В мае в Астрахани состоялась конференция «Природопользование: от истории к современности» — «Куражковские чтения». Конференция была посвящена 90-летию образования Астраханского государственного университета и 99-летию основоположника науки «Природопользование» Куражковскому Юрию Николаевичу.
С докладом на тему «Трудные перекаты Волго-Каспия. Историческая ретроспектива» на конференции выступили доктор географических наук, глава Астраханского регионального отделения РГО Бухарицин Петр Иванович и Котеньков Сергей Анатольевич, научный сотрудник Института Океанологии им П.П. Ширшова РАН
Выступающие в докладе отметили, что Волго-Каспийский морской судоходный канал является одним из старейших в мировой судоходной практике. С началом мореплавания на Каспии и по настоящее время прохождение судов по Волго-Каспийскому пути выливалось в экономические потери для судовладельцев в связи с падениями уровня Каспийского моря, его обмелением и заносимостью.
Исследование комплекса восточных, западноевропейских и российских источников, анализ картографического материала II-й пол. XIXв., сохранившие топонимы исчезнувших и пересохших дельтовых проток, изученные материалы археологических исследований, непосредственно древних артефактов, позволили восстановить картину развития судоходства и освоение дельтового пространства, очертить круг проблем, с которыми сталкивались мореплаватели, преодолевая мели устьевого взморья, как на выходе, так и на входе с моря. Удалось проследить судоходные маршруты по протокам волжской дельты, уточнить их протяжённость, рассмотреть конструкции морских судов.
Было установлено, что в IX-X вв., в начале функционирования Волго-Каспийского пути, когда в дельте Волги появились первые поселения, основной водный маршрут проходил по протоке Болда.
После подъёма уровня Каспийского моря в X в., судоходные пути в XI-XV вв. сместились к западу и к востоку, и стали проходить по протокам Старая Волга и Бузан. После выхода Московии на берега Каспия в XVI в. и до сер. XIX в. маршрут продолжал проходить по Старой Волге. При использовании крупнотоннажных судов — бусов, у мореплавателей стали возникать проблемы по преодолению мелей устьевого взморья, порой приводившие к гибели судов и грузов. Поэтому эти суда для их прохода через мелководную зону сопровождали мелкие парусно-гребные суда (струги и паузки), на которых перевозилась часть грузов. При входе судов в лабиринт дельтовых проток первым знаковым местом на судоходном маршруте по Старой Волге был Иванчуг – учуг Троицкого монастыря (впервые упомянут в Ф. Котовым в 1623г.).
С сер. XVI в. остров Четыре Бугра являлся ориентиром, миновав который мореплаватели выходили на 9-футовые глубины (впервые упомянут Э. Дженкинсоном в 1558г.). При Петре I начали строить «новоманерные» суда по голландскому образцу с низкой осадкой, позволявшие беспрепятственно проходить перекаты Волго-Каспия. Река Бахтемир до нач. XIX в. в качестве судоходного маршрута в источниках не упоминается.
В 1874 году было положено начало регулярным работам по углублению Бахтемировского рукава реки Волги и созданию судоходного пути, соединяющего Волгу с Каспийским морем, и послужило началом функционирования современного Волго-Каспийского морского судоходного канала.
В докладе авторы обратили внимание, что власти Астраханской области в текущем 2022 году планируют довести обмелевший от засухи Волго-Каспийский морской судоходный канал до нормативной глубины. Для этого в ходе дноуглубительных работ планируется извлечь до 7 млн куб. м грунта.
Полную реконструкцию Волго-Каспийского морского судоходного канала планируется завершить в 2028 году.
В 2022 году будут проведены предпроектные работы, проектирование планируется осуществить в 2023-24 годах, строительство — в 2024-28 годах. Предварительно объем дноуглубления в рамках проекта оценивается в 15 млн куб. м. В результате выполнения работ предполагается обеспечить проход судов по каналу с осадкой до 4,5 м.
«Объем работ только возрастает, тем не менее, проблема остается. Дело в том, что земснаряды работают не достатоно эффективно – они перекладывают «как решетом» грунт с места на место, а он через некоторое время, под воздействием течений, волнения и дрейфующего льда опять скатывается в ложе канала», — замечают ученые.
Однако, если же немного изменить принцип дноуглубительных работ — использовать вместе с земснарядами дополнительные суда (ими могут быть, например, дооборудованные, невостребованные ныне, нефтерудовозы). У Бухарицина П.И. имеются патенты на изобретения.
В соответствии с предложением автора технологии, собранный со дна грунт загружается на судно, которое будет вывозить грунт или за свал глубин, или на сушу — для использования в хозяйственных целях. В этом случае производительность может увеличиться на 30-40% в течение нескольких лет, а количество извлекаемого грунта (при обеспечении требуемых глубин) будет уменьшаться год от года.
Безусловно одно — работы по увеличению пропускной способности ВКМСК – в буквальном смысле «пуповины» Астраханского региона, а загрузка портов Оля и Астрахань многократно укрепит позиции России на Каспии, позволив реализовать в полной мере проект – «Международный транспортный коридор «Север-Юг», резюмировали докладчики.
Со сборником по итогам конференции можно ознакомиться ниже:
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий