27 июля Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина отметил 70-летний юбилей.
Как сообщается в пресс-релизе «Администрации Волго-Донского бассейна внутренних водных путей», построенный в 1952 г. Волго-Донской судоходный канал на протяжении 70 лет исправно служит России. Масштабы работ и сегодня, спустя десятилетия, представляются гигантскими. Создание Волго-Донского комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то на ввод в эксплуатацию ВДСК потребовалось всего три с половиной года. За время строительства было перемещено 174 млн. м3 земли, уложено три миллиона кубометров бетона и железобетона, закреплено откосов сооружений на площади 2,9 млн. м2. Смонтировано около 60 тыс. тонн металлоконструкций и оборудования.
Для выполнения такого объема работ было использовано 8000 машин и механизмов отечественного производства. Стройка была всенародной. 2000 предприятий выполняли заказы для строительства Волго-Донского судоходного канала. В строительстве канала участвовало более 1 млн человек.
Волго-Дон стал настоящим испытательным полигоном новой отечественной науки и техники. По степени механизации Волго-Дон превзошел все предшествующие гидротехнические сооружения. Бетонные работы здесь были механизированы на 100%, земляные работы — на 98% (на строительстве канала имени Москвы — на 45%).
На строительстве канала впервые работал гигантский землеройный агрегат — шагающий экскаватор ЭШ — 14/65, изготовленный на Уральском машиностроительном заводе. Емкость его ковша — 14 мЗ, куда мог свободно поместиться средний грузовик. Длина стрелы экскаватора была 65 м, он мог разрабатывать грунт на глубину 45 м и отбрасывать его в сторону на 110 м. Такой экскаватор обслуживал экипаж из 17 человек. Для борьбы с грунтовыми водами впервые были использованы иглофильтровые установки. И это не единственные примеры того, что люди самых разных профессий вложили свой труд и знания в Волго-Дон.
Волго-Донской комплекс сооружений — это уникальный архитектурный ансамбль.
Канал сооружен в местах, где во время Гражданской и Великой Отечественной войн проходили исторические бои за Царицын-Сталинград. Эти две темы и отражены во всех сооружениях канала: в Триумфальных арках, воздвигнутых на входных шлюзах, а также в Монументах и барельефах. Архитектурный проект был разработан мастерской под руководством Л. Полякова и воплощен в жизнь.
Сегодня гидротехнические сооружения Волго-Донского комплекса признаны архитектурным памятником Волгоградской области.
Основным направлением в работе ФБУ «Администрация «Волго-Дон» является обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы расположенных на них гидротехнических сооружений.
Для безаварийной работы гидротехнических сооружений Волго-Дона в короткий межнавигационный период (3,5 месяца) выполняются значительные объемы работ по плановому капитальному и текущему ремонту.
ФБУ «Администрация «Волго-Дон» поэтапно реализует мероприятия подпрограммы «Морской и речной транспорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» по реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала.
На данный момент:
Сданы в эксплуатацию законченные реконструкцией – 12 объектов.
В стадии реализации – 3 объекта.
В период 2023-2027гг. планируется к реконструкции – 7 объектов.
Проводится плановая работа по обеспечению гидросооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Волго-Донской судоходный канал для обеспечения круглосуточного судоходства оснащен системой оперативной связи и средствами навигационного ограждения судового хода. Создана единая автоматизированная информационно-управляющая система диспетчеризации и мониторинга состояния сооружений.
Со своей стороны отметим, что в настоящее время на единственной водной артерии, связывающей Каспий с Мировым океаном, проводится работа по организации движения в круглогодичном режиме. В 2021 году ходе международной конференции «Внутренние водные пути: стратегический потенциал роста» (в рамках выставки «НЕВА») заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов заявлял, что Росморречфлот планирует объявить конкурс на проведение научно-исследовательских работ по необходимым мероприятиям, направленных на организацию движения по Волго-Донскому каналу в круглогодичном режиме.
В 2022 году сообщалось, что ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова завершил заказанную Росморречфлотом оценку инфраструктурного проекта обеспечения круглогодичной навигации на направлении Каспий – Азов, который может быть осуществлен к 2030 году. По разным оценкам, грузопоток на маршруте может увеличиться до 9 млн тонн в год.
К использованию возможностей Волго-Донского судоходного канала проявляют без исключения все страны Каспийского региона. Одним из последних с работой канала ознакомился в рамках делового визита в Волгоградскую область Хади Тизхуш Табан, президент Совместной Ирано-российской торговой палаты.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий