С сентября текущего года мы стали свидетелям серьёзного охлаждения или даже обострения ирано-азербайджанских отношений. Первым проявлением текущего кризиса в отношениях соседей по Каспию стала негативная оценка состоявшихся в начале сентября на Каспийском море учений азербайджанского и турецкого спецназа, что в Тегеране было воспринято, как явное нарушениее заложенного в Конвенции о правовом статусе Каспийского моря принципа неприсутствия в регионе вооруженных сил, не принадлежащих сторонам, т.е. прикаспийским государствам.
В дальнейшем отношения государств были омрачены введенными с азербайджанской стороны ограничениями на передвижения иранских грузовых транспортных средств по дороге Горис – Капан. Официальные должностные лица Исламской Республики также выразили серьёзную озабоченность присутствием вблизи своих границ на азербайджанской территории исламистских группировок и израильских представителей. В итоге отношения Ирана и Азербайджана оказались в серьёзном кризисе, грозящим перерасти в вооруженное противостояние.
Для многих обывателей, привыкших к позитивной повестке двусторонних отношений Тегерана и Баку в последние годы, разразившийся конфликт стал неожиданностью. Однако для понимания текущих процессов полезно обратиться к событиям прошлого, в котором отношениях двух прикаспийских государств часто были весьма проблемными. Серьёзный кризис между странами, к примеру, имел место в 2012-2013 гг., когда во главе иранского правительства находилось консервативное правительство Махмуда Ахмадинежада.
В первом полугодии 2012 года в СМИ Ирана был опубликован ряд материалов о недружелюбной позиции руководства Азербайджанской Республики в отношении Ирана. В частности, в публикациях указывалось, что на территории Азербайджана легально проживают представители оппозиционных организаций ОМИН, ПЕЖАК, РПК, которые осуществляют взаимодействие со своими сторонниками, находящимися на территории ИРИ и других государств, и проводят антииранскую политику. Кроме того, по заявлениям иранских СМИ, на территории АР действуют сотрудники спецслужб США и Израиля, которые ведут деятельность по свержению исламского строя республики.
Азербайджан, в свою очередь, инициировал публикацию в национальных СМИ информации о том, что сотрудники министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана обезвредили преступную группу из 22 человек, которая занималась разведывательной деятельностью в пользу Исламской Республики Иран. Согласно опубликованным материалам, данная группа была завербована представителями разведки КСИР. Задержанные прошли обучение диверсионным операциям в военных лагерях близ г. Тегеран и г. Кередж, были проинформированы о порядке проведении террористических акций и разведывательных мероприятий, получив на это крупные суммы в долларах США.
В дальнейшем, иранский телеканал «Press TV» распространил видеозапись допроса арестованных в Иране граждан Азербайджана Шахрияра Гаджизаде и Фарида Гусейнова, обвиняемых в шпионаже. Согласно представленным иранской стороной данным, задержанные граждане АР под видом представителей неправительственной организации занимались вербовкой агентов, а также сбором конфиденциальной информации и съемкой стратегических объектов. В ответ официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев заявил, что обвинения, выдвинутые против арестованных в Иране двух граждан Азербайджана, не имеют под собой никаких оснований.
На фоне обвинений иранской стороны Президент Азербайджана отказался от поездки в ИРИ на саммит глав государств-участников Движения неприсоединения.
Справка редакции: Движение неприсоединения было создано в 1955 году в качестве противодействия доминированию мировых держав и проявлениям колониализма. Пятью основными принципами движения являются: взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета друг друга, неприменение агрессии друг против друга, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, жизнь в мирных условиях. Из постсоветских стран членами этой организации являются Азербайджан, Беларусь и Узбекистан. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина и Армения.
В 2013 году поводом для обострения отношений стало проведение 30 марта в г. Баку конференции «Будущее современного Южного Азербайджана», организованной Национально-освободительным фронтом Азербайджана. Одной из основных тем обсуждений на мероприятии стала возможность объединения Азербайджана и провинций Ирана, преимущественно населенных этническими азербайджанцами, в единое государство.
Уже на следующий день Посольство ИРИ в Азербайджане осудило конференцию. Пресс-атташе посольства ИРИ в Баку Сейед Мохаммад Аятоллахи выразил глубокое возмущение в связи с проведением в г. Баку этой конференции и озвученными там заявлениями. Серьезную озабоченность по поводу конференции выразил и замминистра иностранных дел Ирана Аббас Аракчи в связи с тем, что участники конференции выступали с заявлениями, направленными против территориальной целостности Ирана. Также Аракчи выразил недовольство официального Тегерана в связи с тем, что правительство Азербайджана не предотвратило проведение этого мероприятия.
Кроме этого на открытом заседании парламента Ирана депутат от провинции Урмия Надир Газипур выступил с заявлением о возможном пересмотре Гюлистанского и Туркменчайского договоров с Россией и воссоединением в связи с этим азербайджанских территорий с Ираном в случае, если Азербайджан будет и впредь способствовать проведению конференций, подобных «Будущему современного Южного Азербайджана».
Справка редакции: Туркманчайский договор (Туркманчайский трактат) 1828 года — мирный договор между Россией и Персией (Ираном), завершивший русско-персидскую войну 1826—1828 годов.
Договор подтверждал территориальные приобретения России по Гюлистанскому мирному договору 1813 года, согласно которому, Персия признавала переход к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Имеретии, Гурии, Абхазии и северной части Азербайджана, где находились ханства: Карабахское, Бакинское, Ширванское, Гянджинское, Шекинское, Дербентское, Кубинское. К России отошла также часть Талышского ханства. Россия обязалась оказывать назначенному шахом наследнику престола помощь в утверждении его на троне в случае возможного вмешательства извне. Договор предоставлял России исключительное право иметь военный флот на Каспии. Русские купцы получили право свободной торговли в Персии, а персидские — в России.
В дальнейшем официальный Баку ответил на ноту протеста Ирана и заверил Иран в том, что, во-первых, не имеет территориальных претензий, а во-вторых, придерживается позиции продолжения двусторонних дружественных отношений данная ситуация крайне негативно повлияла на взаимоотношения государств.
С избранием в 2013 году на пост Президента Ирана Хасана Роухани, который, как известно, являлся представителем так называемых реформаторских политических сил страны, Баку и Тегеран предприняли ряд шагов, направленных на нормализацию межгосударственных отношений и развитие разноформатных связей в политической, экономической, культурной и иных сферах. В итоге мы стали привыкать к довольно конструктивным отношениям соседей по Каспию, по крайне мере в публичном поле.
Но ничего не может продолжаться вечно. Как видно из вышеизложенного, как 10 лет назад, так и сегодня на отношения соседних республик оказывают влияние все те же факторы. Тегеран беспокоит сближение Баку и Тель-Авива, возможное усиление сепаратистских настроений среди имеющих тюркские корни населения севера Ирана, в том числе под влиянием последних успехов азербайджанской стороны в Карабахе. По другую сторону пограничной реки Аракс обеспокоены усилением иранского влияния на азербайджанских шиитов и восприятие отдельными политическими деятелями Ирана бывшей советской республики, как всего лишь бывшей персидской территории, которая в силу всем известных «трагических» обстоятельств вышла из состава когда-то великой Восточной Империи.
В конечном счёте, конфликт Азербайджана и Баку негативно сказывается на сформировавшейся в последнее время в Каспийском регионе атмосфере сотрудничества, дружбы и взаимопонимания. Если раньше эти противоречия осложняли процесс выработки согласованного решения об определении правового статуса Каспийского моря, то сегодня очевидно торможение развития процессов экономической интеграции в регионе. Именно с этим, по всей видимости, связан факт переноса Каспийского экономического форума на неопределённый срок. Между тем развитие экономического сотрудничества на Каспии — это один из наиболее реальных и продуктивных способов укрепления механизма взаимодействия стран «Прикаспийской пятёрки».
Влад Кондратьев
Добавить комментарий