В начале марта в ведущем американском мозговом центре, занимающимся изучением геополитических и геоэкономических процессов в Каспийском регионе – Каспийском политическом центре, состоялась экспертная дискуссия, в рамках которой действующие и бывшие представители правительства США и ученые обсудили меры, которые администрация Байдена может предпринять для усиления позиций Вашингтона в Центральной Азии и на Южном Кавказе — двух составляющих предложенной американскими экспертами геополитической конструкции под названием Большой Каспийский регион.
Одним из ключевых выступлений на мероприятии можно назвать доклад заместителя помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джорджа Кента, которого азербайджанские СМИ называют одним из немногих профессионалов во внешнеполитическом блоке нынешней администрации США, в сферу ответственности которого входит, в том числе, реализация Вашингтоном программ партнерства на Каспии.
Во вступлении к своей речи Джордж Кент подчеркнул, что несмотря на то, что в настоящее время в новой американской администрации осуществляются кадровые назначения и разрабатываются новые подходы к решению существующих проблем, поддержка стратегических интересов США в отношении Южного Кавказа и Большого Каспия остается неизменной.
Ниже редакция портала «Каспийский вестник» публикует перевод выступления американского политика, раскрывающего текущие подходы администрации Белого Дома к ситуации в Каспийском регионе:
Региональная безопасность
Давайте начнем с региональной безопасности, учитывая драматические события в 2020 году. Когда я впервые начал встречаться с министрами иностранных дел и другими официальными лицами с Кавказа в 2018 году, они обычно описывали вековой вызов своим странам, как нахождение в сфере соперничества треугольника традиционных империй и их современных государств-преемников — российской, персидской/иранской и османской/турецкой. Государства Центральной Азии добавили бы в эту смесь Китай.
В 2020 году то, что было названо Второй карабахской войной, стало геостратегическим землетрясением. После 44 дней интенсивных боев и последующего соглашения о прекращении огня, навязанного Россией, Азербайджан при поддержке Турции восстановил контроль над частями Нагорного Карабаха и его семью ранее оккупированными территориями впервые с 1994 года.
Соглашение о прекращении огня при посредничестве России 9 ноября оставило нерешенными многие ключевые вопросы, лежащие в основе конфликта, включая окончательный статус Нагорного Карабаха. Госсекретарь Блинкен взял на себя обязательство активизировать участие США в решении проблемы Нагорного Карабаха и усилить поддержку процесса Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которого являются Соединенные Штаты вместе с Францией и Россией.
Помимо более сильного и уверенного в себе Азербайджана, еще одним результатом конфликта и договоренности о прекращении огня является то, что внешние силы вновь проявляют активность в регионе.
С введением почти 2000 российских миротворцев теперь «российские сапоги стоят на земле» во всех трех странах Южного Кавказа впервые после распада Советского Союза в 1991 году. После потерь на поле боя армяне чувствуют себя в ещё большей зависимости от России как гарант их безопасности. Между тем Россия по-прежнему отказывается вывести свои войска из Грузии, несмотря на взятые на себя обязательства в рамках соглашения о прекращении огня в 2008 году.
Турция тоже вернулась в регион путем военного присутствия впервые за столетие, с 1920 года. С другой стороны ситуация может создать новые возможности для реализации отложенного соглашения 2009 года между Турцией и Арменией.
Иран также претендует на то, чтобы играть более важную роль на Южном Кавказе после боев в регионе осенью 2020 года. Тегеран активизировал дипломатические отношения со всеми тремя странами Южного Кавказа, но в значительной степени оставался в стороне во время недавних боевых действий. Без формальной роли в соглашении о прекращении огня Иран в некоторых отношениях может оказаться в стороне.
Между тем, в Центральной Азии китайская инициатива «Один пояс, один путь» обещает инфраструктуру, но часто приносит долги и ограниченные выгоды для местного населения. Целью государственных предприятий и банков Китая, по-видимому, является создание политических рычагов для китайского правительства и извлечение выгоды от этих инвестиций для Китая.
Центральная Азия может быть связана с миром, а не только с Китаем, через международные инвестиции частного сектора, если правительства в регионе примут участие в реформах, направленных на улучшение делового климата, и возьмутся за них.
Хорошее управление и независимость судебной системы
Именно на этом направлении решающую роль играют хорошее управление и независимость судебной системы. Со своей стороны, Соединенные Штаты привержены работе со странами Южного Кавказа и Большого Каспия, чтобы создать условия, необходимые для увеличения объема частных инвестиций, борьбы с коррупцией и обеспечения автономии стран от иностранного пагубного влияния. Мы продолжим продвигать прозрачность, открытость, верховенство закона и уважение прав человека и основных свобод.
Стоит подчеркнуть, что честная система правосудия приносит пользу как гражданам страны, так и иностранным инвесторам, создавая рабочие места, обеспечивая процветание и рост.
Некоторые страны региона сделали позитивные шаги вперед. Президенты Казахстана и Узбекистана инициировали программы реформ для укрепления демократического управления и расширения пространства для гражданского общества.
Соединенные Штаты расширили помощь Армении после Бархатной революции 2018 года. Правительство премьер-министра Пашиняна неизменно привержено программе реформ, которые принесут пользу армянскому обществу, несмотря на потрясения после недавнего прекращения огня в Карабахе.
Конечно, остается много проблем. В Азербайджане и в Центральной Азии мы продолжаем добиваться большего уважения к правам человека и основным свободам и верховенству закона, включая освобождение лиц, которых многие считают политическими заключенными и задержанными.
Между тем, недавние политические события в Грузии демонстрируют, что Грузии необходимо укрепить свою приверженность демократическим принципам, укрепить судебную независимость и уравнять правила игры на выборах, если она хочет реализовать свои европейские и евроатлантические стремления.
Экономические возможности
Предлагая поддержку странам региона в демократическом развитии, Соединенные Штаты также продолжают видеть большой потенциал для регионального экономического сотрудничества между прикаспийскими странами и их соседями.
В условиях продолжающейся пандемии и вспышки осеннего конфликта «Южный газовый коридор» был успешно завершен в рамках ранее определенного бюджета и в установленные сроки, а последний сегмент Трансадриатического газопровода в Италию был реализован в декабре 2021 года. Многонациональное государственно-частное партнерство было частью нашей долгосрочной цели по повышению энергетической безопасности Европы и диверсификации поставок газа в Европу.
В январе Азербайджан подписал меморандум о взаимопонимании с Туркменистаном о совместной разведке углеводородов на Каспии. Этот прорыв после многих лет тупика может привести к большей взаимосвязанности между существующей энергетической инфраструктурой, охватывающей Южный Кавказ, и значительными углеводородными ресурсами бассейна Большого Каспия.
Эта инициатива может изменить правила игры, поскольку рациональные, экономические интересы преодолеют давние препятствия на пути к взаимозависимой региональной сети. Серьезно начались переговоры о межкаспийской торговле, ранее являвшейся заложником разногласий между прикаспийскими государствами. Самым последним объявлением были планы по расширению казахстанского порта Актау для обеспечения экспорта товаров в Азербайджан, а затем в Турцию и Европу.
Между тем, Афганистан рассматривает Каспийский регион как ключевой потенциальный экспортный маршрут для своих товаров через коридор Ляпис-Лазули (Лазуритовый коридор). Этот мультимодальный коридор может позволить Афганистану получить доступ к турецким и европейским рынкам через Туркменистан, Азербайджан и Грузию.
Расширение региональных связей и продвижение экономических возможностей для всех являются одними из важнейших составляющих этого видения. То же самое относится к Каспийскому региону на Южном Кавказе.
Соединенные Штаты разделяют цель региона по развитию современной инфраструктуры, диверсификации источников энергии и созданию конкурентной рыночной среды. Соединенные Штаты привержены продвижению возможности установления связей, которые будут способствовать национальному суверенитету, региональной интеграции и доверию. Американские компании идеально подходят для создания современной, безопасной и надежной инфраструктуры, а также для внедрения передовых систем информационных и коммуникационных технологий в регионе.
В заключение я хотел бы выразить уверенность, что растущая взаимосвязанность и экономическая интеграция стран Каспийского региона и Южного Кавказа — при поддержке Соединенных Штатов и наших партнеров — может принести в регион прочную стабильность и процветание.
Добавить комментарий