Главным событием прошедшей недели на Каспии, безусловно, стали визиты президента Исламской Республики Иран Хасана Роухани в соседние Туркменистан и Азербайджан. О первом визите наш портал уже писал ранее. Сегодня мы хотели бы остановиться на состоявшихся двусторонних мероприятиях в Баку, которые в содержательном плане были намного более насыщенными.
Согласно официальным итогам, по результатам визита иранского президента было подписано восемь двусторонних соглашений, а также дан старт двум крупным совместным проектам – эксплуатации железнодорожного звена транспортного коридора «Север-Юг» — «Астара-Астара» и совместного автозавода иранского автопроизводителя «Iran Khodro» и азербайджанской компании «Azermash».
Однако наибольшее влияние на ситуацию в Каспийском регионе, очевидно, окажут два подписанных азербайджано-иранских соглашения.
Прежде всего, сторонам, вероятно, удалось достичь взаимопонимания по одному из ключевых проблемных вопросов ситуации в Каспийском регионе – спорным месторождениям на дне Каспийского моря.
Министр энергетики Азербайджанской Республики Парвиз Шахбазов и министр нефти Исламской Республики Иран Бижан Намдар Зангане подписали Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Азербайджанской Республики и Министерством нефти Исламской Республики Иран по совместной разработке соответствующих блоков в Каспийском море.
О каких месторождениях конкретно идет речь, стороны не сообщали, однако тональность переговоров позволяет с достаточной степенью уверенности судить, что среди них могут быть спорные Араз-Алов-Шарг и Сардар-Джангал.
И даже если сторонам не удалось достичь согласия по всем спорным месторождениям, положительные результаты совместной работы, несомненно, будут способствовать их положительному решению в перспективе.
Как сообщил Trend замминистра экономики Азербайджана Сахиль Бабаев, меморандум открывает новые перспективы для совместной разработки каспийских месторождений. «Иранские компании уже участвуют в нефтегазовом секторе Азербайджана. До сегодняшнего дня Иран вложил в нефтегазовый сектор Азербайджана около 3 миллиардов долларов. Подписанный меморандум позволит работать над разработкой новых месторождений», — подчеркнул Бабаев.
Об исключительной важности документа, как нельзя лучше, свидетельствуют слова Ильхама Алиева на состоявшемся здесь же азербайджано-иранском бизнес-форуме, где он отметил, что меморандум о взаимопонимании по разработке блоков в Каспийском море имеет историческое значение и в связи с этим данную проблематику можно исключать из перечня нерешенных вопросов двусторонних отношений.
Историческое значение, по мнению лидеров прикаспийских стран, будет иметь еще один подписанный в ходе визита Х. Роухани документ – Соглашение между Азербайджанской Республикой и Исламской Республикой Иран о финансировании строительства участка железной дороги Астара-Решт на территории Исламской Республики Иран.
Проект железной дороги Решт-Астара завершит железнодорожный коридор Север-Юг, контракт на создание которого был подписан 16 лет назад. После завершения строительства товары смогут перевозиться из Индии в Европу по железной дороге через Иран и Азербайджан в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг».
Как отметил Хасан Роухани, транзитный маршрут Север-Юг, который создается Ираном и Азербайджаном путем реализации проекта железной дороги Решт-Астара, выступает в качестве более удобного, дешевого и короткого маршрута не только для Ирана и Азербайджана, но и для стран региона, а также стран Азии, Европы и Африки. В связи с этим, сотрудничество Баку и Тегерана отвечает интересам не только населения региона, но и всего мира, уверен иранский президент
Очевидно, что результаты переговоров Ирана и Азербайджана окажут значимый положительный эффект на ситуацию на Каспии в целом, что отвечает интересам России в регионе. Однако, в любой бочке мёда всегда может оказаться ложка дёгтя. А она ожидаемо присутствует и здесь, и касается она, прежде всего, позиций Москвы на Каспии.
В частности, обращает на себя внимание тот факт, что Ильхам Алиев и Хасан Роухани, руководствуясь национальными интересами своих государств, по отдельным вопросам действуют вопреки целям российской политики на Каспии. Здесь, прежде всего, следует отметить, стремление Тегерана и Баку использовать развивающуюся железнодорожную инфраструктуру не только в рамках отвечающего интересам Москвы МТК «Север-Юг», но и по альтернативным маршрутам. Стороны, к примеру, заявили о планах развивать и альтернативное направление поставок индийских грузов в Европу – транспортный коридор «Юг – Запад», который проходит в обход российской территории и потенциально может оттянуть на себя довольно значительный объем грузопотока, несмотря на все очевидные логистические трудности, связанные с необходимостью пересечения Черного моря.
Кроме этого, как отметил в своем выступлении на бизнес-форуме Ильхам Алиев, в регионе создается новый четырехсторонний формат сотрудничества – Азербайджан, Иран, Грузия и Турция. Как видно, в этом формате присутствует давний геополитический соперник России на Каспии – Турция, влияние которой в регионе российские правители пытаются ограничить еще со времен Петра I, а также Грузия, отношения с которой у России в последние годы складываются крайне сложно. Грузия и Турция при поддержке еще одних геополитических соперников Москвы в лице Вашингтона и Брюсселя в прошлые годы уже успешно реализовали ряд совместных проектов, существенно ограничивших влияние России на Каспии. В этом ряду следует отметить трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса, железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс и другие значимые проекты. Поэтому втягивание в трёхсторонний формат такого важного регионального игрока, как Иран, не сулит России ничего хорошего.
Налаживание альтернативных схем межгосударственного взаимодействия в Каспийском регионе будет существенно ограничивать влияние и геополитические позиции нашей страны на Каспии. Поэтому уже сегодня руководству нашей страны необходимо разработать и планомерно реализовывать стратегию укрепления российского присутствия в регионе во всех возможных сферах – политической, экономической, военной, культурно-гуманитарной, научной и т.д. Только в этом случае у нашей страны останется возможность сохранить статус геополитического гегемона Каспийского региона, которого нас настойчиво и, в принципе, достаточно успешно пытаются лишить с начала 1990-х годов.
Добавить комментарий