6 октября 2023 в Астраханском Краеведческом музее прошла XV Всероссийская научно-практическая конференция «Астраханские краеведческие чтения». В работе конференции приняли участие представители научного сообщества, изучающие многовековую историю Астраханского края, краеведы, архивисты, сотрудники учреждений образования и культуры, независимые исследователи из Астраханской области и других регионов России. Большинство сообщений участники конференции посвятили памяти астраханских педагогов, которые стояли у истоков среднего, высшего и дополнительного образования в нашем регионе.
Краеведческие чтения являются одними из наиболее представительных по общему числу участников и по региональному охвату. Всего в работе конференции в очном и заочном формате приняли участие исследователи из 11 регионов страны (Астрахань, Донецк, Йошкар-Ола, Казань, Махачкала, Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Сургут, Черкесск, Элиста).
На пленарном заседании, в Презентационном зале Краеведческого музея, к присутствующим с приветственным словом обратился директор Астраханского музея-заповедника Алексей Булычев. Он подчеркнул роль науки в музейной жизни, отметив, что она является неотъемлемым элементом музейной деятельности, поскольку связана с накоплением, обработкой и введением в научный оборот материальных и нематериальных культурных ценностей.
Заместитель директора по науке и экспозициям Андрей Курапов напомнил, что Астраханские краеведческие чтения проходят в 15 раз, на всероссийской научной конференции традиционно представлены результаты научных исследований музейных работников, историков, краеведов, затрагивающие историю, культуру, природу, археологические исследования Астраханского края.
Заместитель начальника департамента архивного, библиотечного и музейного дела министерства культуры Астраханской области Роман Любимов сказал, что музей-заповедник стал большой научной площадкой, которая объединяет все направления научной деятельности, а география участников велика: Москва, Санкт-Петербург, Махачкала, Донецк, Йошкар-Ола, Элиста Казань, Черкесск, Сургут, Саратов и другие регионы страны.
На пленарном заседании прозвучали доклады, приуроченные к Году педагога и наставника. Заведующий отделом природы Астраханского музея-заповедника Александр Калмыков поведал о педагоге, наставнике, общественном деятеле, создателе и первом декане кафедры химии Астраханского пединститута – Александре Васильевне Бердниковой.
Научный сотрудник Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина Максим Такташев рассказал о жизни, деятельности известного астраханского художника Шамиля Такташева, осветил работы мастера в фондах Астраханской картиной галереи и Астраханского музея-заповедника, выявил взаимосвязь темперного и масляного периодов в его творчестве.
Научный сотрудник музея-заповедника Георгий Стукалов ознакомил коллег с результатами прошедшего археологического сезона.
Затем работа конференции продолжилась в секциях.
К научному форуму издан сборник материалов конференции, в который вошло около 60 статей. Материалы конференции адресованы специалистам в области естественных и гуманитарных наук, краеведам, научно-педагогическим работникам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей Астраханского края. Со сборником в ближайшее время можно будет ознакомиться на сайте музейного объединения.
Добавим, что организаторами XV Всероссийской научно-практической конференции «Астраханские краеведческие чтения» выступили министерство культуры Астраханской области, Астраханский музей-заповедник, Калмыцкий научный центр РАН, Астраханский государственный технический университет и Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева.
Отметим, что на конференции выступил глава Астраханского регионального отделения Русского географического общества Бухарицин Петр Иванович с докладом на тему ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА-I НА УСПЕШНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПРИСУТСТВИЯ РОССИИ В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ С XVII ВЕКА ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ .
Редакция портала Каспийский вестник публикует с разрешения автора полный текст выступления астраханского учёного:
Гидрографические исследования – неотъемлемая и очень важная часть специальных работ по изучению Мирового океана и отдельных его частей. Результаты такого изучения – данные о географическом распределении различных гидрографических элементов (глубин, рельефа дна, характеристик грунта и т.д.). Они составляют основу содержания морских навигационных карт.
Морские карты относятся к числу древнейших географических карт. Многие века, вплоть до XIX в., единственными исследователями океана были мореплаватели, которые постепенно накапливали знания о нем, передавая их из поколения в поколение в виде списков «периплов» (прототипов современных лоций) и рукописных карт. Очевидно, что уровень гидрографических исследований всегда зависел от степени развития судоходства и задач мореплавания.
Во времена рабовладельческого строя преобладали гребные флоты, и мореплаватели осуществляли в основном прибрежные плавания. В этот период еще не был изобретен компас, не были известны понятия широты и долготы. Полярная звезда и береговые вехи служили в те времена единственными путеводителями в навигации.
Постепенный переход к парусным судам, на первых порах, мало что изменил в методах навигации, поскольку разгул инквизиции во времена раннего средневековья явно не способствовал развитию морских (и не только морских) наук. Существовавшие тогда морские карты были совершенно непригодны для мореплавания за пределами известных морей (рис. 1). И лишь в XI-XV вв., с повышением уровня производительных сил, расширением производства и обмена, начинают строить парусные суда большого водоизмещения, появляются первые навигационные карты – портоланы, являвшиеся единственными, верными (на тот период) географическими картами.
Есть все основания говорить о высокой гидрографической культуре русских северных поморов, которые задолго до составления морских карт «на государственных основах», начатого при Петре I, сами создавали себе мореходные пособия – рукописные картографические чертежи и мореходные книги (лоции).
Архивы сохранили документы об отдельных русских гидрографических работах на Каспийском море в XVII в., когда была создана, хотя и несовершенная, но первая в настоящее время русская морская карта (рис.2).
Однако целенаправленное изучение и картографирование морей России началось лишь при Петре I, с созданием русского военно-морского флота. В этот период начались планомерные гидрографические исследования и работы по созданию морских карт Азовского, Балтийского и Каспийского морей. По его указу в 1716г. в Морской академии был создан геодезический класс для подготовки специалистов по созданию «зеекарт» и «ландкарт». Морские съемки в России начались раньше съемок суши в связи с их особой важностью для страны. Развитие гидрографии оказывало существенное влияние на состояние географической науки в целом, а в первой половине XVIII в. Это влияние было решающим.
Организационное оформление гидрографии в России было осуществлено в 1718 году учреждением Адмиралтейств-Коллегии, которой было поручено ведать этой стороной морского дела. В других развитых морских державах подобные гидрографические службы появились позднее: во Франции в 1720г., в Англии и Голландии в 1737г., в США – лишь в 1830г.
В разработке теоретических основ гидрографии и навигации принимали участие виднейшие ученые России. Так, в 1759г. великий русский ученый М.В. Ломоносов написал трактат «Рассуждение о большой точности морского пути», в котором предложил методы определения координат корабля в море. Он изобрел несколько навигационных приборов, разработал компасную картушку, курсограф, механический лаг. Леонард Эйлер разработал теорию стереографической проекции, употребляемой в кораблевождении. Достойны упоминания труды С. Мордвинова «Книги полного собрания о навигации» (1748г.), а также руководство по гидрографическим исследованиям Г.А. Сарычева под названием «Правила, принадлежащие к морской геодезии» (1804г.). Неоценимый вклад в развитие теории и практики гидрографических исследований и штурманского приборостроения в этот период внесли С.О. Макаров, А.Н. Крылов, Ю.М. Шокальский, И.П. де-Колонг. К началу первой мировой войны основное гидрографическое и океанологическое описание Каспийского моря было закончено, и в дальнейшем происходило уточнение этих описаний.
Однако, несмотря на выполненные русскими гидрографами обширные работы, увенчавшиеся во многих случаях крупными географическими открытиями, в целом наследство, полученное от дореволюционной гидрографии, было не особенно богатым. Коллекция карт была немногочисленной, морские съемки на морях России (в т.ч. и на Каспии) опирались преимущественно на местные геодезические системы и отдельные астрономические пункты.
Карты и руководства для плавания содержали много неточностей. Целостной гидрографической службы на морях не существовало. Дирекции маяков и лоций, съемки и экспедиции, обсерватории, инструментальные камеры и гидрометеорологические станции выполняли свои обязанности независимо друг от друга, каждая напрямую подчинялась ГГУ. С первых же дней советской власти потребовалось провести ряд неотложных организационных мер, направленных на укрепление отечественной гидрографии.
Осенью 1919г. в связи с развертывающимися боевыми действиями на Каспийском море по требованию командования Волжско-Каспийской военной флотилии началось формирование гидрографических подразделений. 9 июля 1920г. было сформировано Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Каспийском море (Убекокаспий). Эта дата стала днем образования Гидрографической службы Каспийской военной флотилии (ГС КФл). В 1925г. Каспийский гидрографический отряд выполнил промеры у Апшеронского полуострова и на Астраханском рейде. В 1926-27гг. по договоренности с правительством Ирана каспийские гидрографы произвели исследование иранского побережья от Астары до Гасан-Кули. Затем отряд покрыл съемкой и промерами район от Баку до границы с Ираном и вдоль восточного побережья Каспия.
Во время Великой Отечественной войны усилия гидрографической службы были направлены на обеспечение военных перевозок, выполнение оперативных заданий командования и производство гидрографических работ на иранском побережье. Гидрографические суда осуществляли перевозку войск, обеспечивали бесперебойную работу средств навигационного оборудования (СНО), оказывали помощь судам, пострадавшим от налетов вражеской авиации.
В послевоенные годы гидрографическая служба выполняла сложные и ответственные задания по обследованию: района будущего морского нефтепромысла «Нефтяные Камни», полуострова Мангышлак, Кулалинского архипелага, Красноводского залива, Астраханского морского рейда, подходов к портам и портопунктам.
История освоения Каспийского моря, развития судоходства и обеспечения безопасности мореплавания неразрывно связана с развитием средств навигационного обеспечения (СНО). Инициатором строительства первых капитальных маяков на Каспии был Петр I. Вернувшись в 1722г. из персидского похода, он приказал построить маяки на островах Четырехбугорный и Тюлений и издал указ о постановке навигационных знаков в дельте Волги. К 1830 году появились маяки на островах Чечень и Жилой, а также плавучий маяк на Астраханском морском рейде. В качестве источника света использовали свечи, часто – рыбий жир, от которого было мало света и много копоти.
В период с 1852 по 1884гг. было построено 13 капитальных и 3 плавучих маяка. Для обеспечения маяков необходимыми запасами и материалами, а также для выполнения лоцмейстерских работ Дирекция маяков и лоции Каспийского моря в 1009г. арендовала паровую шхуну «Юсуф Дадашев».
После революции и гражданской войны началось восстановление старых световых маяков и постройка новых. В начале 30-х гг. были установлены первые радиомаяки, а в 1940г. изготовлен первый створный радиомаяк. В период с 50-х по 90-е гг. гидрографическая служба Каспийского моря осуществляла интенсивное плановое развитие маячной сети и всех СНО. За эти годы было построено 11 световых маяков, 10 радиомаяков, множество необслуживаемых автоматических светящих и несветящих створных знаков, десятки знаков девиационных полигонов и мерных линий. В 1973 г., впервые на Каспийском море, на мелководных банках были установлены три светящих навигационных знака на гидротехнических основаниях.
Происходило коренное обновление светотехнического обеспечения СНО. Ушли в историю свечи, керосиновые, керосинокалильные и ацетиленовые источники света маяков, а вместе с ними и необходимость несения постоянной вахты непосредственно у маячного огня. На смену им пришли электросиловые установки и оптические маячные установки. В 1976г. на маяке Дербентский был произведен демонтаж светооптической аппаратуры выпуска 1860г. и установка современной автоматической светооптической аппаратуры АСА-500.
В первые десятилетия советской власти были созданы фундаментальные труды по гидрографии, имевшие практическую направленность и сыгравшие огромную роль в развитии отечественной гидрографии. Это работы по методике гидрографических исследований (П.В. Мессер), морской картографии (П.В. Мессер, В.В. Каравайский, А.П. Ющенко) и др.
В предвоенные годы крупные теоретические исследования в области гидрографии проводились в стенах Военно-морской академии, военно-морских училищ и Гидрографического института Севморпути (в последствии Ленинградское высшее инженерное морское училище им. С.О. Макарова). Огромную роль в подготовке высококвалифицированных гидрографов сыграли труды по гидрографии Н.Н. Матусевича, Г.С. Максимова, А.П. Белоброва, по морской метеорологии и океанографии – Ю.М. Шокальского, М.Ф. Рудовица, В.А. Березкина, В.В. Шулейкина и В.А. Снежинского.
На основе этих теоретических и практических научных исследований совершенствовались и развивались средства и методы гидрографических работ. Разработкой методов выполнения этих работ, а также определением путей развития технических средств, с помощью которых производятся гидрографические съемки, обоснованием и разработкой тактико-технических заданий на создание аппаратуры, а также методов использования съемочных приборов и комплексов занимается Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт.
В начале 60-х г. этим институтом впервые выдвигаются основные теоретические положения о цифровой картографической информации на морские акватории и автоматизации процессов картосоставления на основе использования ЭВМ (рис. 3).
В результате совместной работы этого института с Центральным картографическим производством ВМФ, гидрографических служб флотов и флотилий, институтов РАН и промышленности под руководством ГУНиО были разработаны и установлены на суда автоматизированные системы океанографических исследований и картографические комплексы. Внедрение новой техники позволило перейти от измерения глубин в отдельных точках к их определению по профилю, а затем и по площади. Был создан ряд гидрографических эхолотов бокового обзора, обеспечивающих получение информации о рельефе дна и грунте с недостижимой ранее точностью. Разработаны и изготовлены комплекты съемочной аппаратуры, с помощью которой появилась возможность получать гидрологические и грунтовые разрезы. Так, например, экспериментальный отечественный гидрологический зонд ОЛД-1 проходил испытания на гидрографических судах Каспийской флотилии (рис. 4).
В первой половине 90-х гг. в истории гидрографической службы КФл произошли коренные изменения. После распада СССР, флот, а вместе с ним и гидрографическая служба, были поделены между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией. Новым местом их дислокации стала Астрахань.
В связи с падением, затем подъемом, и снова падением уровня Каспийского моря (который продолжается), гидрографическая служба стала вновь выполнять крупномасштабные съемки и промеры в северной части моря и других районах моря с интенсивным судоходством. В 1994 году каспийские гидрографы открыли новую страницу в истории своей службы. В августе этого года на Каспии состоялась первая в истории Каспийского моря, Международная российско-французская океанографическая экспедиция по исследованию процессов глобального переноса, трансформации и накопления загрязняющих веществ GLOBAL CHANGE – PAGES program PEP III. Экспедиция осуществлялись на вспомогательном судне Каспийской флотилии СР-933.
В состав экспедиции вошли 7 французских и 7 российских ученых. Экспедицию возглавил профессор Парижского университета Петр Тухолка, его заместителем был назначен Петр Бухарицин. Было выполнено 14 станций, для проведения комплексных исследований. В ходе экспедиции впервые были собраны образцы донных осадков с разных глубин, по которым лабораторным путем определялись и возраст моря, и его состояние за прошедшие тысячелетия. На глубинах 850-1000 м были обнаружены т.н. «красные илы», которые в Мировом океане встречаются исключительно на океаническом ложе, на глубинах более 4000 м. Осуществлялся отбор проб, измерение температуры, солености и других параметров каспийской воды от поверхности до дна и одновременно выполнялись ее анализы. Определено точное местоположение одного из многочисленных подводных грязевых вулканов. Судно «зависло» в 28 метрах над кратером вулкана, и ученые выполнили комплекс научных наблюдений. Работали ученые и в районе глубоководных впадин на глубинах около километра. По мнению российских и французских ученых результаты, полученные во время экспедиции уникальны, и возможно станут открытием для всего научного мира (рис. 5,6).
В последние годы интерес к результатам гидрографических исследований на Каспийском море резко возрос в связи с тем, что в недрах Северного Каспия обнаружено много углеводородного сырья (нефти и газа).
Это потребовало от каспийских гидрографов высокого профессионального мастерства, оснащения всех видов работ самыми современными технологиями, приборами и оборудованием, включающими электронные средства связи и космической навигации, геоинформационные системы и цифровые технологии.
27 апреля 2006г. был поднят флаг и проведен торжественный обряд освящения на новом гидрографическом судне, поступившем в состав Каспийской военной флотилии. Это современное, оснащенное самым современным исследовательским оборудованием судно способно выполнять самые сложные задачи в море, как для нужд обороны, так и в мирных научных целях.
Учитывая большие заслуги, гидрографа, участника Великой Отечественной Войны, капитана 1 ранга Писаченко Василия Леонтьевича перед Родиной, Военно-морским флотом Советского Союза и Краснознаменной Каспийской флотилией Приказом Главкома ВМФ № 907дсп. от 31.07.2018г. большой гидрографический катер Каспийской флотилии БГК-2090 было решено переименовать в «Василий Писаченко». Торжественная церемония по переименованию корабля состоялось в Астрахани 15 ноября 2018 года.
В соответствии с Планом мероприятий Астраханского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» на 2019 год, совместно с Каспийской флотилией и Институтом океанологии РАН имени П.П. Ширшова, в августе 2019 года на БГК «Василий Писаченко» состоялась первая рекогносцировочная экспедиция на Каспий с целью изучения древних береговых линий Каспийского моря, в том числе и с помощью подводных исследований (рис. 7,8).
19 июля 2023г., в продолжение и закрепление научно-технического и образовательного взаимодействия, было подписано Соглашение «О научно-техническом сотрудничестве между Астраханским региональным отделением Русского географического общества (АО РГО) и Каспийской флотилией (КФл)».
Есть уверенность, что океанографические и гидрографические исследования на Каспийском море, начатые еще в XYII-XYIII вв. будут продолжены в XXI веке.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Ветровые волны в Каспийском море [Текст] / П.И. Бухарицин, Б.Ю. Болдырев // ISBN 5-8820-730-5. Южно – российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. — 2003. — № 2. — С. 6-10.
Особенности гидрометеорологического обеспечения на Каспийском море [Текст] / П.И. Бухарицин, Б.Ю. Болдырев // Навигация и гидрография. — 2003. — № 17. — C. 156-160.
Прозрачность вод Каспийского моря [Текст] / П.И. Бухарицин, Б.Ю. Болдырев // ISBN 5-8820-730-5. Южно – российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. — 2003. — № 2. — С. 11-15.
Основные задачи по гидрометеорологическому обеспечению на Каспийском море в современных условиях [Текст] / П.И. Бухарицин, Б.Ю. Болдырев // Материалы Первой Международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения экосистемы Каспия в условиях освоения нефтегазовых месторождений» (16-18 февраля 2005г., Астрахань). — Астрахань 2005. — С. 33.
Современные гидрологические и геоморфологические процессы в Волго-Каспийском канале [Текст] / П.И. Бухарицин, А.Г. Арманский // Материалы Международной научно-практической конференции «Мелиорация малых водотоков, нерестилищ дельты р. Волги и Волго-Ахтубинской поймы». — Астрахань, 2005. — С. 270-272.
Совершенствование методов гидрографических исследований [Текст] / П.И. Бухарицин, О.В. Получанкин // Материалы Первой Международной научно-Гидрометеорологические факторы, влияющие на навигационную обстановку на акватории Астраханского морского рейда [Текст] / П.И. Бухарицин // Гидрология южных морей (Каспийское море) межвед. сб. / под ред. П.И. Бухарицина. — Астрахань, 2007. — Вып. 3-4. — С. 227-244.
Задачи обеспечения гидрометеорологической безопасности в бассейне Нижней Волги и Северного Каспия [Текст] / П.И. Бухарицин [и др.] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Водные ресурсы Волги: настоящее и будущее, проблемы управления» (г. Астрахань, 3-5 октября 2007г.). — Астрахань, 2007. — С. 227-230.
Использование ГИС в целях обеспечения безопасности мореплавания [Текст] / П.И. Бухарицин [и др.] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Водные ресурсы Волги: настоящее и будущее, проблемы управления» (г. Астрахань, 3-5 октября 2007г.). — Астрахань, 2007. — С. 43-45.
Использование современных ГИС-технологий в решении задач гидрометеорологического обеспечения безопасности мореплавания [Текст] / П.И. Бухарицин, Б.Ю. Болдырев // ISSN 1818-5169. Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. — 2007. — № 2 (26). — С. 48-56.
Перспективы исследований современного температурного режима вод Каспийского моря и возможность его прогнозирования [Текст] / П.И. Бухарицин, Д.В. Меньшиков // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Водные ресурсы Волги: настоящее и будущее, проблемы управления» (г. Астрахань, 3-5 октября 2007г.). — Астрахань, 2007. — С. 177-179.
Гидрология Каспийского моря [Текст] / П.И. Бухарицин // В кн. Природа, прошлое и современность Астраханского края. — Астрахань, 2008. — Гл. 2. §2.1: Природные ресурсы. — С. 145-157.
Гидрометеорологические факторы, влияющие на деятельность портов и транспортных комплексов низовьев Волги и Северного Каспия [Текст] / П.И. Бухарицин, В.И. Новиков // ISBN 5-209-01398-4. ББК 60.55. Р15. Естествознание и гуманизм: межвуз. сб. науч. тр. — 2008. — Т. 5, №1.: Современный мир, природа и человек / под ред. Н.Н. Ильиных Н.Н. — С. 23-24.
Использование геоинформационных систем при осуществлении гидрометеорологического обеспечения безопасности мореплавания на Каспийском море [Текст] / П.И. Бухарицин, Б.Ю. Болдырев, Н.В. Шишканова // ISSN 1812-9498. Вестник Астрахан. гос. техн. ун-та. — 2008.- № 3(44), май-июнь. — С. 201-206.
История гидрографических исследований на Каспии [Текст] / П.И. Бухарицин // ISBN 5-208-01488-5. ББК 62.58. Р15. Современный мир, природа и человек: межвуз. сб. науч. тр. — Томск, 2009. — Т. 1, № 1. -С. 81-82.
Начало современных гидрологических исследований в дельте Волги и на Каспийском море (к 50-ти летию Астраханского гидрометеорологического центра) [Текст] / П.И. Бухарицин // ISBN 5-208-01488-5. ББК 62.58. Р15. Современный мир, природа и человек: межвуз. сб. науч. тр. — Томск, 2009. — Т. 1, № 1. — С. 83-85.
Роль гидрометеорологических факторов, влияющих на безопасность мореплавания в Каспийском море [Текст] / П.И. Бухарицин, Б.Ю. Болдырев, А.Н. Андреев // ISBN 5-209-01398-4. ББК 60.55. Р15. Проблемы и перспективы современной науки: сб. науч. тр. — Томск, 2009. — Т. 2, № 1. — С. 57-60.
Особенности ветрового режима над акваторией Каспийского моря [Текст] / П.И. Бухарицин, А.Н. Андреев, Б. Ю. Болдырев // ISSN 1818-5169. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Научно-технический журнал Геология, география и глобальная энергия №4(35), 2009. Издательский дом «Астраханский университет», 2009. – С.81-88.
Добавить комментарий