Астраханские ученые опубликовали статью об истории функционирования канала из Волги в Каспий
Исторические хроники Каспийского региона

Астраханские ученые опубликовали статью об истории функционирования канала из Волги в Каспий

Астраханские учёные Петр Иванович Бухарицин и Сергей Анатольевич Котеньков из Института Океанологии им П.П. Ширшова РАН в журнале «Гидрометеорология и экология» (2022. № 67. С. 283—304) опубликовали научную статью под названием «Трудные перекаты Волго-Каспия. Историческая ретроспектива. Часть I (IX—XIX вв.)».

Редакция портала «Каспийский вестник» ранее уже опубликовала отдельные выдержки из статьи. Однако в опубликованном материале содержится значительно более объёмная информация по данной актуальной проблематике.

В аннотации к статье авторы пишут, что проход из Волги по дельтовым протокам в Каспийское море, именуемый ныне «Волго-Каспийский морской судоходный канал», имеет тысячелетнюю историю. После освоения человеком дельтовых просторов судоходные маршруты периодически менялись, главным образом под влиянием колебаний уровня моря. Обширные мели устьевого взморья представляли серьезные проблемы для мореплавателей. Судоходный канал, образуемый рукавом Бахтемир, начал функционировать лишь в начале XIX в. До этого времени мореплаватели, проводя свои суда через обширные мели устьевого взморья к морю, использовали иные водные пути: по Бузану, Старой Волге, Болде.

«Восточные, европейские и российские источники сохранили сведения об изменениях маршрутов следования судов и о проблемах, с которыми сталкивались мореплаватели, перестраивавшим конструкции судов для удобного прохода по дельтовым протокам», — отмечают авторы.

Во введении к статье авторы пишут, что Волго-Каспийский морской судоходный канал является одним из старейших в мировой судоходной практике. С началом мореплавания на Каспии и по настоящее время прохождение судов по Волго-Каспийскому пути выливалось в экономические потери для судовладельцев в связи с падениями уровня Каспийского моря, его обмелением и заносимостью канала.

«Устьевая область Волги — одна из крупнейших в мире, она занимает в современных условиях примерно 49 000 км2 и состоит из дельты (11 000 км2) и устьевого взморья (около 38 000 км2). Наиболее крупные протоки дельты — Бузан, Болда, Камызяк, Старая Волга и Бахтемир. Ни один из названных протоков волжской дельты не доходит до моря, не разделяясь на несколько новых, не слившись с каким-нибудь другим и не приняв нового названия. В состав устьевого взморья Волги входит обширная отмелая зона площадью около 10 000 км2, примыкающая к морскому краю дельты. Протяженность этой зоны от морского края дельты до свала глубин отмелой зоны составляет 35—50 км. Указанная зона мелей, ежегодно намываемая сильным речным течением, образует бар. В этой мелководной зоне насчитываются сотни рукавов и проток, густо заросших тростником. Не имея надежного фарватера, входящие с моря в волжское устье суда, даже с мелкой осадкой, могли «сесть» на мель или заблудиться среди тростниковых крепей и многочисленных дельтовых проток. Данные проблемы для судоходства существовали еще в древности. Следует отметить, что Волго-Каспийский судоходный канал, образуемый р. Бахтемир, начал функционировать лишь в начале XIX в. До этого времени мореплаватели, приспосабливая конструкции своих судов для прохода к морю через устьевое взморье, использовали иные водные пути: по Бузану, Старой Волге, Болде», — отмечается в исследовании.

Целью статьи авторы определили — на основе совместного анализа восточных, западноевропейских и российских исторических документов, картографических материалов, археологических артефактов установить судоходные маршруты IX — начала XIX вв. по протокам волжской дельты к Каспийскому морю, уточнить их протяженность, рассмотреть конструкции морских судов, преодолевавших мели устьевого взморья.

Таким образом, уже из введения и аннотации к статье можно судить, что опубликованное исследование приобретает особенную актуальность в современных условиях, когда перед региональными и федеральными властями России стоит крайне важная задача обеспечить надёжный выход для торговых судов из астраханских портов Оля и Астрахань в Каспий. От этого сегодня зависит, сможет ли Россия создать необходимые условия для функционирования морского маршрута международного транспортного коридора «Север-Юг», нацеленного на Индию, а также страны Ближнего Востока, доступ к которым сегодня ограничен введёнными в отношении России западными санкциями.

Влад Кондратьев

23 июля, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели