В соответствии со стратегией развития и модернизации транспортной инфраструктуры страны в ближайшие годы планируется нарастить потенциал транзитных перевозок в 2 – 4 раза.
Одно из направлений диверсификации экономики Азербайджана определяется расположением страны на пересечении нескольких международных транспортных коридоров, основными из которых являются Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) и МТК «Север — Юг».
В 2024 г. по железным дорогам Азербайджана (ADY) перевезено 18,5 млн. тонн грузов, в том числе транзитом — 7,3 млн. тонн, что на 5,7 % больше, чем в 2023 г., и импортированных Азербайджаном товаров — 5,2 млн. тонн (+10 %). В направлении восток — запад транспортировано 3,2 млн. тонн грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов — свыше 2,8 млн. тонн (+11 %).
По ТМТМ в 2024 г. из Китая отправлены 358 контейнерных маршрутных поездов с 36 248 TEU, в том числе 146 поездов (15 292 TEU) с транзитными грузами и 212 (20 956 TEU) — с импортными.
В 2025 г. ожидается увеличение до 1000 числа контейнерных поездов, следующих из Китая в Азербайджан и далее в страны Европы.
В мае 2024 г. завершена реконструкция грузинского участка линии Баку — Тбилиси — Карс, являющейся составной частью ТМТМ, что позволило нарастить провозную способность этой линии до 5 млн. тонн в год. В ноябре 2024 г. по ТМТМ был отправлен первый контейнерный поезд с грузом нефтяного кокса из Баку в Сиань (Китай).
Перспективным направлением транзитных перевозок является западная ветвь МТК «Север — Юг», проходящая через станции Самур на границе с Россией и Астара — с Ираном.
В 2024 г. по этой ветви МТК пропущено 814 тыс. тонн грузов, что на 28 % больше, чем годом ранее. На азербайджанской части МТК запланирована модернизация участка Сумгаит — Ялама. Кредит на эти цели в объеме 131,5 млн. долларов США предоставил Азиатский банк развития.
Завершена комплексная реконструкция грузового терминала Астара в Азербайджане, что позволило увеличить пропускную способность этого погранперехода на 10 – 15 %.
Продолжаются работы на иранской части одноименного терминала площадью 35 га, которые планируется завершить до конца 2025 г. Обе части грузового терминала Астара находятся в управлении дочернего предприятия ADY — компании «Южный грузовой терминал».
Ввод в эксплуатацию участка Астара — Решт в Иране даст значительный прирост провозной способности западной ветви МТК и обеспечит прямое железнодорожное сообщение с портами Персидского залива.
Решения об активизации сотрудничества по развитию международных транспортных коридоров, в том числе МТК «Север — Юг», закреплены в договоре о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и Ираном, подписанном в Москве в январе 2025 г.
Подготовила Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий