Индийский учёный о политике Индии в регионе, МТК «Север-Юг» и Чабахарском коридоре
Комментарии экспертов

Индийский учёный о политике Индии в регионе, МТК «Север-Юг» и Чабахарском коридоре

Редакция портала «Каспийский вестник» взяла интервью у индийского эксперта, учёного Доктора Шоаиба Кхана. Собеседник реакции является приглашенным преподавателем центра Центрально-евразийских исследований Мумбайского университета; Президентом образовательного и культурного общества «АЛЬФААЗ» (Мумбаи), а также Преподавателем Колледжа Социальных Работников Махим (Мумбаи).

Доктор Шоаиб Кхан

28 октября в формате видеоконференции состоялось второе заседание Индийско-Центральноазиатского диалога на уровне министров иностранных дел сторон. Как бы вы оценили результаты сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии в 2020 году?

Министры договорились о создании платформы для укрепления сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии в политической, торгово-экономической, торгово-экономической, гуманитарной и культурной сферах, а также обмена мнениями по региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес, и активизации сотрудничества в рамках ООН и других многосторонних форумов. Они призвали к построению всеобъемлющего и прочного партнерства между Индией и Центральной Азией на основе их исторических, культурных и цивилизационных связей, а также традиционно тесных межнациональных контактов.

Возобновление усилий Индии по развитию более тесных связей с Центральной Азией стало настоятельной необходимостью. Это важно не только само по себе в плане безопасности, стратегическом и экономическом плане, но и как все более важный элемент долгосрочных отношений Индии с Афганистаном.

Геополитика во многом определяет положение Индии в регионе. Постоянное противостояние с Пакистаном крайне негативно сказывается на связях Дели с центральноазиатскими республиками. Пакистан отказывает Индии в транзите через свою территорию, что ограничивает возможности сотрудничества с Афганистаном и Центральной Азией.

Несмотря на сближение интересов, незначительные торгово-экономические отношения Индии с регионом в течение более чем 25 лет, осложненные физическими аспектами, уменьшили влияние Индии. Однако постепенное вовлечение Индии в регион предоставило Индии больше возможностей играть более активную роль в Центральной Азии.

Барьеры между сотрудничеством Индии и Центральной Азии могут быть устранены только путем продолжения дискуссий, и эта встреча на высшем уровне является наиболее подходящим средством в этом отношении.

Индии необходимо смириться с жесткой региональной конкуренцией с поддерживающими ее акторами, такими как Турция, Иран, Пакистан, и в этой обстановке страна должна отстаивать и продвигать свои национальные интересы, несмотря на свои амбиции, участие в различных форматах многостороннего сотрудничества и демонстративные жесты. Но Дели пока не в состоянии изменить баланс сил в регионе, в котором Пекин и Москва по-прежнему будут играть главную роль.

В 2020 году контейнерная корпорация Индии (Конкор) и ОАО «РЖД Логистика» подписали сервисное соглашение по перевозке грузов между Индией и Россией по единому счету. Соглашение призвано облегчить транзит товаров между Индией и Россией через территорию Ирана. Удалось ли России и Индии добиться прогресса в реализации международного транспортного коридора Север–Юг в 2020 году?

Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC) является знаковой инициативой для Евразийского соединения. Этот коридор в два раза короче традиционного торгового пути между Индией и Россией, он расширяет экономическое сотрудничество и открывает морской доступ к странам Центральной Азии, не имеющим выхода к морю.

INSTC обладает потенциалом для расширения евразийских торговых связей, связывая Россию с теплыми водами Персидского залива и Индийского океана. Осталось проложить всего 160 км пути на северо-западе Ирана, чтобы Мумбаи соединился с Балтийским морем.

CONCOR (Container Corporation of India Ltd) и «Российские железные дороги Логистика» (РЖД) подписали меморандум о взаимопонимании (MoU) по совместному продвижению интермодальных перевозок с использованием международного транспортного коридора Север–Юг (INSTC). Обе компании стремятся перевозить контейнерные грузы между своими двумя странами по одному счету-фактуре в интересах экспортеров и импортеров.

Торговые отношения Индии и России также получат новую энергию с помощью INSTC. Россия была давним союзником Индии, но недавняя склонность Москвы к Пакистану вызвала удивление многих индийских внешнеполитических аналитиков. Ожидается, что с помощью INSTC дружба между Индией и Россией станет еще крепче.

Медленные темпы развития проекта, работы по которому идут уже почти два десятилетия, иллюстрируют трудности, с которыми сталкиваются крупномасштабные многосторонние предприятия при определении, поддержании и реализации приоритетов между многочисленными заинтересованными сторонами, особенно когда экономическая отдача неопределенна, а политическая воля и капитал скудны.

Хотя первоначальный прогресс был медленным, проект значительно расширился, чтобы потенциально расширить его охват до Северной Европы. Однако расширение его географической протяженности до такой степени и использование его огромного потенциала неизбежно потребует много времени.

Сообщалось, что в 2020 году Индия удвоила выделенное из государственного бюджета финансирование на развитие иранского порта Чабахар. Как развивается сотрудничество между Ираном, Индией и Афганистаном по чабахарскому коридору?

Порт Чабахар призван служить важным узлом мультимодальной транспортной сети для перемещения товаров и пассажиров между Ираном, Афганистаном и Индией. На заключительном этапе своего развития порт, как ожидается, будет способен обрабатывать 20 миллионов тонн грузов в год.

Индия, Иран и Афганистан подписали трехсторонний пакт о связях, который потенциально откроет для Афганистана альтернативный путь на мировые рынки. Для Индии это дает стратегическое преимущество, поскольку Пакистан ограничил торговлю Афганистана с Индией, не выполнив условия предыдущего соглашения о сухопутном маршруте.

С 1990-х годов Индия была привержена завершению строительства порта Чабахар, несмотря на внешние и внутренние ограничения, которые замедляли развитие проекта.

Усилия Индии по содействию развитию иранского порта Чабахар отражают амбиции Индии как движущей силы развития инфраструктуры и улучшения региональных связей, особенно с Афганистаном.

Сообщается, что Иран планирует увеличить пропускную способность порта Чабахар с нынешних 2,5 млн тонн до 8,5 млн тонн. Центральный банк Ирана (CBI) также дал разрешение афганскому банку «Газанфар» открыть филиал в порту. Тем временем Индия удвоила выделенное ей финансирование, достигнув почти 14 миллионов долларов США на развитие порта в своем национальном бюджете на 2020 год.

Конкурентоспособность Индии определенно пострадает, чем больше ее участие в Чабахаре будет оставаться ограниченным и чем больше INSTC станет коллекцией локализованных мультимодальных связей. Таким образом, речь идет о рычагах участия Индии в ее обширном соседстве с Западом, а также о ее репутации и прогнозах как надежного партнера в области экономики и развития.

Индия была глубоко вовлечена в развитие порта Чабахар, который работает уже почти два десятилетия.

Прогресс в развитии Чабахара и приверженность Индии этому проекту были медленными и запоздалыми. В первую очередь это связано с неопределенностью, связанной с глобальной игрой сил, а главное — с ухудшением отношений между США и Ираном. Неоднократные экономические санкции в отношении Ирана препятствовали участию мировых компаний в развитии инфраструктурных проектов в Иране.

В настоящее время порт Чабахар занимает видное место во внешней политике Индии, что усилило региональную геополитику в отношении портов.

Политика Индии должна быть осторожным и решительным шагом для усиления своего присутствия в Евразийском регионе путем включения порта Чабахар и проекта INSTC в свою стратегию. Она должна материализоваться, адаптируясь к меняющейся региональной динамике.

Спасибо за беседу!

15 декабря, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели