Женское предпринимательство – сравнительно молодое явление для стран постсоветского пространства. Его становление было сопряжено с рядом трудностей социального и экономического характера: в условиях приватизации женщины не располагали ресурсами, достаточными для ведения бизнеса, не были проинформированы о программах государственной поддержки предпринимательства. Вместе с Оспановой Айгерим Нуралиевной, Ph.D., заведующей кафедрой регионоведения факультета международных отношений Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, ассоциированным профессором кафедры регионоведения, на примере Казахстана разбираемся в особенностях женского предпринимательства и его перспективах в рамках Евразийского экономического союза.
Редакция портала Ia-centr.ru обобщила некоторые из тезисов эксперта:
Первые меры по поддержке женского предпринимательства в Республике Казахстан начинают осуществляться правительством в начале двухтысячных: десятки тысяч женщин проходят обучение, появляются программы льготного кредитования, позволяющие молодым предпринимательницам открывать свой бизнес. Сегодня Казахстан является лидером среди центральноазиатских стран по вопросам создания условий для развития женского предпринимательства: действуют дорожные карты бизнеса на период до 2025 года, подписана серия соглашений между Фондом развития предпринимательства «ДАМУ» и Программой развития ООН. К реализации программ привлечены Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития. С 2020 года Казахстан является членом структуры «ООН-женщины».
Женское предпринимательство в Казахстане отличается небольшими масштабами и сосредоточено главным образом в таких сферах, как образование, здравоохранение, бытовые услуги. Прочные позиции женщины закрепили в сфере недвижимости, индустрии питания, появляются проекты и в отрасли промышленности, строительства и транспорта. Наибольшая предпринимательская активность наблюдается в городах Нур-Султан и Алматы среди женщин возрастом от 25 до 43 лет. Предпринимательницы сталкиваются и с определенными проблемами: поиском баланса между работой и домом, низким оборотом и малочисленностью занятых в женском бизнесе, отсюда – высокая доля маленьких предприятий.
Женщины составляют почти половину занятого населения Казахстана. Доля вклада женского предпринимательства в ВВП страны достигает 39%, и этот показатель постоянно увеличивается. Предпринимательницы способны стать мощным драйвером развития ЕАЭС. Для этого необходимо на государственном уровне поддерживать экспорт продукции и услуг женского бизнеса, поощрять участие женщин в первичном и вторичном секторах экономики, вводить бизнес-образование, развивать инфраструктуру женского предпринимательства, способствовать расширению трансграничной интернет-торговли, реализовывать программы социальной помощи.
Лекция состоялась в рамках заключительного этапа Международной программы «МедИАЦия»: Неделя в Нур-Султане, которая продлится до 10 октября 2021 г.
Программа «Медиация» включает в себя четыре страновые недели, которые пройдут с 21 июня по 10 октября 2021 г.
Организатором мероприятия выступает Информационно-аналитический центр МГУ (ИАЦ МГУ) | Ia-centr.ru при поддержке Фонда президентских грантов.
Подробное видео встречи, как и вся программа Международной программы «МедИАЦия» доступны на странице Facebook.
Добавить комментарий