В Бишкеке оценили значение коридора Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан
Каспийский транзит

В Бишкеке оценили значение коридора Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан

Транспортный коридор, соединяющий Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и европейские страны, уже работает в полную силу. Об этом заявил заместитель министра транспорта и коммуникаций Кыргызстана Бекназар Базаралиев, пишут местные СМИ.

Маршрут предоставляет новые возможности для экспорта товаров из Кыргызстана и соседних государств, которые стремятся оптимизировать логистические пути, сократить сроки доставки и снизить транспортные издержки.

Старт полноценного функционирования коридора означает, что кыргызские грузоперевозчики получили прямой путь к европейским рынкам. Раньше многие маршруты были более длинными и затратными из-за необходимости пересекать несколько границ и пользоваться сложными схемами доставки.

Теперь же оптимизированная цепочка поставок начинается в Кыргызстане, проходит через Узбекистан и Туркменистан, а затем выходит к Каспийскому морю. Далее груз отправляется в Азербайджанский порт, откуда его ждет путь в Европу. Такое упрощение логистики значительно ускоряет процесс транспортировки и делает товары из региона более конкурентоспособными на мировом рынке.

По официальным данным, расстояние от Бишкека до порта в Туркменбаши составляет около 2,5 тысячи километров. Хотя такая дистанция может показаться внушительной, использование единого коридора с унифицированными таможенными и транспортными процедурами значительно снижает затраты и риски для перевозчиков.

Эксперты отмечают, что полноценное задействование данного маршрута положительно повлияет на всю логистическую инфраструктуру региона. Прежде всего, речь идет о загрузке транспортных узлов и портов, повышении пропускной способности таможенных пунктов, а также о стимулировании развития сервисных услуг — складирования, страхования, сертификации.

Кроме того, реализация такого проекта способствует развитию малого и среднего предпринимательства в Кыргызстане: небольшие компании, которые ранее испытывали трудности с экспортом из-за высоких транспортных расходов, теперь могут конкурировать с более крупными игроками. Дополнительным стимулом для них может стать диверсификация рынков сбыта и более гибкое реагирование на спрос в Европе и странах СНГ.

Важно понимать, что запуск маршрута «Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – ЕС» — это лишь один фрагмент обширной сети, которая соединяет Азию и Европу. Нередко этот трансконтинентальный путь называют «новыми Шелковыми путями», имея в виду одновременно историческую преемственность и современные транспортные коридоры. В данном случае речь идет о ветке, проходящей через Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай, страны Центральной Азии, Закавказье и вплоть до европейских государств.

Ключевая идея подобных коридоров заключается в том, чтобы преодолеть множество барьеров (географических, логистических и административных) и обеспечить бесперебойное движение товаров по принципу «из точки А в точку Б через минимальное количество пограничных переходов». Для государств, лежащих вдоль этих путей, это шанс выйти на новые рынки с меньшими затратами и проще интегрироваться в мировую торговую систему. Для европейских стран — возможность более оперативно получать товары из Азии, в том числе из Китая, который удерживает лидирующие позиции в сфере производства и экспорта.

Для Кыргызстана, равно как и для Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана, функционирование коридора обещает стать своего рода «окном в Европу». В долгосрочной перспективе этот маршрут может изменить экономический ландшафт всей Центральной Азии, сделав регион более привлекательным для международных логистических операторов и транснациональных компаний. Нередко именно от качества и скорости транспортных коммуникаций зависит решение инвесторов о том, стоит ли разворачивать производство или распределительные центры в том или ином регионе.

Ситуация особенно актуальна, если учесть растущий интерес к сырьевым ресурсам и продукции перерабатывающей промышленности в Центральной Азии. Сегодня, когда геополитические и экономические условия требуют диверсификации поставок, устойчивый сухопутный маршрут с выходом на морские порты выглядит как долгосрочный актив.

Разумеется, реализация столь масштабной инициативы не обходится без сложностей. Транспортировка грузов через несколько государств подразумевает необходимость согласовывать правила перевозки, стандарты безопасности и таможенные тарифы. Важно, чтобы страны-участницы продолжали диалог, работали над унификацией законодательства и не прекращали развивать инфраструктуру на всех участках пути.

Отдельного внимания требует и экологическая составляющая: увеличение грузопотока через Каспийское море и наземные коридоры может влиять на экологию прибрежных территорий. Государствам, вовлеченным в проект, необходимо заранее продумать меры по охране окружающей среды, внедрять инновационные решения для сокращения вредных выбросов и рационального использования ресурсов.

Полноценный запуск транспортного коридора, связывающего Центральную Азию с Европой через Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан, уже изменяет логистическую карту региона. Расширение экспортных возможностей, упрощение маршрутов доставки и привлечение инвестиций — лишь часть преимуществ, которые получают страны-участницы. Предстоит еще продолжительная работа над совершенствованием таможенных процедур, инфраструктуры и надзорных механизмов, однако результат может превзойти самые смелые ожидания.

В конечном итоге этот проект формирует фундамент для более тесного экономического сотрудничества, укрепляет связи между различными участниками региональной и глобальной торговли, а также закладывает основы для диверсификации и конкурентоспособности национальных экономик

Арман Янг

Фото: bm.ge

28 января, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели