию грузовой базы, в том числе за счет переключения транзитного грузопотока на маршруты, следующие через территорию Российской Федерации;
- недостаточный объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.
Основными задачами по развитию экспорта транспортных услуг на морском транспорте в Стратегии названы:
- разработка программ льготного кредитования деятельности морских перевозчиков;
- подготовка квалифицированных экипажей судов для плавания в высоких широтах;
- оценка потребности в морских грузовых и пассажирских судах и производственных мощностях для их строительства;
- увеличение доли перевозимых экспортных грузов из Российской Федерации судами под флагом Российской Федерации;
- модернизация портовой инфраструктуры международных морских портов в части проведения углубительных работ в акватории и у причальных стенок, расширения фарватера судоходных каналов, строительства необходимых защитных сооружений, удлинения причальных стенок.
В качестве приоритетных мер по развитию экспорта транспортных услуг на морском транспорте выделены:
- снятие избыточных требований законодательства к морским судам под российским флагом и приведение их в соответствие с нормами международного морского права; введение ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость на перевозку грузов между иностранными портами морскими судами под российским флагом;
- установление обязательного стандарта комиссионного «раскрытия» судна для разгрузки в порту с возможностью осуществления этой процедуры на рейде, в том числе с использованием плавсредств стивидора (в целях сокращения времени обработки судна, что приведет к сокращению временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности);
- внесение изменений в правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации, в части дополнения их нормой об обязательном заключении прямого договора с импортером или его представителем на недискриминационных условиях;
- совершенствование государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах в целях повышения эффективности конкуренции, включая рассмотрение возможности отмены государственного регулирования соответствующих тарифов.
По прогнозу разработчиков Стратегии, экспорт услуг морского транспорта будет расти большей частью за счет вспомогательных и дополнительных услуг при меньшем, но существенном расширении грузовых перевозок и сохранении незначительных объемов пассажирских перевозок. Объем российского экспорта таких услуг в целевом сценарии будет увеличиваться со среднегодовым темпом 6,2% и к 2025 году предположительно составит 8,2 млрд долларов.
«Стратегическую роль в обеспечении устойчивых высоких объемов российского экспорта транспортных услуг и расширении отечественного несырьевого экспорта будут играть создание и развитие национального морского контейнерного флота с линейными судами под российским флагом для налаживания прямых морских перевозок контейнерных грузов, расширение отечественного парка контейнеров всех типов…».
«Перспективным направлением является расширение паромных линий и соответствующего специализированного флота, в том числе на Каспии. В целом российская портовая и транспортная инфраструктура Каспийского бассейна обладает существенным потенциалом наращивания экспортно-импортных и транзитных (Транс-Каспийский маршрут международного транспортного коридора «Север-Юг») перевозок, в том числе перевозок контейнерных грузов. На это направлена Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Существуют также возможности налаживания круизного туризма на Каспии».
Другие перспективные направления включают строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры морских портов Арктического бассейна (транспортировка арктических углеводородных ресурсов, прежде всего сжиженного природного газа, в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона), Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов (транспортировка российских природных ресурсов, минеральных удобрений, продукции сельского хозяйства и промышленной продукции в страны Европы, Западной и Южной Азии и Африки, а также транзитные контейнерные перевозки между Европой и Западной и Южной Азией), Дальневосточного бассейна (транспортировка природных ресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Добавить комментарий