В соответствии с международным правом все подписанные межгосударственные соглашения должны пройти процесс ратификации (лат. ratificatio, от лат. ratus — решённый, утверждённый и facere — делать) — процесс придания юридической силы документу путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для не ратифицировавшей стороны, хотя Венская конвенция о праве международных договоров и велит государству, подписавшему международный договор, впредь до ратификации или отказа от неё воздерживаться от действий, лишающих документ «объекта и цели», то есть явно идущих вразрез с теми задачами, которые он призван решить.
Таким образом, подписанная в Актау 12 августа Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, несмотря на победные реляции прикаспийских государств, пока ещё не вступила в силу и не является юридически обязывающим документом.
Насколько длителен будет процесс ратификации Конвенции зависит во многом от внутриполитической ситуации в странах региона. Наиболее проблемной видится сегодня ситуация в Иране. Как сообщает азербайджанский портал Haqqin.az в статье Джейхуна Наджафова от 24 августа, соглашение о правовом статусе Каспия в Иране восприняли далеко неоднозначно. Со дня его подписания президент ИРИ Хасан Роухани подвергается жесткой критике консерваторов в парламенте и религиозных деятелей Ирана.
Источник отмечает, что главу государства и министра иностранных дел Мухаммеда Зарифа обвиняют в пренебрежении интересами страны. Именно поэтому депутаты потребовали от Роухани отчитаться в парламенте по подписанному им в Актау соглашению. Отдельные парламентарии утверждают, что их не осведомили о невыгодных для страны условиях итогового документа. По их убеждению, при разделе Каспия Ирану полагалось 50%, а не 11% (плюс еще 3% зона рыболовства) территории моря, так как прежний правовой режим был навязан Тегерану «волей могучего коммунистического соседа».
Так, депутат Махмуд Садеги на страничке Twitter сравнил Конвенцию с Туркманчайским договором 1828 года между Персией и царской Россией, в силу которого территория Азербайджана была разделена между двумя державами. А на страницах иранской газеты Ganun Садеги обвинил Роухани в том, что он чрезмерно доверяет России, которая на словах обещает Ирану помочь в нынешней сложной политико-экономической ситуации, а на деле предает его интересы. Депутат считает, что при подписании Каспийского соглашения с Россией необходимо было проявить особую бдительность, а не полагаться на мнимое сближение в сирийском вопросе.
К критике Каспийской конвенции присоединился и бывший посол ИРИ в Азербайджане Афшар Сулеймани, обвинив Россию в «двойной игре» с Ираном. Сулеймани заявил, что с одной стороны, россияне подчеркивают, что любое решение должно приниматься на основе консенсуса, а с другой — они обо всем договариваются с каждой страной в отдельности.
Таким образом, подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря пока ещё не означает урегулирование юридических проблем водоёма. Хотя сегодня вероятность успешной ратификации иранским парламентом «конституции Каспия» довольно высока, так как в документе имеются положения, исключающие появление иностранных военных баз и кораблей на Каспии, отдельные общественно-политические силы могут попытаться максимально осложнить процесс ратификации. Следствием этого может стать затягивание процесса юридического признания Конвенции на неопределённый срок.
Фото: tehrantimes.com
Добавить комментарий