Дагестан и Калмыкия соревнуются за право построить новый порт на Каспии
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Дагестан и Калмыкия соревнуются за право построить новый порт на Каспии

Принятая в ноябре 2017 года Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года в качестве одного из мероприятий по развитию Каспийского транспортного узла предусматривает проектирование и строительство нового морского порта в регионе. В документе в качестве вероятного места строительства «двух новых (грузового и пассажирского) морских портов (терминалов)» прямо указана территория Республики Дагестан.

До последнего времени сомнений в том, что именно Дагестан станет местом привлечения федеральных инвестиций в развитие российской каспийской инфраструктуры не возникало. Ещё до утверждения Стратегии, в июне 2017 года, замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов, заявлял о проведении работы по отбору инвестора для участия в проекте строительства нового глубоководного порта близ города Каспийска в Дагестане. По его словам, на новый порт планировалось переключить большинство грузоперевозок, в то время как в Махачкале останется только пассажирский и нефтяной терминалы. При этом необходимость строительства нового порта первый заместитель главы Минкавказа объяснял планами войти в формирующиеся в Каспийском регионе транспортные и грузовые потоки. (Каспийский вестник от 06.06.2017г.)

С того момента прошло уже больше полутора лет, однако, по всей видимости, окончательного решения по строительству порта именно в Дагестане пока не принято. Посетивший Дагестан новый министр России по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарёв (назначен в мае 2018 года), выступая на региональном совещании 15 марта, отметил, что прикаспийской республике нужен дополнительный порт для обеспечения перевозки грузов, доставляемых, в том числе и по железной дороге. По его мнению, это позволит соединить Каспий с Чёрным морем через железную дорогу и через автомобильные трассы, что имеет большое политическое и геополитическое значение. (РИА Дербент)

Очевидно, что тональность выступления Чеботарёва чётко указывает, что пока это только предложение министерства и никаких конкретных планов по строительству порта в Дагестане не существует.

Причиной сложившейся неопределённой ситуации вокруг строительства нового российского порта на Каспии может являться активизация деятельности властей Республики Калмыкия по продвижению проекта строительства нового морского порта в прикаспийском городе Лагань, который может стать альтернативой дагестанским проектам.

Впервые о реанимации давнего проекта строительства порта в Лагани стало известно летом прошлого года, когда в «Российской газете-Экономика Юга России» №7628 (165) была опубликована информация о планах по строительству нового объекта в Республике Калмыкия. Тогда сообщалось, что масштабный проект инициировали не региональные и федеральные власти, а крупный бизнес. В частности, бизнесмены, которые занимаются растениеводством в Белгородской, Воронежской и Курской областях. (Каспийский вестник от 01.08.2018г.)

В текущем году, 8 февраля, стало известно о решении властей Калмыкии увязать проект нового порта в Лагани с ещё одним амбициозным проектом — строительством на территории России судоходного канала «Евразия». Об этом в ходе круглого стола «Каспий: Между двух океанов» в московском офисе «Азовского морского порта» российским и иностранным экспертам рассказали представители руководства Республики Калмыкия.

В пресс-релизе по результатам февральского мероприятия отмечалось, что современный незамерзающий «Порт Лагань», расположенный в акватории Каспийского моря на территории Республики Калмыкия, и эффективная логистическая инфраструктура должны стать основой для организации нового международного транспортного коридора. А предлагаемый к реализации канал «Евразия», проложенный как альтернатива Суэцкому каналу, будет стратегически значимым проектом для развития торгово-экономических отношений России с такими странами как Казахстан, Индия, Иран, Пакистан, Китай, Вьетнам и др.

В дополнение к этому, 19 марта «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу главы Калмыкии сообщил, что АО «Порт Лагань» (инициатор проекта) уже достигло договоренностей с двумя крупнейшими строительными компаниями Китая.   

Со ссылкой на генерального директора АО «Порт Лагань» Виталия Дагинова уточняется, что POLY Group и China Energy Engineering Group International готовы подготовить проектно-сметную документацию для порта и приступить к строительству уже в этом году. Визит китайских партнеров в Азов и Лагань ожидается в апреле этого года.

Согласно предоставленным «Интерфаксу» материалам, общий срок строительства порта — 4,5 года. Строительство будет вестись в два этапа. Длительность первого составит 35 месяцев и предполагает инвестирование 28,78 млрд рублей; второго — 19 месяцев с капиталовложениями в объеме 12,52 млрд рублей. В состав первой очереди проектируемых гидротехнических сооружений входят: пять причалов для контейнеров, шесть причалов зерна, восемь причалов генеральных грузов, один вспомогательный причал, один причал портофлота. В состав второй очереди — пять причалов контейнерных грузов, два причала рефрижераторных грузов, два причала для перегрузки шрота, четыре причала для перегрузки зерна.

На первом этапе грузооборот порта составит 12,5 млн тонн в год, в частности будет обрабатываться 5 млн тонн зерна, 0,5 млн тонн растительного масла, 5 млн тонн контейнерных и 2 млн тонн генеральных грузов.

Как отмечается в сообщении, морской порт Лагань будет иметь ряд конкурентных преимуществ по сравнению с расположенными в Каспийском регионе портами Астрахань и Оля. Благодаря климатическим условиям это будет практически незамерзающий порт, способный работать круглый год. Отмечается также и благоприятное транспортно-географическое положение будущего порта относительно международного транспортного коридора «Север-Юг». (Источник: ИА Зерно Он-Лайн)

Таким образом, на лицо разворачивающаяся конкуренция между прикаспийскими субъектами Российской Федерации – Калмыкией и Дагестаном, за право построить на своей территории новый крупный инфраструктурный объект. Какое в итоге будет принято решение пока спрогнозировать довольно трудно. В пользу проекта в Калмыкии говорит насущная необходимость улучшения социально-экономического положения не только Лаганского района, но и самой республики. Кроме того, Дагестан уже стал местом реализации значимого федерального проекта – передислокации Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск. В Калмыкии же пока подобного крупного проекта не существует. С учётом недавней смены руководства Калмыкии на Бату Хасикова, который не понаслышке знает проблемы города Лагань, не исключено, что федеральный центр примет решение поддержать нового главу республики за счёт принятия положительного решения по проекту морского порта. Да и возможные крупные китайские инвестиции могут сыграть свою роль в положительном для Элисты итоговом решении.

На фото город Элиста Калмыкии. Источник: http://gulliver-ast.ru/

22 марта, 2019

ONE COMMENT ON THIS POST To “Дагестан и Калмыкия соревнуются за право построить новый порт на Каспии”

  1. Да, строительство порта в Лагани- это было бы здорово . Наш многострадальный народ задышал бы полегче. Пусть будет порт в Калмыкии. Мы ближе к России, к Москве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели