Европейский Союз — Казахстан, ЦАР, стратегия, тактика и развитие.
Аналитика, Геополитика и геоэкономика

Европейский Союз — Казахстан, ЦАР, стратегия, тактика и развитие.

Актуальные вопросы отношений Европейский Союз — Республика Казахстан, Центральная Азия, визит Президента РК в Брюссель.

Автор: казахстанский эксперт-международник Димаш Абдуллин.

В этой статье рассматривается перечень актуальных вопросов отношений ЕС – Казахстан и некоторые линии Стратегических решений ЕС – Центральная Азия.

После вывода войск США и ЕС из Афганистана, интересы ЕС сконцентрировались в регионе Центральная Азия. Можно говорить о повышении рейтинга региона Центральная Азия в сфере интересов ЕС и двусторонних отношений со странами Европы. В данном контексте роль Республики Казахстан повышается ввиду приоритетности отношений с ЕС, сбалансированности внешней политики по отношению к глобальным и региональным державам, достаточной стабильности в различных сферах. Кроме того отношения с ЕС были оформлены Соглашением о Расширенном Партнерстве и Сотрудничестве (СРПС — ECPA).

Необходимо учитывать новые тенденции в решении задач в ЕС и в атлантических отношениях – План ЕС на 2021-2022 г.г. (State of the Union), Trade Tech Council EUUS, предложения Европейского Парламента по созданию Политического Совета ЕС-США, отношения ЕС и США с КНР, различия подходов.

Headline

СРПС и его развитие. Соглашение о Расширенном Партнерстве и Сотрудничестве ЕС – РК.

СРПС является основой для развития в различных областях – экономической, торговой, технологической, инвестиционной и других. СРПС является Соглашением для взаимодействия с Программами ЕС и является основным для взаимодействия с ключевым компонентом как Стратегии ЕС так и его Новой Инициативы «Global Gateway»«Connectivity». Предположительно время работы и развития этого Соглашения около/до 10 лет. Основой и примером для развития является Сотрудничество и Партнёрство ЕС- Япония. Регион ЦА указан среди регионов мира для участия в Стратегии ЕС-Азия в Соглашении ЕС-Япония об устойчивом подключении и качественной инфраструктуре (параграф2). Это Сотрудничество максимально продвинуто и является основой для Стратегии ЕС – Азия. Технологическая программа, экономика, бизнес и инвестиционные соглашения, и другие входят в программу развития СРПС.

Возможные предложения и инициативы РК и ЕС входят в пакет СРПС. Соглашение может быть значительно усовершенствовано. Это касается в первую очередь инвестиций, экономики, сельского хозяйства, технологических производств (производство батарей, «зеленого водорода», виэ, цифровой области).

Новая Инициатива ЕС «Global Gateway» представлена на выступлении и презентации плана работы Европейской Комиссии State of the Union 2021-22 и запущена 1.12.2021, Президентом Европейской Комиссии и Высоким Представителем/Вице- Президентом Ж.Борреллом. Эта Инициатива является альтернативой Инициативе КНР BRI. В сущности это сведенная воедино Стратегия ЕС по Взаимодействию «Connectivity» в комплексе инфраструктура-экономика-политика-люди в разнородной среде внешних отношений. Главный вопрос данной Стратегии – конкуренция с Инициативой или Стратегией Belt&Road.

В Казахстане выдвинута Инициатива – «10 Национальных Проектов». Эта Инициатива имеет целью продвижение основных областей государственного строительства. В сущности, эта Инициатива является также или в том числе встречной Программой или аналогом Программ Развития, финансирования, стимулирования развитых государств и стран (США, ЕС, Франции, Германии, КНР и др.) в определенных областях экономики, инфраструктуры, технологий и социальной сферы.

Борьба с пандемией является одним из главных пунктов в сотрудничестве с ЕС. Эта область находится в хорошем состоянии как в Казахстане, так и в области сотрудничества с ЕС. Можно отметить помощь ЕС по этому направлению.

Казахстан разрабатывает Национальный План Адаптации по Климату, по Конференции COP26 берет на себя обязательства по борьбе с изменением климата. По этому направлению РК находится в соответствии с планами, как ЕС так и остального прогрессивного сообщества по борьбе с климатическими изменениями.

Все предложения и инициативы по Зеленой Повестке были на данный момент приняты на Конференции COP26.

Поэтапная политическая модернизация является приоритетом правительства РК. Это избирательные процессы, диалог и обратная связь общества и правительства, гендерные вопросы, расширение прав женщин и молодежи, людей с ограниченными возможностями.

 В феврале 2021 года прозвучала критика  Европейским Парламентом ситуации с правами человека в Казахстане. В то же время по разным каналам в Европе были высказаны положительные оценки работы правительства по данному комплексу вопросов. В экспертной среде постоянно идет обсуждение этой темы. 10 июня 2021 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека».

Вывод военного контингента США и ситуация в Афганистане изменили и обострили архитектуру отношений и противоречия всех действующих акторов в регионе Центральная Азия. Влияние ЕС в регионе было в определенной степени переформатировано и вероятно отношение к региону было активизировано. Последняя 17-я Министерская встреча ЕС-ЦА это показала. Главные силы ЕС это его дипломатия и его дипломатический корпус, его Стратегия Взаимодействия или Подключения, способные коннектировать с государственными программами стран, регионов и союзов. ЕС готов уже выдвинуть две региональные инициативы по цифровой связи и воде, энергии и климату. В 2022 году должна быть активирована GG и финансирование этой Стратегии.

Официальный визит президента РК в Брюссель 25-26.11.2021 можно назвать успешным, практичным и перспективным. Визит подчеркнул необходимость и перспективность развития Европейского вектора. Взаимодействие в политической, торгово-экономической и инвестиционной сферах, СРПС, стратегическое сотрудничество, региональное сотрудничество, стабилизация ситуации в Афганистане, борьба с пандемией, Зеленая Повестка, демократия и права человека, весь комплекс вопросов был рассмотрен в ходе визита.

Таким образом, в данной статье был рассмотрен комплекс вопросов, обсуждавшийся в ходе визита Президента РК в Брюссель. Кроме того, были рассмотрены стратегические аспекты отношений ЕС — РК, характерные в тоже время для всего региона Центральная Азия. 

Ретроспекция. До пандемии.

Учитывая развитие ситуации, пандемию можно посмотреть на события двухгодичной давности 2019 года. По серии событий – публикации Стратегии ЕС в ЦА 2019, утверждению нового состава Европейской Комиссии, Европейского Парламента и Европейского Совета с 1 декабря 2019 года, Визиту Президента Республики Казахстан в Федеративную Республику Германия 5 – 6 декабря 2019 г., публикации главного научного сотрудника КИСИ д-ра М.Т. Лаумулина «Письмо из Нур-Султана», презентации в Представительстве ЕС в Казахстане «Европейский Союз представляет «Письмо из Нур-Султана» вместе с Carnegie Europe» я написал свою статью 23 декабря 2019 года по Стратегии ЕС в ЦА, возможным Программам сопутствующим этой Стратегии и Инициативам и Предложениям в развитии Стратегии ЕС в Центральной Азии и Казахстане в ближайшем Будущем[i].

Сейчас можно выделить некоторые моменты моей статьи актуальные на сегодняшний момент:

  • В статье д-ра М.Т. Лаумулина явно представлена Линия по формирующемуся внешнеполитическому курсу стран Центральной Азии на европейском направлении. Мнение было высказано с позиций стран региона.
  • В статье было предложено — форсировать политику ЕС в ЦА. Действительно политику ЕС в ЦА и КЗ можно считать довольно стабильной и ровной, но видимо мнение состоит в том, чтобы предложить значительную Инициативу в регионе ЦА и Казахстане. Это действительно видение, будущего отношений ЕС – ЦА.
  • Если предположить значительную Инициативу — то это может быть Масштабная Программа — противовес ЕС Программе Пояс-Путь КНР — Геополитический Проект. Усиление Европейского Участия во всех Программах в ЦА.
    Транс-Евразийская Программа ЕС с участием России и Китая.

В статьях представлены предложения для ЕС — ЕС нуждается в другом подходе в нескольких областях — культура, образование и региональное сотрудничество, геополитическое влияние, более настойчивая стратегия, в делегациях стран-получателей ЕС может быть создан более динамичный механизм консультирования, такой как система оперативного мониторинга и набор высококвалифицированных и независимых национальных специалистов.

«State of the Union» в свете отношений с Центральной Азией.

В отношении актуальных тем Европейского Союза на 2021-2022 рабочий год Комиссия ЕС представила План работы и приоритетов 2021-22 “State of the Union в речи Президента ЕК в Парламенте. Перечень пунктов и актуальных тем Плана ЕС может быть актуальным в инициативах и соглашениях ЕС и РК, других стран региона.

Несомненно, первым пунктом идет борьба с пандемией и вакцинация. Кроме своих успехов ставится целью помощь другим странам и создание Европейского Союза Здравоохранения. Экономика и ее восстановление в Европе ожидается в течение двух лет. «Зеленый Курс» Европы определяют результаты Конференции COP26. Как один из результатов – финансирование этой Программы. Технологическая Программа ставит целью создание европейской экосистемы микросхем, включая полный цикл производства, единый цифровой рынок.

Все данные Программы взаимодействия объединены в Новой Инициативе ЕС – “Global Gateway. Но об этом будет сказано отдельно.

Глобальная Конкуренция бросает вызов Европейскому Союзу. События в Афганистане еще раз настоятельно требуют создания Вооруженных Сил ЕС, механизма и центра принятия решений по военным вопросам, киберзащиты. Это связано также с НАТО и ее взаимодействием с ЕС. Данный вопрос наиболее актуальный. Необходима гуманитарная поддержка Афганистана. Все эти вопросы будут рассмотрены на саммите ЕС по обороне, позднее планируемой встречи в Брюселле – в начале 2022 года под председательством Франции. Вопросы партнерства ЕС с США в настоящее время модернизируются и выходят на уровень взаимодействия управления как в торговле и технологиях – TTC (Tech Trade Council), так и в политической сфере – предложения Европейского Парламента о создании Политического Совета.

Обязательная серия условий взаимодействия ЕС – демократия, права человека, европейские ценности, верховенство закона, гендерный вопрос — права женщин, миграция и убежище. Закон о свободе СМИ должен быть принят в конце года.

СРПС (EPCA). Соглашение о Расширенном Партнерстве и Сотрудничестве ЕС – РК.

Говорить о СРПС, что это — уже вчерашний день, но можно отметить важные детали этого Соглашения[ii]. Это важный документ, который создает лучшую среду для бизнеса в таких областях, как торговля услугами, создание и функционирование компаний, движение капитала, сырья и энергетики, защиты прав интеллектуальной собственности, а также это новые области —  космическая безопасность, повышение энергоэффективнос­ти, противодействие распрост­ранению оружия массового уничтожения, противодействие терроризму, сотрудничество в сфере госслужбы, изменение климата, здравоохранение, управление государственными финансами, налогообложение. В сфере торговли и инвестиций между Евросоюзом и Казахстаном создана «Бизнес-платформа высокого уровня». Европейская Комиссия разрабатывает планы на будущее в рамках нашего Соглашения до 2027 года. Казахстан разработал дорожную карту реализации СРПС. СРПС является Соглашением, которое рассматривается как основное для развития всех направлений сотрудничества. Исходя из определенных факторов, можно предположить, что это Соглашение будет функционировать достаточно долгое время (около 10 лет), пока весь потенциал не будет исчерпан. Тем не менее, необходимо видеть следующий шаг этого Соглашения.

Перспективы СРПС.

В определении перспектив развития отношений РК с ЕС обращает внимание максимально оформленные отношения Европы и Японии. Эти отношения оформлены политически, экономически и в области инфраструктуры, три договора. Для других стран Азии эти отношения вероятно должны служить основой или примером.

В качестве перспективы Сотрудничества и Партнёрства между ЕС и РК можно определить предположительно Сотрудничество и Партнёрство ЕС- Япония. Эта цель, конечно будет выглядеть по-другому, но уровень вероятно достаточный.  Регион ЦА указывается прямо среди регионов мира для участия в Стратегии ЕС — Азия в Соглашении Области Устойчивого Подключения и Качественной Инфраструктуры ЕС – Япония (параграф2). Система Сотрудничество и Партнерство ЕС — Япония состоит из трёх Соглашений — Партнерство по Устойчивой Связи и Качественной Инфраструктуре, Соглашения о стратегическом партнерстве (SPA), которое было подписано в 2018 году и вошло в фазу реализации параллельно с Соглашением об экономическом партнерстве (EPA). И SPA, и EPA являются юридически обязывающими соглашениями, которые обеспечат основу для будущего сотрудничества между ЕС и Японией. В данное время это наиболее продвинутое Соглашение ЕС по Азии.

Global Gateway (GG), Стратегия ЕС, Казахстан, Центральная Азия, Мир.

Самое интересное в планах ЕС на 2021-22 г.г. (State of the Union) — Инициатива ЕС по изменению архитектуры инфраструктуры, взаимодествия и глобальной торговли — GG.

Эта Инициатива будет представлять из себя сложный, многосоставной механизм взаимодействия. Стратегия по Азии, Центральной Азии Европейского Союза будут входить в него как составные части.

Основу концепции GG представил или заявил впервые Юнкер определив это как — Weltpolitikfähigkeit – способность к Глобальной Политике. После долгих размышлений и мотивационных событий Президент Комиссии Урсула фон дер Ляйен взяла под личное руководство развитие Инициативы GG.

«Похоже, что в политических кругах ЕС растет опасение не только масштабов развертывания BRI, но и экономических, социальных, политических и дипломатических побочных эффектов, которые он вызывает, особенно в тех частях мира, где Стратегические интересы ЕС немалые и давние, например, Балканы, Северная Африка, Африка к югу от Сахары. Эффекты дошли до такой степени, что теперь они представляют собой вызов собственным стратегическим интересам ЕС, отсюда и стремление разработать надежный альтернативный политический путь для финансирования строительства инфраструктуры на Глобальном Юге»[iii].

Сейчас в Еврокомиссии разрабатываются проекты сотрудничества ЕС и стран Центральной Азии до 2027 года. И большое внимание будет уделяться тому, что называется в Брюсселе «Connectivity».

«Connectivity» — «Связность-Взаимодействие» это не только инфраструктурные компоненты, но и комплекс гуманитарных связей. По «Связности-Взаимодействию» можно привести специальное определение, ввиду того, что это понятие и метод очень важен и включен в качестве ключевого компонента в Стратегию ЕС и в настоящее время в его Новую Инициативу – «Global Gateway».

«Connectivity-Взаимодействие»[iv] — Стратегия, новая методика инфраструктурных, экономических, финансовых, гуманитарных отношений ЕС, включает характеристики, основанные на — финансировании , устойчивом осуществлении, а также возможное сотрудничество и конкуренцию, должна быть устойчивой, всеобъемлющей и основанной на правилах в согласованных усилиях, направленных на то, чтобы отделить ее от BRI. Стратегия должна продвигать равные условия игры и справедливый доступ к рынкам и государственным процедурам. Стратегия представляет собой ключевой инструмент продвижения интересов ЕС и продвижения его ценностей за рубежом.

 Характеристики Инициативы GG:

  • Альтернатива Инициативе КНР «Belt&Road».
  • GG выходит за рамки Стратегии Соединения с Азией в Глобальный Формат.
  • Необходимо понимать на какой территории преимущественно должна действовать Инициатива GG. Зона Евразии представляет особый интерес, Азия – Центральная Азия, Южная Азия и Юго-Восточная Азия. Кроме Азии для ЕС это Африка. Приоритеты очевидны.
  • «Стратегия взаимодействия была первоначально разработана в 2018 году и обещала сотрудничество в области развития инфраструктуры со странами Евразийской Дуги в энергетическом, транспортном и цифровом секторах, а также взаимосвязь между людьми»[v].
  • Европейские Ценности GG. GG — финансирование проектов, которые являются открытыми и инклюзивными, прозрачными, экономически жизнеспособными, финансово, экологически и социально устойчивыми и соответствующими международным стандартам, законам и постановлениям.
  • Global Gateway гарантирует, что ЕС будет инвестировать более стратегически во всем мире и «создавать связи, а не зависимости».
  • Основное – это вопрос эффективности бюджетирования или финансирования Инициативы GG в конкуренции с Поясом-Путем. Несомненно, что система финансирования в ЕС связана с европейскими ценностями и европейскими бюрократическими условиями.
  • Если ЕС намерен и дальше оставаться актуальным для остального мира, он должен иметь возможность укреплять и координировать свои глобальные торговые и инвестиционные интересы гораздо более решительным и преднамеренным образом.

Инициатива – «10 Национальных проектов Казахстана».

В Казахстане выдвинута Инициатива – «10 Национальных Проектов». Эта Инициатива имеет целью продвижение основных областей государственного строительства. В сущности, эта Инициатива является также или в том числе Встречной Программой или аналогом Программ Развития, финансирования, стимулирования развитых государств и стран (США, ЕС, Франции, Германии, КНР и др.) в определенных областях экономики, технологий и социальной сферы. Казахстан может быть готов к подключению к Программам ведущих стран в различных сферах.

На реализацию десяти национальных проектов будет потрачено 49 триллионов тенге (около 115 миллиардов долларов). Предполагается, что 33 триллиона тенге (77 миллиардов долларов), или 67 процентов от общей суммы, будут реализованы за счет частных инвестиций[vi].

Одобрены следующие десять национальных проектов:

1. Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация».

2. Качественное образование «Образованная нация».

3. Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев.

4. Технологический рывок за счет цифровизации, инноваций и науки.

5. «Ұлттық рухани жаңғыру». Программа развития духовных традиций Казахстана.

6. Безопасная страна.

7. Сильные регионы — драйвер развития страны.

8. Развитие агропромышленного комплекса.

9. Развитие предпринимательства.

10. «Зеленый Казахстан».

Зеленая Повестка, Экология

Страны региона подписали и ратифицировали Парижское Соглашение по климату. Проблематика вопросов по экологии – проблема Аральского моря, Фонд спасения Аральского моря, энергетическая эффективность в Центральной Азии, новые технологии ВИЭ, проекты, гранты, кредиты  ЕС в регионе ЦА по экологии, ВИЭ.

Казахстан привержен глобальной повестке дня в области изменения климата и это было подтверждено на Глобальном Саммите COP26.

«Правительство Казахстана также устанавливает ключевые среднесрочные цели в рамках своего обновленного национального определяемого вклада: увеличение доли возобновляемых источников энергии до 15% к 2030 году с дальнейшим потенциалом роста и безоговорочного сокращения выбросов парниковых газов на 15% к 2030 году (по сравнению с базовым годом) с условной целью 25% (при условии международной поддержки и помощи)[vii].

Борьба с Пандемией.

В июле 2020 года ЕС запустил пакет солидарной помощи «Covid-19 в странах Центральной Азии: меры реагирования на кризис» (CACCR) с бюджетом в 3 млн. евро, направленный на обеспечение потребностей стран региона, где основное внимание уделяется Казахстану. В этой области Казахстан находится в числе успевающих государств мира.

Демократия, Права Человека и Гражданское Общество

В октябре 2021 в Алматы года прошел Гражданский Форум «Европейский Союз – Центральная Азия» на тему «Строить лучшее будущее: участие в устойчивом восстановлении после пандемии». Проведение мероприятия было связано с достижениями республики в сфере развития гражданского общества и прав человека.

Демократические изменения, гражданское общество, обратная связь, верховенство права, институциональные реформы и права человека находятся в зоне особого внимания. Казахстан в плане реформ и модернизации имеет планы и действия. Это находится в процессе развития. Прежде всего, это четыре пакета политических реформ по инициативе Президента РК и НСОД (Национальный Совет Общественного Доверия) и законодательная работа Парламента по реализации. Для подробного ознакомления с пакетами реформ приводится прямая ссылка на статью помощника Президента РК[viii].

Моменты, которые видны и всем заметны это присоединение ко второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни, принятие отдельного Закона об Уполномоченном по правам человека и укрепление его аппарата, введение института парламентской оппозиции. Принята Концепция Развития Гражданского Общества до 2025 года, цель, которой контроль за работой Правительства.

10 июня 2021 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека».[ix]

Дипломатия ЕС в Казахстане и ЦА.

Глобальная Конкуренция, Внешняя Политика, Безопасность, Афганистан.

Вывод военного контингента США и ситуация в Афганистане изменили и обострили архитектуру отношений и противоречия всех действующих акторов в регионе Центральная Азия. Влияние ЕС в регионе было переформатировано и вероятно отношение к региону было активизировано. Главные силы ЕС это его дипломатия и его дипломатический корпус.

Осенью 2021 года прошло три мероприятия в Центральной Азии – Гражданский Форум ЕС-ЦА в Алматы, Первый Международный Экономический Форум ЕС-ЦА в Бишкеке и 17-я Министерская встреча ЕС и стран Центральной Азии. Экономический Форум будет первым в серии подобных мероприятий. Гражданский Форум в Алматы третий по счету ежегодный форум. И результаты 17-й Министерской встречи ЕС – Центральная Азия наиболее интересны в сфере внешней политики, ситуации в Афганистане и конкуренции глобальных и региональных держав. Судя по результатам Встречи Европейский Союз, активизирует свою дипломатию, свои Программы и Инициативы в регионе. Памятуя о том, что демократия и права человека, Зеленая Повестка, борьба с пандемией это обязательные программы, можно выделить наиболее интересные моменты.

  • Новая Инициатива ЕС Global Gateway была презентована на этой встрече. В этой статье ей уделено почти главное место, в Коммюнике встречи информация идет в пункте 7.[x] Здесь же идет целая серия важных мероприятий ЕС в Центральной Азии, в Туркменистане и Узбекистане в 2022 году по финансированию и улучшению Стратегии «Connectivity». «Ашхабадский процесс — финансирование улучшения взаимодействия » состоится 5-6 апреля 2022 года. Предложение Узбекистана провести в 2022 году Конференцию высокого уровня министров ЕС и Центральной Азии по вопросам подключения. Далее серия Предложений Таджикистана по водным ресурсам – две конференции в 2022-23 годах и Туркменистана «Политика мира и доверия — основа международной безопасности, стабильности и развития».
  • Афганистан – по вопросу ситуации в Афганистане отношения ЕС остаются в рамках существующих программ и предложений сотрудничества. Однако как указывалось ранее идет активизация дипломатии и Стратегии ЕС в Азии.

Итоги визита Президента Казахстана в Брюссель.

Визит Президента Республики Казахстан в Брюссель интересен фактически, то есть фактами — встречами, темами разговоров и договоренностей. Президент реализовал этот визит в Брюссель и Швейцарию, но цель нашей статьи — только визит в Брюссель. Визит успешный.

По мнению одного известного европейского эксперта, визит Президента РК является довольно редким фактом, и он был осуществлен с целью представить Казахстан как надежного партнера. По сути, визит был необходим, чтобы продемонстрировать открытие новых перспектив и возможностей.

На встрече с президентом Совета ЕС Шарлем Мишелем они обсудили — Covid 19, права человека, региональное сотрудничество, Афганистан. EPCA (Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС — РК) стало главным пунктом переговоров по стратегическому сотрудничеству. Уделялось внимание усилению взаимодействия в политической, торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также противодействию пандемии коронавируса, включая взаимное признание вакцин и паспортов вакцинации.

В программе «Климатическая повестка» — Международный водно-энергетический консорциум, возможное партнерство с Европейским сырьевым альянсом и Европейским аккумуляторным альянсом с целью создания цепочки по производству аккумуляторов.

В ходе встречи с представителями бизнеса «Казахстан – Бельгия — Люксембург: перспективы инвестиционного сотрудничества» были подписаны соглашения и меморандумы с Торгово-Промышленными Палатами Брюсселя и Фландрии, обсуждались вопросы, связанные с производством поездов, возобновляемыми источниками энергии и «зеленым водородом».

Встреча с президентом Комиссии ЕС Урсулой фон дер Ляйен была завершающей. Комиссия курирует внешнюю политику и безопасность, технологии, торговлю, экономику, здравоохранение и другие области, сотрудничество по которым обсуждалось в ходе встречи. Председатель Комиссии ЕС выразил приверженность ЕС к дальнейшему сотрудничеству в торгово-экономической, инвестиционной сферах и поддержал подходы Казахстана к стабилизации ситуации в Афганистане. В итоге, официальный визит в Брюссель можно назвать успешным, практичным и перспективным. Визит подчеркнул необходимость и перспективность развития Европейского вектора.


[i]«Будущее европейской политики в Центральной Азии», 23.12.2019., https://casp-geo.ru/budushhee-evropejskoj-politiki-v-tsentralnoj-azii/ ,

[ii] «Как реализуется Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве ЕС-Казахстан», https://www.inform.kz/ru/kak-realizuetsya-soglashenie-o-rasshirennom-partnerstve-i-sotrudnichestve-es-kazahstan_a3747937

[iii] «Global Gateway: China’s EU BRI Alternative», https://thediplomat.com/2021/09/global-gateway-the-eu-alternative-to-chinas-bri/

[iv] «EU-Asia Connectivity Strategy», https://www.bmvi.de/EN/Topics/EU-Policy/Bilateral-and-Multilateral-Relations-With-the-EU/EU-Asia-Connectivitystrategy/eu-asia-connectivitystrategy.html

[v] “It’s time for the EU to open the world’s ‘Global Gateways’ explains Reinhard Bütikofer”,

https://www.theparliamentmagazine.eu/news/article/its-time-for-the-eu-to-open-the-worlds-global-gateways-explains-reinhard-btikofer

[vi] «Десять национальных проектов» президента Токаева: надежды, скептицизм и триллионы тенге., https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-politics-national-projects-article/31510790.html

[vii] «Kazakhstan makes COP26 commitment to tackling climate change», 4.11.21.,

https://ru.eureporter.co/environment/climate-change/2021/11/04/kazakhstan-makes-cop26-commitment-to-tackling-climate-change/

[viii] «Новый пакет политических реформ в Послании Президента», 14.09.2021.,

https://liter.kz/prezident-kazahstana/, «Первый пакет. В него вошли инициативы по изменению порядка организации мирных собраний с разрешительного на уведомительный принцип, снижению регистрационного барьера для создания партий с 40 до 20 тысяч человек, внедрению тридцатипроцентной квоты для женщин и молодежи в избирательных списках партий, введению института парламентской оппозиции.

Большое значение имело предложение о начале процедуры присоединения ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Второй пакет. Президент особое внимание уделил принятию мер по защите детей от кибербуллинга и присоединению к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка. Были поставлены задачи по приведению национального законодательства по борьбе с пытками в соответствие с передовыми международными нормами, а также совершенствованию практики досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с торговлей людьми.

Третий пакет. Он включал такие новшества, как снижение порога прохождения в Мажилис для политических партий с 7 до 5%, внедрение графы «против всех» в бюллетенях на выборах всех уровней, введение выборности районных акимов. Кроме того, он предусматривал внедрение «Индекса развития молодежи», совершенствование системы общественного контроля, законодательное оформление института онлайн-петиций, разработку мер для стимулирования благотворительной деятельности, принятие отдельного Закона об Уполномоченном по правам человека и укрепление его аппарата.

Четвертый пакет. Поручено принять конкретные меры по соблюдению прав и обеспечению безопасности правозащитников, а также гармонизации норм Уголовного кодекса РК с положениями Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Отдельно Президент отметил необходимость поддержки экономических и политических позиций женщин в обществе. В этой связи он предложил внести изменения в Концепцию семейной и гендерной политики».

[ix] Указ «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека», https://www.akorda.kz/ru/o-dalneyshih-merah-respubliki-kazahstan-v-oblasti-prav-cheloveka-9505

[x]Joint Communiqué: 17th EU-Central Asia Ministerial Meeting”, EEAS, 22.11.2021., https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/107666/joint-communiqu%C3%A9-17th-eu-central-asia-ministerial-meeting_en

Автор: казахстанский эксперт-международник Димаш Абдуллин.

Author: Dimash K. Abdullin – Expert&observer on Europe, EU. «Project Europe,EU-CA.kz: analytics, history, culture». Kazakhstan. europeeuexpert@gmail.com

EU#CentralAsia#EUStrategyinCA#GlobalGateway#Connectivity#EUStrateginAsia#ThePartnershiponSustainableConnectivityandQualityInfrastructure#StateofTheUnion#EnhancedPartnershipandCooperationAgreementEURK#EPCA#StrategicPartnershipAgreementEUJapan#EconomicPartnershipAgreementEU-Japan#Belt&Road#

7 декабря, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели