В период с 27 по 29 апреля в акватории Каспийского моря состоялись тактические учения Военно-морских сил (ВМС) Азербайджанской Республики, проведенные согласно утвержденному Министром обороны страны плану боевой подготовки на 2020-й год.
По сообщению пресс-службы Минобороны Азербайджана, целями учений являлись защита энергетической инфраструктуры в оперативной зоне Каспийского моря, планирование и проведение боевых операций во взаимодействии с корабельными тактическими группами, а также совершенствование умений командиров, штабов и личного состава.
Учения проводились в три этапа. На первом были выполнены мероприятия по оповещению соединений и частей, приведению в состояние боевой готовности сил и средств борьбы с подводными диверсиями. На втором этапе согласно сигналу были отработаны действия по развертыванию в оперативных районах сил по борьбе с подводными диверсиями и выполнены задачи по противоподводной диверсионной обороне, а также проведены операции по защите нефтегазовых инфраструктур. На третьем этапе после выполнения боевых стрельб корабли возвратились в пункты постоянной дислокации.
К учениям были привлечены более 20 кораблей и катеров, 2 вертолета, в том числе до 700 человек личного состава.
Следует отметить, что деятельность ВМС Азербайджана осуществляется в соответствии с положениями Стратегии морской безопасности Азербайджанской Республики, утвержденной 11 сентября 2013 года распоряжением президента Ильхама Алиева.
Стратегия ориентирована на реализацию национальных интересов в регионе Каспийского моря. Это предполагает:
- обеспечение мирных условий на море и его использование в соответствии с морским правом;
- использование азербайджанского сектора дна моря в соответствии с государственными интересами;
- недопущение дискриминации прав страны на море;
- урегулирование международных проблем Каспийского моря;
- использование ресурсов моря на цели социально-экономического развития;
- создание эффективной транспортной сети на море и обеспечение её безопасности.
Стратегия была принята за пять лет до подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, поэтому в ней делался прогноз о том, что правовой статус Каспийского моря будет определён консенсусом прибрежных государств, прикаспийские государства будут повышать свой военный потенциал, что меняет баланс сил и вооружений в регионе.
Согласно стратегии, дорогостоящие нефтегазовые платформы и трубопроводы страны нуждаются в контртеррористической защите. Стратегия также указывает, что прикаспийские государства наращивают собственные флоты, что приведёт к повышению интенсивности мореплавания, а это требует обеспечения полного контроля над азербайджанским сектором дна Каспия. Там же указано, что прибрежная зона, акватории и инфраструктура портов нуждаются в защите от действий диверсионных групп.
В стратегии отдельно указано, что в защите нуждаются и планируемые трубопроводы и инфраструктура для транспортировки нефти и газа из Казахстана и Туркменистана.
В стратегии отражены вероятные 9 внешних и 8 внутренних угроз морской безопасности Азербайджана.
В качестве внешних угроз отмечены увеличение военно-морских возможностей прикаспийских государств, изменение баланса сил и боевых возможностей не в пользу Азербайджана, любое потенциальное вмешательство во внутренние дела Азербайджана, ограничение возможностей использования природных ресурсов и выхода на морские коммуникационные линии, незаконное использование природных ресурсов в принадлежащих Азербайджану территориальных водах Каспийского моря, незаконное распространение на море ядерного и другого оружия массового поражения, его компонентов и средств транспортировки, современных военных технологий в контексте военно-политических амбиций различных стран, деятельность террористических организаций, морских пиратов и других преступных групп, одностороннее нарушение международных договоров и соглашений о незаконном распространении оружия соседними государствами.
В качестве растущих в последнее время основных внешних угроз были приняты территориальные претензии к Азербайджану на море, межгосударственные конфликты, возможность проведения морских боевых операций, нарушение морского пограничного режима Азербайджана, обострение морских пограничных споров.
Реализация Стратегии морской безопасности возложена на ВМС и ВВС Министерства обороны, береговую охрану и авиацию Государственной пограничной службы, МЧС, Министерство национальной безопасности, Государственную морскую администрацию, Государственное каспийское пароходство, Государственную нефтяную компанию и другие нефтяные компании, Государственный таможенный комитет, Государственную миграционную службу, Министерство экологии и природных ресурсов, Бакинский международный морской торговый порт, МВД. В документе отмечена готовность Азербайджана совместно с прикаспийскими государствами вести совместную деятельность против всего спектра угроз.
Официальный Баку заявляет, что, относясь с уважением к позициям и интересам всех прикаспийских государств, готов соблюдать все международные юридические нормы и принципы в связи с правовым статусом Каспия.
Фото Минобороны Азербайджана
Добавить комментарий