Стали известны подробности строительства контейнеровозов и лайнера  «Петр Великий» в Астрахани
Повестка дня

Стали известны подробности строительства контейнеровозов и лайнера  «Петр Великий» в Астрахани

10 августа на портале «Эксперт.Юг» опубликован статья под авторством Ольги Сергеевой, посвященная реализации крупных проектов на астраханском судостроительном заводе «Лотос», где в настоящее время практически завершён первый в истории современной России круизный лайнер «Петр Великий», а также ведется строительство контейнеровозов, необходимых для функционирования МТК «Север–Юг».

Как отмечается в материале, в мае этого года на производственной площадке «Лотос» Южного центра судостроения и судоремонта прошла торжественная церемония закладки первого из четырех контейнеровозов, которые до 2025 года должны построить на астраханском заводе.

Речь идет об универсальных сухогрузах-контейнеровозах смешанного плавания (смогут передвигаться по морским и речным путям) и повышенной контейнеровместимости. Заказчиком выступило АО «ГТЛК» (Государственная транспортная лизинговая компания).

Как уточнили в пресс-службе Южного центра судостроения и судоремонта, первые два судна заложили в мае, еще два — в июне. Проект разработан нижегородским конструкторским бюро «Вымпел». Сегодня это первый в России проект универсального сухогруза-контейнеровоза, который может перевозить контейнеры международного стандарта, в том числе рефрижераторные.

«Важным преимуществом судна является его универсальность. Кроме контейнеров оно может перевозить в 2 трюмах любые виды сухих грузов, в том числе зерно, лес и пиломатериалы, генеральные грузы. Судно имеет большую вместимость по негабаритным грузам. Размерения новых судов соответствуют классу «Волго-Дон макс», — объяснили в пресс-службе. — Они смогут эксплуатироваться в морских районах, а также на внутренних водных путях России с учетом ограничений по габаритам и осадке, включая Волго-Балтийский водный путь и Волго-Донской судоходный канал».

Пропульсивная установка контейнеровоза состоит из двух винто-рулевых колонок отечественного производства ЦПС «Звездочка» (входит в ОСК). Мощности двух вспомогательных дизель-генераторов по 400 кВт достаточно для обеспечения питания 60 рефрижераторных контейнеров. Объем грузовых трюмов составляет 12 тыс. куб. м, дедвейт в море – 9200 т (при осадке 5,3 м), в реке 5000 т

Что касается проекта по созданию первого в РФ круизного лайнера «Петр Великий», который стартовал еще в 2016 году, то в статье «Эксперт.Юг» отмечается, что процесс строительства судна проходил в непростых условиях — сроки сдачи переносились неоднократно. Сначала говорили о двухлетнем проекте, однако ежегодно срок сдачи приходилось откладывать по целому ряду причин.

Мустай Карим

При этом практически параллельно на другом судостроительном заводе «Красное Сормово» (входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» — ОСК) в Нижнем Новгороде возводили схожий с «Петром великим» четырехпалубный лайнер «Мустай Карим», который стал первым судном такого класса, построенным на территории России за последние 60 с лишним лет. «Мустай Карим» был заложен весной 2017 года, а уже в 2019 корабль был спущен на воду и спустя год введен в эксплуатацию. Сегодня судно уже курсирует по маршруту, который изначально был спланирован следующим образом: Москва – Астрахань, Москва–Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва–Ростов-на-Дону с проходом Волго–Донским судоходным каналом.

В случае с лайнером «Петр Великий» ситуация складывалась гораздо сложнее. Заказчик «Мостурфлот» сразу заявил о намерении построить судно формата «5 звезд». Речь идет о плавучей гостинице на борту современного пассажирского лайнера класса «Волго-Дон макс» и вместимостью 310 человек. Трудности с реализацией возникали практически на каждом шагу, поскольку ранее на предприятии не создавали ничего подобного. Специалисты неоднократно переделывали проект, заказчик — вносил коррективы. Строительный процесс тормозили сначала ситуация с пандемией, а затем введение санкций и, как следствие, отказ от дальнейшего сотрудничества зарубежных компаний, которые производят навигационное оборудование, электронику и необходимые комплектующие.

На поиски и создание аналогичных материалов и оборудования на российском рынке и налаживание деловых связей с отечественными компаниями потребовалось время, поэтому сроки сдачи переносили в очередной раз.

Стоимость «Петра Великого» изначально оценивали в 3 млрд рублей. Однако за годы реализации проекта, он успел заметно подорожать. Сегодня стоимость лайнера составляет примерно 6 млрд рублей — 5 миллиардов было направлено на возведение лайнера и 1 миллиард — на отделочные работы внутри.

В пресс-службе производственной площадки «Лотос» отказались давать комментарий по поводу строительства лайнера, поскольку, согласно условиям заключенного контракта, не имеют права этого делать. В рамках договора сотрудники предприятия не могут разглашать какую-либо информацию о лайнере, до завершения испытательных работ в конце этого месяца, пояснили на заводе.

Как рассказал «Эксперту Юг» депутат Госдумы, член комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Алексей Волоцков, «Петр Великий» станет первым в современной России лайнером, который будет ходить и по реке, и по морю.

«Это судно с усиленным корпусом, который держит трехметровую морскую волну. Маршрут лайнера будет проходить по Волге, с выходом в Каспийское море. В рамках «Великого Волжского пути» изначально хотели использовать судно круизной компанией для перемещения по Каспию, — комментирует парламентарий. — Пока это пилотный проект, который в дальнейшем может стать серийным. Создатели пока «набивают руку», поскольку все создается с нуля. Одной из главных задач в дальнейшем станет организация серийного запуска таких лайнеров. Тогда срок строительства можно будет сократить в два раза, примерно до трех лет».

По словам депутата Госдумы от Астраханской области, члена комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рината Аюпова, такой сложный проект реализуется в России впервые, и неудивительно, что в процессе его реализации менялись технические условия.

«Самое главное, что начало положено, но говорить о серийном производстве я пока не берусь. Изначально часть оборудования, которое было заложено в проект, поставлялось нам из недружественных стран. Замена на отечественные аналоги, понесет за собой очередные изменения в проекте. Я не знаю, какое решение в этой ситуации примет заказчик», — рассуждает Ринат Аюпов.

Как отметил депутат Госдумы, отрасль судостроения довольно активно развивается в Астраханской области: за последние годы были построены сухогрузы, сейчас возводят земснаряды, на верфи заложены первые контейнеровозы.

«Контейнеровозы, которые начали строить на заводе предназначены для перевозки грузов в рамках МТК «Север–Юг». В нашем регионе есть выходы и к реке, и к морю. Показатели по глубине пока не позволяют создавать нам только морские суда (с морской осадкой), хотя сейчас у нас ведутся работы над глубиной канала, — комментирует «Эксперту Юг» астраханский парламентарий. — До 2024 года глубина достигнет 4,5 метров. как известно, контейнеровозы обладают другими параметрами, например, большей осадкой, поэтому мы должны создать условия для отправки таких судов. Контейнеровозы, которые сейчас создаются на производственной площадке «Лотос», спроектированы с учетом особенностей дна и глубины в нашем регионе».

Подготовил Влад Кондратьев

19 августа, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели