Имеющаяся в Азербайджане транспортная инфраструктура позволяет российским грузоотправителям экономить средства и время на осуществление поставок, заявил торговый представитель России в Баку.
В настоящее время в рамках масштабирования проекта «Агроэкспресс» проводятся работы по оценке возможности организации железнодорожного маршрута как устойчивого канала экспортно-импортных поставок продукции АПК и иных товаров (агроэкспрессы и промэкспрессы) и продления маршрутов до Ирана и Индии. Об этом в интервью Sputnik Азербайджан рассказал торговый представитель РФ в Баку Руслан Мирсаяпов.
Он сообщил, что проект «Агроэкспресс» в Азербайджане реализуется компаниями «РЖД Логистика» (Россия) и Alliance Logistics (АР) при поддержке Азербайджано-российского делового совета, Российского экспортного центра, ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и РЖД. Меморандум о взаимопонимании в области развития и поддержки логистического коридора Россия–Азербайджан посредством запуска ускоренных железнодорожных вагонов и контейнерных поездов по согласованным маршрутам подписан 15 ноября 2021 года.
«Основные преимущества проекта – скорость доставки и снижение финансовых издержек за счет выстраивания прямого логистического сервиса, сопутствующей инфраструктуры и установления тарифных ставок, благоприятствующих развитию как двусторонних, так и транзитных перевозок», — рассказал Мирсаяпов.
Торгпред отметил, что и российская, и азербайджанская стороны заинтересованы в интенсификации двустороннего сотрудничества в этом направлении.
Так, вопрос расширения проекта обсудили в феврале на заседании Евразийского межправительственного совета в расширенном составе. Председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин поддержал расширение проекта «Евразийский агроэкспресс» на страны МТК «Север-Юг», отметил Мирсаяпов.
Западный маршрут МТК «Север-Юг»
По словам Мирсаяпова, имеющаяся транспортная инфраструктура Азербайджана – железнодорожная, автомобильная и морская – позволяет российским грузоотправителям экономить средства и время на осуществление поставок.
«Объем транзита грузов через Азербайджан в 2022 году увеличился более чем на 75%. Международный транспортный коридор «Север-Юг» протяженностью 7200 км позволяет доставлять грузы из России через Азербайджан и Иран в Индию и Пакистан», — отметил он.
При этом, добавил собеседник Sputnik Азербайджан, Западный маршрут коридора протяженностью 1450 км является наиболее используемым и развитым: по данным статистики, за первые три месяца текущего года объем транзита грузов по данному маршруту вырос почти вдвое и превысил 2 млн тонн.
«Ожидается, что к 2030 году общий объем грузоперевозок по коридору «Север-Юг» увеличится почти вдвое – с 17 до 32 млн тонн в год», — заявил торгпред РФ.
Рост мощностей КПП на границе РФ-Азербайджан
Мирсаяпов рассказал, что работы по увеличению мощностей пунктов пропуска в направлении международного транспортного коридора «Север-Юг» ведутся Азербайджаном и Россией на постоянной основе.
«Дополнительное расширение пунктов пропуска через государственную границу «Яраг-Казмаляр», «Тагиркент-Казмаляр» и «Ново-Филя», запланированное до конца 2025 года, позволит в три раза увеличить их пропускную способность. Грузооборот автотранспорта увеличится до 2,3–2,9 млн тонн в год с потенциальной возможностью роста до 3,5–4 млн тонн», — отметил он.
Благодаря работам, проведенным в прошлом году на четырех пунктах пропуска, их мощность выросла с 400 до 1700 грузовых транспортных средств в сутки. На российско-азербайджанском участке государственной границы введено семь полос движения в автомобильном пункте пропуска «Яраг-Казмаляр», что увеличило пропускную способность на 700 транспортных средств в сутки, сообщил Мирсаяпов.
Кроме того, добавил торгпред, в марте текущего года после реконструкции сдан в эксплуатацию таможенный пост «Ханоба» с азербайджанской стороны. По его словам, модернизированный и расширенный пост позволяет обслуживать до тысячи грузовых автомобилей в день.
В целях оптимизации таможенного контроля и ускорения совершения таможенных операций за счет обмена информацией о товарах участников внешнеэкономической деятельности 14 июня 2017 года подписан протокол между ФТС России и ГТК Азербайджана об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между РФ и Азербайджаном (проект «Зеленый коридор»), сказал Мирсаяпов.
В марте прошлого года прошла презентация «Зеленого коридора» в Азербайджане. Таможенные ведомства двух стран определяют списки участников проекта из числа уполномоченных экономических операторов и иных участников внешнеэкономической деятельности.
«Как заявил в своем выступлении на презентации заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Владимир Ивин, уже сейчас семь российских уполномоченных экономических операторов на постоянной основе работают с примерно сотней азербайджанских компаний. Эти данные означают, что не менее 20% азербайджанской продукции, поставляемой в Россию, может оформляться через «Зеленый коридор», — рассказал торговый представитель РФ.
Сотрудничество России и Азербайджана в сфере АПК
Мирсаяпов сообщил, что в прошлом году треть российского экспорта в Азербайджан составила продукция агропромышленного комплекса. Наиболее востребованные товарные группы – это зерновые (13,7% всего российского экспорта в Азербайджан), жиры и масла животного и растительного происхождения (4,4%). Увеличивается доля поставок в Азербайджан готовой пищевой продукции российского производства (консервы, крупы, молочная и мясная продукция).
При этом, отметил торгпред, на продукцию АПК приходится две трети всего азербайджанского экспорта в Россию. Традиционно в РФ популярны азербайджанские фрукты и орехи (38,4% всего азербайджанского экспорта в Россию), овощи (21,4%), компоты и консервированная плодоовощная продукция.
«Учитывая активное развитие азербайджанского агропромышленного сектора, особый акцент в нашем сотрудничестве мы делаем на поставках продукции российского сельскохозяйственного и пищевого машиностроения. В прошлом году Россия поставила в Азербайджан бороны, прессы, инкубаторы, оборудование для переработки молока, приготовления кормов для животных, очистки и обработки зерна, производства хлебобулочных и кондитерских изделий, пивоваренной промышленности, переработки мяса и птицы», — рассказал торгпред.
При этом, отметил он, доля российской сельхозтехники и пищевого оборудования в общем азербайджанском импорте пока незначительна, но поставки российской продукции имеют большой потенциал благодаря отличному соотношению «цена-качество» и надежности российского оборудования. В прошлом году Минпромторгом России была организована специализированная выставка сельскохозяйственного и пищевого машиностроения «Российско-Азербайджанский день поля 2022», напомнил Мирсаяпов.
«На площади более 600 квадратных метров были представлены популярные модели техники для уборочных и зерноперерабатывающих работ, колесная сельскохозяйственная техника широкого профиля, техника для окончательной очистки семян, дробления зерна, зернопомолов. Участниками выставки стали российские производители из Ростовской, Челябинской, Кировской, Нижегородской областей, Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Москвы и Санкт-Петербурга», — подчеркнул он.
Торгпред добавил, что в текущем году День поля состоится летом в одном из районов Азербайджана, что поможет более широкому кругу азербайджанских аграриев ознакомиться с образцами российского машиностроения.
Подготовила Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий