28 апреля состоялась встреча Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева с Президентом Исламской Республики Иран Масудом Пезешкианом в узком составе. На встрече была затронута деятельность межправительственной комиссии, обсуждены вопросы сотрудничества в энергетической сфере, в частности, электроэнергетики. Отмечена важность строительства гидроэлектростанций на реке Араз и завершения проекта автомобильного моста Агбенд-Калала.
В ходе беседы состоялся обмен мнениями по вопросам сотрудничества двух стран в рамках международных организаций. Еще раз было доведено до внимания, что Азербайджан и Иран выступают за решение региональных проблем самими странами региона. В этой связи была подчеркнута важность формата регионального сотрудничества «3+3».
На встрече также состоялся обмен мнениями по вопросам сотрудничества в сфере туризма и культуры.
«Я считаю, что эта двусторонняя встреча будет способствовать развитию отношений между двумя странами» — Ильхам Алиев.
Президент Азербайджана на совместной пресс-конференции с Масудом Пезешкияном заявил: «Я считаю, что эта двусторонняя встреча будет способствовать развитию отношений между двумя странами. У нас состоялся очень плодотворный обмен мнениями по различным темам. Обе страны должны работать над расширением и развитием отношений».
Между двумя странами были подписаны важные документы, которые отражают усилия двух стран по расширению двусторонних отношений.
В Азербайджанскую Pеспублику прибыли высокопоставленные иранские официальные лица, были подписаны хорошие документы в различных областях.
Благодаря визиту президента Ирана в Азербайджанскую Pеспублику у Ирана появилась существенная возможность немедленно начать эксплуатацию железнодорожного коридора Север-Юг, еще до завершения железнодорожных проектов Pешт-Астара и Чабахар-Захедан.
Стоит отметить, что на протяжении примерно двух десятилетий в экспертных и политико-экономических кругах поднимается вопрос о соединении Ирана и Pоссии железнодорожным транспортом под названием «коридор Север – Юг».
В последние годы эта идея стала ближе к реальности благодаря многосторонним соглашениям и усилиям по завершению строительства железнодорожного маршрута.
Однако этот проект остается незавершенным, а отсутствие железнодорожной линии по маршруту Pешт – Астара на протяжении многих лет служило оправданием для того, чтобы не запускать этот стратегический коридор.
Проект, реализация которого в лучшем случае займет 4 года. При этом железнодорожное сообщение между Ираном и Pоссией теперь можно организовать без создания новой инфраструктуры и с использованием существующих железнодорожных линий.
В ситуации, когда конфликт на Украине глубоко повлиял на российско-европейские отношения и российские транзитные маршруты более ограниченными, чем когда-либо, быстрый запуск этого коридора может стать важной передышкой для Москвы, а Иран, как важнейший компонент коридора, уже сейчас может получить значительные экономические выгоды.
Помимо экономической выгоды, стабилизация положения иранского коридора в конкурентных условиях региона имеет большое значение.
В настоящее время железнодорожная сеть Ирана соединяет приграничный город Джульфа с бывшей советской железнодорожной сетью в Нахичевани. Эта железнодорожная линия идет на север от Нахичевани и входит на территорию Армении, соединяясь с Грузинской железной дорогой через Армянскую железную дорогу.
Грузинская железная дорога также соединена с российской железнодорожной сетью, и благодаря этому у Ирана в настоящее время есть потенциал для немедленного запуска коридора Север-Юг.
Однако железнодорожный маршрут на въезде из Нахичевани на территорию Армении уже много лет закрыт из-за карабахского конфликта между двумя соседними странами Южного Кавказа, и его открытие зависит от подписания мирного соглашения.
Этот процесс сопряжен со множеством политических сложностей, и время его завершения также неизвестно.
Несмотря на эту ситуацию, Исламская Pеспублика Иран может воспользоваться своими отношениями с Баку и Ереваном, а также хорошими отношениями Pоссии с обеими сторонами конфликта и посредством активной дипломатии открыть этот маршрут для прямого торгового транзита между Ираном и Pоссией.
Подготовила Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий