В соответствии с годовым планом, утвержденным министром обороны Азербайджанской Республики с 11 по 13 октября состоялись командно-штабные учения Военно-морских сил страны (ВМС). На учениях с участием военных кораблей и морского спецназа были выполнены задачи по охране и защите энергетической инфраструктуры в азербайджанском секторе дна Каспийского моря.
Сообщается, что с ходом командно-штабных учений Военно-морских сил ознакомился лично министр обороны генерал-полковник Закир Гасанов и другие представители руководящего состава министерства.
Командующий ВМС контр-адмирал Субхан Бекиров доложил, что в рамках командно-штабных учений на карте были отработаны задачи по охране энергетической инфраструктуры в азербайджанском секторе дна Каспийского моря.
Им отмечалось, что основной целью учений является совершенствование практических навыков командиров и штабных офицеров по оперативному принятию решений и эффективному применению имеющихся сил в различных условиях, возникающих при организации и ведении боя, а также повышение знаний и навыков личного состава.
Видео Минобороны АР:
Следует отметить, что в соответствии со Стратегией морской безопасности Азербайджана с целью сохранения оперативного режима в зоне ответственности Каспийского бассейна, и обеспечения защиты подводных экспортных нефтегазовых трубопроводов и платформ ежегодно с участием личного состава и боевых кораблей Военно-морских сил, Военно-воздушных сил и Береговой Охраны Государственной Пограничной Службы Азербайджана проводятся совместные боевые учения.
Стратегия морской безопасности Азербайджана – это концептуальный документ в сфере национальной безопасности страны. Она утверждена 11 сентября 2013 года распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева. Анализ положений Стратегии позволяет определить позицию и взгляды руководства страны на военные аспекты каспийской проблематики.
В целом стратегия ориентирована на реализацию национальных интересов в регионе Каспийского моря. Это предполагает:
– обеспечение мирных условий на море и его использование в соответствии с морским правом;
– использование азербайджанского сектора моря в соответствии с государственными интересами;
– недопущение дискриминации прав страны на море;
– урегулирование международных проблем Каспийского моря;
– использование ресурсов моря на цели социально-экономического развития;
– создание эффективной транспортной сети на море и обеспечение её безопасности.
Стратегия предполагает, что правовой статус Каспийского моря будет определён консенсусом прибрежных государств, прикаспийские государства будут повышать свой военный потенциал, что меняет баланс сил и вооружений в регионе. Согласно стратегии, дорогостоящие нефтегазовые платформы и трубопроводы нуждаются в контртеррористической защите. Стратегия также указывает, что прикаспийские государства наращивают собственные флоты, что приведёт к повышению интенсивности мореплавания, а это требует обеспечения полного контроля над азербайджанским сектором Каспия. Там же указано, что прибрежная зона, акватории и инфраструктура портов нуждаются в защите от действий диверсионных групп.
В стратегии отдельно указано, что в защите нуждаются и планируемые трубопроводы и инфраструктура для транспортировки нефти и газа из Казахстана и Туркменистана.
В стратегии отражены вероятные 9 внешних и 8 внутренних угроз морской безопасности Азербайджана.
В качестве внешних угроз отмечены увеличение военно-морских возможностей прикаспийских государств, изменение баланса сил и боевых возможностей не в пользу Азербайджана, любое потенциальное вмешательство во внутренние дела Азербайджана, ограничение возможностей использования природных ресурсов и выхода на морские коммуникационные линии, незаконное использование природных ресурсов в принадлежащих Азербайджану территориальных водах Каспийского моря, незаконное распространение на море ядерного и другого оружия массового поражения, его компонентов и средств транспортировки, современных военных технологий в контексте военно-политических амбиций различных стран, деятельность террористических организаций, морских пиратов и других преступных групп, одностороннее нарушение международных договоров и соглашений о незаконном распространении оружия соседними государствами.
В качестве растущих в последнее время основных внешних угроз были приняты территориальные претензии к Азербайджану на море, межгосударственные конфликты, возможность проведения морских боевых операций, нарушение морского пограничного режима Азербайджана, обострение морских пограничных споров.
Реализация Стратегии морской безопасности возложена на ВМС и ВВС Министерства обороны, береговую охрану и авиацию Государственной пограничной службы, МЧС, Министерство национальной безопасности, Государственную морскую администрацию, Государственное каспийское пароходство, Государственную нефтяную компанию и другие нефтяные компании, Государственный таможенный комитет, Государственную миграционную службу, Министерство экологии и природных ресурсов, Бакинский международный морской торговый порт, МВД.
В документе отмечена готовность Азербайджана совместно с прикаспийскими государствами вести совместную деятельность против всего спектра угроз. Официальный Баку заявляет, что, относясь с уважением к позициям и интересам всех прикаспийских государств, готов соблюдать все международные юридические нормы и принципы в связи с правовым статусом Каспия.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий