3 сентября состоялась пленарная сессия Восточного экономического форума — 2021, темой которого в этом году стали «Новые возможности Дальнего Востока в меняющемся мире». Помимо Президента Российской Федерации в онлайн-формате в мероприятии принял участие Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев.
В своём выступлении К.-Ж. Токаев заявил, что Дальний Восток для Казахстана имеет большое значение как стратегический партнёр, поскольку географически соединяет Евразию с динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Также он затронул отдельные аспекты экономической стратегии страны, значимое место в которой занимает и каспийское направление.
В частности, характеризуя вопросы усиления экономической связанности в Евразийском регионе, глава Казахстана отметил необходимость ускорения строительства эффективной транспортной инфраструктуры. Он обратил внимание, что Казахстан стал важным транзитным узлом. Даже в прошлом, кризисном, году транзит грузов через страну вырос на 17 процентов, что стало результатом реализации масштабного плана развития инфраструктуры.
«Мы начали этот проект более 10 лет назад и выделили более 30 миллиардов долларов на его реализацию. Это позволило помимо прочего открыть пять новых железнодорожных и шесть автомобильных маршрутов, соединяющих Азию и Европу. Кроме того, был модернизирован порт Актау и построен новый порт Курык на Каспии», — отметил К.-Ж.Токаев.
Президент Казахстана также отметил важность эффективного сопряжения национальных планов страны с деятельностью Евразийского экономического союза, с одной стороны, и глобальной инициативы Китая «Пояс и путь», с другой стороны.
«Достигнут своего рода синергетический эффект в развитии континентальных транспортных систем. Создан самый быстрый транзитный маршрут для доставки грузов из Азии в Европу. Сегодня грузы идут уже не только из Китая в Европу, растёт грузопоток и в обратном направлении», — заявил Токаев.
Лидер Казахстана также рассказал о планах по дальнейшему развитию инфраструктуры. В настоящее время в республике начинается строительство новой железнодорожной ветки Достык–Мойынты для расширения транзита из Китая. Общий объём инвестиций составит более двух миллиардов долларов.
В целом, весьма перспективными, на взгляд К.-Ж. Токаева, выглядят различные проекты по созданию дополнительных транспортных коридоров в Евразийском регионе, так как объём торговли по линии Восток–Запад–Восток постепенно увеличивается и требует диверсификации транзитных маршрутов. В этой связи важным президент считает усиление координации в этой сфере странам Евразийского региона. Это позволит более рационально использовать ресурсы каждой из стран. Таким механизмом взаимодействия могли бы стать регулярные рабочие встречи глав транспортных ведомств.
Ещё одним важным направлением сотрудничества в регионе, в том числе и на Каспии, К.-Ж.Токаев назвал взаимодействие в нефтегазовой сфере. В качестве примера он привёл российско-казахстанские договоренности, в частности соглашения с российскими компаниями «Татнефть» и «Лукойл».
Справка редакции: В рамках Петербургского международного экономического форума АО НК «КазМунайГаз» и ПАО «ЛУКОЙЛ» подписали Договор купли-продажи 49,99% доли участия в уставном капитале ТОО «Аль-Фараби Оперейтинг». После завершения сделки доли КМГ и ЛУКОЙЛ в совместном предприятии составят 50,01% и 49,99% соответственно. Участок Аль-Фараби расположен в казахстанском секторе дна Каспийского моря. Расстояние до берега составляет 130 км, глубина воды — 300-600м. Согласно основным минимальным работам планируется бурение 1 скважины (2500 м) и сейсморазведка 3Д (120 км2).
КМГ и ЛУКОЙЛ осуществляют совместную деятельность по проектам Женис, Хвалынское, Центральная, участвуют в мегапроектах Карачаганак и Тенгиз, а также в нефтетранспортном проекте Каспийский трубопроводный консорциум.
На данном направлении казахстанский лидер считает важным развитие взаимодействия стран региона по вопросам низкоуглеродного развития.
«Во всём мире предпринимаются конкретные шаги в этом направлении: Европейский союз готовится ввести трансграничный углеродный налог, глобальные корпорации и фонды перераспределяют свои портфели в пользу «зелёных» активов, сокращаются инвестиции в угольную промышленность, уменьшается финансирование нефтегазового сектора. Эти меры создают риски для экономик наших стран, возможно, они приведут к дефициту ресурсов, инфляции, снижению уровня жизни. Считаю, что к данному вопросу следует подойти максимально прагматично и по возможности скоординированно. Каждой стране предстоит пережить сложную по своему содержанию трансформацию технологического и экономического уклада. И это, конечно, вызов национальным экономикам, но на региональном и тем более глобальном уровне выиграть можно только сообща», — заявил К.-Ж.Токаев.
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий