Индийский учёный о политике Индии в регионе, МТК «Север-Юг» и Чабахарском коридоре
Комментарии экспертов

Индийский учёный о политике Индии в регионе, МТК «Север-Юг» и Чабахарском коридоре

Редакция портала «Каспийский вестник» взяла интервью у индийского эксперта, учёного Доктора Шоаиба Кхана. Собеседник реакции является приглашенным преподавателем центра Центрально-евразийских исследований Мумбайского университета; Президентом образовательного и культурного общества «АЛЬФААЗ» (Мумбаи), а также Преподавателем Колледжа Социальных Работников Махим (Мумбаи).

Доктор Шоаиб Кхан

28 октября в формате видеоконференции состоялось второе заседание Индийско-Центральноазиатского диалога на уровне министров иностранных дел сторон. Как бы вы оценили результаты сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии в 2020 году?

Министры договорились о создании платформы для укрепления сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии в политической, торгово-экономической, торгово-экономической, гуманитарной и культурной сферах, а также обмена мнениями по региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес, и активизации сотрудничества в рамках ООН и других многосторонних форумов. Они призвали к построению всеобъемлющего и прочного партнерства между Индией и Центральной Азией на основе их исторических, культурных и цивилизационных связей, а также традиционно тесных межнациональных контактов.

Возобновление усилий Индии по развитию более тесных связей с Центральной Азией стало настоятельной необходимостью. Это важно не только само по себе в плане безопасности, стратегическом и экономическом плане, но и как все более важный элемент долгосрочных отношений Индии с Афганистаном.

Геополитика во многом определяет положение Индии в регионе. Постоянное противостояние с Пакистаном крайне негативно сказывается на связях Дели с центральноазиатскими республиками. Пакистан отказывает Индии в транзите через свою территорию, что ограничивает возможности сотрудничества с Афганистаном и Центральной Азией.

Несмотря на сближение интересов, незначительные торгово-экономические отношения Индии с регионом в течение более чем 25 лет, осложненные физическими аспектами, уменьшили влияние Индии. Однако постепенное вовлечение Индии в регион предоставило Индии больше возможностей играть более активную роль в Центральной Азии.

Барьеры между сотрудничеством Индии и Центральной Азии могут быть устранены только путем продолжения дискуссий, и эта встреча на высшем уровне является наиболее подходящим средством в этом отношении.

Индии необходимо смириться с жесткой региональной конкуренцией с поддерживающими ее акторами, такими как Турция, Иран, Пакистан, и в этой обстановке страна должна отстаивать и продвигать свои национальные интересы, несмотря на свои амбиции, участие в различных форматах многостороннего сотрудничества и демонстративные жесты. Но Дели пока не в состоянии изменить баланс сил в регионе, в котором Пекин и Москва по-прежнему будут играть главную роль.

В 2020 году контейнерная корпорация Индии (Конкор) и ОАО «РЖД Логистика» подписали сервисное соглашение по перевозке грузов между Индией и Россией по единому счету. Соглашение призвано облегчить транзит товаров между Индией и Россией через территорию Ирана. Удалось ли России и Индии добиться прогресса в реализации международного транспортного коридора Север–Юг в 2020 году?

Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) является знаковой инициативой для Евразийского соединения. Этот коридор в два раза короче традиционного торгового пути между Индией и Россией, он расширяет экономическое сотрудничество и открывает морской доступ к странам Центральной Азии, не имеющим выхода к морю.

INSTC обладает потенциалом для расширения евразийских торговых связей, связывая Россию с теплыми водами Персидского залива и Индийского океана. Осталось проложить всего 160 км пути на северо-западе Ирана, чтобы Мумбаи соединился с Балтийским морем.

CONCOR (Container Corporation of India Ltd) и «Российские железные дороги Логистика» (РЖД) подписали меморандум о взаимопонимании (MoU) по совместному продвижению интермодальных перевозок с использованием международного транспортного коридора Север–Юг (INSTC). Обе компании стремятся перевозить контейнерные грузы между своими двумя странами по одному счету-фактуре в интересах экспортеров и импортеров.

Торговые отношения Индии и России также получат новую энергию с помощью INSTC. Россия была давним союзником Индии, но недавняя склонность Москвы к Пакистану вызвала удивление многих индийских внешнеполитических аналитиков. Ожидается, что с помощью INSTC дружба между Индией и Россией станет еще крепче.

Медленные темпы развития проекта, работы по которому идут уже почти два десятилетия, иллюстрируют трудности, с которыми сталкиваются крупномасштабные многосторонние предприятия при определении, поддержании и реализации приоритетов между многочисленными заинтересованными сторонами, особенно когда экономическая отдача неопределенна, а политическая воля и капитал скудны.

Хотя первоначальный прогресс был медленным, проект значительно расширился, чтобы потенциально расширить его охват до Северной Европы. Однако расширение его географической протяженности до такой степени и использование его огромного потенциала неизбежно потребует много времени.

Сообщалось, что в 2020 году Индия удвоила выделенное из государственного бюджета финансирование на развитие иранского порта Чабахар. Как развивается сотрудничество между Ираном, Индией и Афганистаном по чабахарскому коридору?

Порт Чабахар призван служить важным узлом мультимодальной транспортной сети для перемещения товаров и пассажиров между Ираном, Афганистаном и Индией. На заключительном этапе своего развития порт, как ожидается, будет способен обрабатывать 20 миллионов тонн грузов в год.

Индия, Иран и Афганистан подписали трехсторонний пакт о связях, который потенциально откроет для Афганистана альтернативный путь на мировые рынки. Для Индии это дает стратегическое преимущество, поскольку Пакистан ограничил торговлю Афганистана с Индией, не выполнив условия предыдущего соглашения о сухопутном маршруте.

С 1990-х годов Индия была привержена завершению строительства порта Чабахар, несмотря на внешние и внутренние ограничения, которые замедляли развитие проекта.

Усилия Индии по содействию развитию иранского порта Чабахар отражают амбиции Индии как движущей силы развития инфраструктуры и улучшения региональных связей, особенно с Афганистаном.

Сообщается, что Иран планирует увеличить пропускную способность порта Чабахар с нынешних 2,5 млн тонн до 8,5 млн тонн. Центральный банк Ирана (CBI) также дал разрешение афганскому банку «Газанфар» открыть филиал в порту. Тем временем Индия удвоила выделенное ей финансирование, достигнув почти 14 миллионов долларов США на развитие порта в своем национальном бюджете на 2020 год.

Конкурентоспособность Индии определенно пострадает, чем больше ее участие в Чабахаре будет оставаться ограниченным и чем больше INSTC станет коллекцией локализованных мультимодальных связей. Таким образом, речь идет о рычагах участия Индии в ее обширном соседстве с Западом, а также о ее репутации и прогнозах как надежного партнера в области экономики и развития.

Индия была глубоко вовлечена в развитие порта Чабахар, который работает уже почти два десятилетия.

Прогресс в развитии Чабахара и приверженность Индии этому проекту были медленными и запоздалыми. В первую очередь это связано с неопределенностью, связанной с глобальной игрой сил, а главное — с ухудшением отношений между США и Ираном. Неоднократные экономические санкции в отношении Ирана препятствовали участию мировых компаний в развитии инфраструктурных проектов в Иране.

В настоящее время порт Чабахар занимает видное место во внешней политике Индии, что усилило региональную геополитику в отношении портов.

Политика Индии должна быть осторожным и решительным шагом для усиления своего присутствия в Евразийском регионе путем включения порта Чабахар и проекта INSTC в свою стратегию. Она должна материализоваться, адаптируясь к меняющейся региональной динамике.

Спасибо за беседу!

15 декабря, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели