В конце мая стали появляться первые новостные сообщения о последствиях принятого Дональдом Трампом решения о выходе США из Всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (JCPOA, СВПД). Первыми о своём решении приостановить сотрудничество с Тегераном сообщили нефтяные и транспортные компании.
Так, о своём возможном выходе из иранских проектов сообщила французская Total, которая работала с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC) в рамках заключенного в начале июля 2017 года соглашение о разработке фазы 11 месторождения «Южный Парс». (1)
Как сообщили в Total, если при поддержке французских и европейских органов власти компания не сможет получить специальное разрешение от американских властей, которое могло бы защитить компанию от вторичных санкций по законодательству США, то ей придется выйти из соглашения. В случае если это произойдёт, долю французской стороны может выкупить китайская CNPC. Ситуация должна разрешиться в течение 60 дней, именно такой срок определили компании Total в министерстве нефти Ирана.
Ещё одним крупным игроком мирового нефтяного рынка, принявшим решение приостановить сотрудничество с Ираном, стал российский «Лукойл». Как сообщили на селекторном совещании по итогам работы нефтяной компании за первый квартал 2018 года, руководство «Лукойла» решило не продолжать планы по развитию проектов в Иране из-за угрозы санкций США. «Учитывая последние события, думаю, еще рано говорить о том, какими будут наши планы (в отношении Ирана). На данный момент, в основном, у нас все приостановлено», — цитирует слова чиновника из «Лукойла» портал Iran.ru. При этом, ранее сообщалось, что «Лукойл» ведет переговоры с Ираном по разработке месторождений Абэ-Тимур и Мансури. (2)
Помимо нефтяных корпораций подготовку к введению американских санкций против Ирана начали глобальные судоходные компании. Так, о сворачивании перевозок общего назначения объявили датская Maersk Line и швейцарская Mediterranean Shipping Co. (MSC). Эти компании перевозят в Иран широкий спектр продукции: от электроники и бытовых товаров до продуктов питания и тяжелой техники. Кроме этого, ожидается, что пострадают от санкций и иранские перевозчики, в том числе госкомпании National Iranian Tanker Co. и Islamic Republic of Iran Shipping Lines. Американские санкции, в частности, отразятся на судовых страховых премиях, кредитных линиях для перевозки грузов и поставщиках топлива для иранских судов.
Таким образом, решение американского президента Д.Трампа от 18 мая этого года постепенно начинает сказываться на глобальных экономических процессах. В перспективе следует ожидать определенных изменений ситуации и на Каспийском море. О том, какими могут быть эти изменения, читайте в эксклюзивных экспертных материалах портала «Каспийский вестник»:
Андрей Чеботарёв о влиянии американских санкций в отношении Ирана на ситуацию в регионе.
Азербайджанские эксперты об американских санкциях против Ирана
Ссылки на источники:
- Total дали два месяца на получение разрешения от США на работу в Иране, https://ria.ru/world/20180530/1521674878.html
- Компания «Лукойл» приостановила реализацию планов в Иране из-за угрозы санкций США, http://www.iran.ru/news/economics/109756/Kompaniya_Lukoyl_priostanovila_realizaciyu_planov_v_Irane_iz_za_ugrozy_sankciy_SShA
- Судоходные компании устроили Ирану «морскую блокаду» досрочно, http://logirus.ru/news/transport/sudokhodnye_kompanii_ustroili_iranu_-morskuyu_blokadu-_dosrochno.html?sphrase_id=182998
Добавить комментарий