Лиза Кертис об интересах США в странах Большого Каспийского региона
Геополитика и геоэкономика, Зарубежные материалы по Каспию

Лиза Кертис об интересах США в странах Большого Каспийского региона

23 мая в Вашингтоне Каспийский политический центр и Торговая палата США при поддержке посольств Азербайджана, Афганистана, Грузии, Казахстана, Турции и Узбекистана провели 4-й Транскаспийский форум. В рамках форума ведущие политики и бизнесмены из США и прикаспийских стран обсудили возможности и проблемы усиления взаимовыгодного стратегического сотрудничества в бизнесе, торговле и инвестициях.

На мероприятии прозвучал ряд выступлений представителей госструктур Вашингтона, из которых можно составить представление об актуальных целях и задачах политики США в Каспийском регионе на современном этапе.

Редакция портала «Каспийский вестник» предлагает ознакомиться с текстом выступления Лизы Кертис, старшего директора по Центральной и Южной Азии Совета национальной безопасности США на тему «Инвестиции США в экономику и энергетику Центральной Азии и Кавказа» (U.S. Economy and Energy Investments in Central Asia and the Caucasus), опубликованном на сайте одного из организаторов Транскаспийского форума – Каспийского политического центра:

В течение последних 27 лет США были глубоко вовлечены в дела Центральной Азии и Кавказа, работая над укреплением независимости и самообеспеченности народов региона. Государственные департаменты, министерство торговли, сельского хозяйства, энергетики, а также агентства USAID, USTR и другие агентства сотрудничали с правительствами по всему региону, чтобы помочь в создании потенциала для торговли и коммерции.

Экономика

Граничащий с Китаем, Россией, Афганистаном и Ираном, регион Каспийского моря находится на пересечении нескольких ключевых геополитических интересов правительства США.

В рамках наших региональной политики мы работали над созданием платформ для взаимодействия между США и пятью республиками Центральной Азии, а также тремя республиками Кавказа. Посредством как двусторонних, так и региональных усилий страны решают общие проблемы, связанные с безопасностью, экономическими связями и окружающей средой.

Наши усилия по экономическому развитию предоставляют альтернативы странам, которые хотят избежать условных экономических обязательств и обремененных долгами методов развития. Наши инвестиции в частный сектор улучшают жизнь людей и укрепляют суверенитет и независимость этих развивающихся стран.

Региональные программы правительства США по связям нацелены на поддержку более широкой региональной торговли для ускорения экономического роста и уменьшения зависимости от внешних действующих лиц. Визит госсекретаря Росса прошлой осенью в Казахстан и Узбекистан совместно с бизнес-делегацией явился примером нашей приверженности налаживанию контактов и развитию деловых связей.

Соединенные Штаты также поддерживают усилия Узбекистана и Азербайджана по вступлению во Всемирные торговые организации — как мы это делали с Афганистаном, Арменией, Грузией, Казахстаном, Кыргызской Республикой и Таджикистаном.

Мы стремимся продвигать правовую инфраструктуру и практику, включая соответствие международным деловым и банковским стандартам, для укрепления международного доверия и поощрения инвестиций в эти страны.

Страны Центральной Азии и Кавказа сталкиваются с огромными проблемами в деле увеличения региональной торговли. Низкий уровень сотрудничества между странами региона делает их одними из наименее экономически интегрированных регионов в мире.

Отсутствие действий по интеграции торговых коридоров или упорядочению таможенных процедур является серьезным препятствием для прямых иностранных инвестиций. Границы часто закрывались в связи с внешнеполитическими проблемами, а медленный транзит грузов через границы наносит ущерб бизнесу и торговле.

Тем не менее, признаки надежды на региональные торговые связи сейчас очевидны. Программы США по таможенным и пограничным режимам помогли создать законные налоговые и таможенные системы, а также способствовали сотрудничеству и сокращению времени транзита.

Также важно отметить, что с избранием в 2016 году президента Шавката Мирзиёева в Узбекистане началась новая политика регионального сотрудничества, которая оказала значительное влияние на всю Центральную Азию и весь Каспийский регион до Кавказа.

Благодаря внушительной программе реформ в Узбекистане, региональная связь стала более осуществимой, возобновились полеты между столицами стран Центральной Азии, были вновь открыты многочисленные пункты пересечения границы и возобновлена ​​трансграничная торговля.

Казахстан также переживает собственный процесс перехода и экономических реформ. Объединенные экономики Казахстана и Узбекистана создают более привлекательный рынок для международного бизнеса, открывая всю Центральную Азию для расширения торговых возможностей.

Энергетика

Энергетика является еще одним ключевым компонентом усилий США в области дипломатии и развития в регионе.

В период постсоветской независимости Азербайджан, Казахстан и Туркменистан стали крупными источниками добычи энергоресурсов, прежде всего благодаря разработке недр Каспийского моря. По иронии судьбы, внутренние энергетические возможности региона начали активно развиваться в период значительного спада в постсоветскую эпоху из-за отсутствия сотрудничества в регионе.

По этой причине региональная торговля электроэнергией между этими странами сократилась более чем на 90 процентов по сравнению с пиковыми уровнями, зафиксированными в 1990 году. В настоящее время помощь США направлена ​​на создание новой энергосистемы [CAREM — Региональный рынок электроэнергии в Центральной Азии], которая будет не только обеспечивать за счёт энергии стабильность и безопасность, но и позволит странам Центральной Азии монетизировать излишки энергии.

Усилия США также поддерживают энергетический проект «Центральная Азия-Южная Азия» (CASA-1000), который позволит использовать избыточную гидроэнергетику из Кыргызской Республики и Таджикистана и осуществлять транзит энергии через Афганистан на рынки в Пакистане. После завершения строительства в 2021 году Кыргызская Республика и Таджикистан будут продавать 1300 мегаватт электроэнергии в Афганистан и Пакистан, чтобы удовлетворить свои растущие потребности в электроэнергии.

Точно так же Соединенные Штаты поощряют разработку каспийских углеводородных запасов и транскаспийских энергетических коридоров, чтобы связать Центральную Азию, Кавказ и Европу. Запасы природного газа в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане можно доставлять на различные рынки на Запад и Юг, а также через существующие маршруты на восток и север.

Мы настоятельно рекомендуем в рамках сотрудничества между Туркменистаном и Азербайджаном разработать такой маршрут, который мог бы стать основным маршрутом поставок для обеспечения европейских энергетических потребностей.

Эти и другие поддерживаемые США усилия направлены на то, чтобы содействовать сотрудничеству между рынками и укреплять рыночную независимость экономик стран Каспийского региона.

Заключение

Мы видим огромный потенциал для более глубоких и более существенных экономических отношений между США и бизнесом в расширенном регионе Каспийского моря.

Каждая из этих стран находится в процессе проведения значительных экономических и фискальных реформ, чтобы быть конкурентоспособными на мировых рынках. Их различные усилия по реструктуризации обещают создать прочную основу для дальнейшего экономического роста и партнерства.

Энергетика является движущей силой внутренней стабильности и безопасности, но также и серьезным товаром, который поможет обеспечить будущее развитие всего региона.

Пять лет назад регион выглядел совсем по-другому, и трансграничное сотрудничество было немыслимо по многим вопросам. Однако сегодня мы видим более широкое сотрудничество между тремя странами Кавказа, пятью государствами Центральной Азии и Афганистаном, чем когда-либо прежде, и это предоставляет большие возможности для американского бизнеса, чтобы выйти на этот ранее закрытый рынок.

Каспийский регион вновь становится важным внутрирегиональным торговым центром, восстанавливающим торговые пути Шелкового пути между Европой и Азией. Я уверена, что поощрение энергетических коридоров и расширение торговых и инвестиционных возможностей между всеми нашими странами создадут больше рабочих мест и обеспечат процветание для граждан США, Кавказа и Центральной Азии.

Справка редакции: «Большой Каспийский регион» — это термин, который в настоящее время активно вводится в оборот представителями Попечительского Центра и сотрудниками ведущей американской аналитической организации по каспийской тематике – Каспийского политического центра (Caspian Policy Center). Большой Каспийский регион включает в себя не только пять прикаспийских государств непосредственно расположенных на берегах  Каспийского моря, но также и все оставшиеся страны Центральной Азии и Кавказа – Грузию, Армению, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. Кроме этого отмечается высокая связанность с Большим Каспийским регионом Исламской Республики Афганистан. Подробнее читайте здесь:

Фото: Лиза Кертис, старший директор по Центральной и Южной Азии, Совет национальной безопасности при Белом доме, выступает с речью на 4-м Транскаспийском форуме 23 мая 2019 года. / © Trans-Caspian Forum 2019

Май 27, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели