Лиза Кертис об интересах США в странах Большого Каспийского региона
Геополитика и геоэкономика, Зарубежные материалы по Каспию

Лиза Кертис об интересах США в странах Большого Каспийского региона

23 мая в Вашингтоне Каспийский политический центр и Торговая палата США при поддержке посольств Азербайджана, Афганистана, Грузии, Казахстана, Турции и Узбекистана провели 4-й Транскаспийский форум. В рамках форума ведущие политики и бизнесмены из США и прикаспийских стран обсудили возможности и проблемы усиления взаимовыгодного стратегического сотрудничества в бизнесе, торговле и инвестициях.

На мероприятии прозвучал ряд выступлений представителей госструктур Вашингтона, из которых можно составить представление об актуальных целях и задачах политики США в Каспийском регионе на современном этапе.

Редакция портала «Каспийский вестник» предлагает ознакомиться с текстом выступления Лизы Кертис, старшего директора по Центральной и Южной Азии Совета национальной безопасности США на тему «Инвестиции США в экономику и энергетику Центральной Азии и Кавказа» (U.S. Economy and Energy Investments in Central Asia and the Caucasus), опубликованном на сайте одного из организаторов Транскаспийского форума – Каспийского политического центра:

В течение последних 27 лет США были глубоко вовлечены в дела Центральной Азии и Кавказа, работая над укреплением независимости и самообеспеченности народов региона. Государственные департаменты, министерство торговли, сельского хозяйства, энергетики, а также агентства USAID, USTR и другие агентства сотрудничали с правительствами по всему региону, чтобы помочь в создании потенциала для торговли и коммерции.

Экономика

Граничащий с Китаем, Россией, Афганистаном и Ираном, регион Каспийского моря находится на пересечении нескольких ключевых геополитических интересов правительства США.

В рамках наших региональной политики мы работали над созданием платформ для взаимодействия между США и пятью республиками Центральной Азии, а также тремя республиками Кавказа. Посредством как двусторонних, так и региональных усилий страны решают общие проблемы, связанные с безопасностью, экономическими связями и окружающей средой.

Наши усилия по экономическому развитию предоставляют альтернативы странам, которые хотят избежать условных экономических обязательств и обремененных долгами методов развития. Наши инвестиции в частный сектор улучшают жизнь людей и укрепляют суверенитет и независимость этих развивающихся стран.

Региональные программы правительства США по связям нацелены на поддержку более широкой региональной торговли для ускорения экономического роста и уменьшения зависимости от внешних действующих лиц. Визит госсекретаря Росса прошлой осенью в Казахстан и Узбекистан совместно с бизнес-делегацией явился примером нашей приверженности налаживанию контактов и развитию деловых связей.

Соединенные Штаты также поддерживают усилия Узбекистана и Азербайджана по вступлению во Всемирные торговые организации — как мы это делали с Афганистаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Кыргызской Республикой и Таджикистаном.

Мы стремимся продвигать правовую инфраструктуру и практику, включая соответствие международным деловым и банковским стандартам, для укрепления международного доверия и поощрения инвестиций в эти страны.

Страны Центральной Азии и Кавказа сталкиваются с огромными проблемами в деле увеличения региональной торговли. Низкий уровень сотрудничества между странами региона делает их одними из наименее экономически интегрированных регионов в мире.

Отсутствие действий по интеграции торговых коридоров или упорядочению таможенных процедур является серьезным препятствием для прямых иностранных инвестиций. Границы часто закрывались в связи с внешнеполитическими проблемами, а медленный транзит грузов через границы наносит ущерб бизнесу и торговле.

Тем не менее, признаки надежды на региональные торговые связи сейчас очевидны. Программы США по таможенным и пограничным режимам помогли создать законные налоговые и таможенные системы, а также способствовали сотрудничеству и сокращению времени транзита.

Также важно отметить, что с избранием в 2016 году президента Шавката Мирзиёева в Узбекистане началась новая политика регионального сотрудничества, которая оказала значительное влияние на всю Центральную Азию и весь Каспийский регион до Кавказа.

Благодаря внушительной программе реформ в Узбекистане, региональная связь стала более осуществимой, возобновились полеты между столицами стран Центральной Азии, были вновь открыты многочисленные пункты пересечения границы и возобновлена ​​трансграничная торговля.

Казахстан также переживает собственный процесс перехода и экономических реформ. Объединенные экономики Казахстана и Узбекистана создают более привлекательный рынок для международного бизнеса, открывая всю Центральную Азию для расширения торговых возможностей.

Энергетика

Энергетика является еще одним ключевым компонентом усилий США в области дипломатии и развития в регионе.

В период постсоветской независимости Азербайджан, Казахстан и Туркменистан стали крупными источниками добычи энергоресурсов, прежде всего благодаря разработке недр Каспийского моря. По иронии судьбы, внутренние энергетические возможности региона начали активно развиваться в период значительного спада в постсоветскую эпоху из-за отсутствия сотрудничества в регионе.

По этой причине региональная торговля электроэнергией между этими странами сократилась более чем на 90 процентов по сравнению с пиковыми уровнями, зафиксированными в 1990 году. В настоящее время помощь США направлена ​​на создание новой энергосистемы [CAREM — Региональный рынок электроэнергии в Центральной Азии], которая будет не только обеспечивать за счёт энергии стабильность и безопасность, но и позволит странам Центральной Азии монетизировать излишки энергии.

Усилия США также поддерживают энергетический проект «Центральная Азия-Южная Азия» (CASA-1000), который позволит использовать избыточную гидроэнергетику из Кыргызской Республики и Таджикистана и осуществлять транзит энергии через Афганистан на рынки в Пакистане. После завершения строительства в 2021 году Кыргызская Республика и Таджикистан будут продавать 1300 мегаватт электроэнергии в Афганистан и Пакистан, чтобы удовлетворить свои растущие потребности в электроэнергии.

Точно так же Соединенные Штаты поощряют разработку каспийских углеводородных запасов и транскаспийских энергетических коридоров, чтобы связать Центральную Азию, Кавказ и Европу. Запасы природного газа в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане можно доставлять на различные рынки на Запад и Юг, а также через существующие маршруты на восток и север.

Мы настоятельно рекомендуем в рамках сотрудничества между Туркменистаном и Азербайджаном разработать такой маршрут, который мог бы стать основным маршрутом поставок для обеспечения европейских энергетических потребностей.

Эти и другие поддерживаемые США усилия направлены на то, чтобы содействовать сотрудничеству между рынками и укреплять рыночную независимость экономик стран Каспийского региона.

Заключение

Мы видим огромный потенциал для более глубоких и более существенных экономических отношений между США и бизнесом в расширенном регионе Каспийского моря.

Каждая из этих стран находится в процессе проведения значительных экономических и фискальных реформ, чтобы быть конкурентоспособными на мировых рынках. Их различные усилия по реструктуризации обещают создать прочную основу для дальнейшего экономического роста и партнерства.

Энергетика является движущей силой внутренней стабильности и безопасности, но также и серьезным товаром, который поможет обеспечить будущее развитие всего региона.

Пять лет назад регион выглядел совсем по-другому, и трансграничное сотрудничество было немыслимо по многим вопросам. Однако сегодня мы видим более широкое сотрудничество между тремя странами Кавказа, пятью государствами Центральной Азии и Афганистаном, чем когда-либо прежде, и это предоставляет большие возможности для американского бизнеса, чтобы выйти на этот ранее закрытый рынок.

Каспийский регион вновь становится важным внутрирегиональным торговым центром, восстанавливающим торговые пути Шелкового пути между Европой и Азией. Я уверена, что поощрение энергетических коридоров и расширение торговых и инвестиционных возможностей между всеми нашими странами создадут больше рабочих мест и обеспечат процветание для граждан США, Кавказа и Центральной Азии.

Справка редакции: «Большой Каспийский регион» — это термин, который в настоящее время активно вводится в оборот представителями Попечительского Центра и сотрудниками ведущей американской аналитической организации по каспийской тематике – Каспийского политического центра (Caspian Policy Center). Большой Каспийский регион включает в себя не только пять прикаспийских государств непосредственно расположенных на берегах  Каспийского моря, но также и все оставшиеся страны Центральной Азии и Кавказа – Грузию, Армению, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Кроме этого отмечается высокая связанность с Большим Каспийским регионом Исламской Республики Афганистан. Подробнее читайте здесь:

Фото: Лиза Кертис, старший директор по Центральной и Южной Азии, Совет национальной безопасности при Белом доме, выступает с речью на 4-м Транскаспийском форуме 23 мая 2019 года. / © Trans-Caspian Forum 2019

27 мая, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели