Иран выделит дополнительные средства на строительство железной дороги Чабахар-Захедан
Каспийский транзит, Колонка редактора

Иран выделит дополнительные средства на строительство железной дороги Чабахар-Захедан

Министр дорог и городского развития Мохаммед Эслами заявил 3 сентября, что лидер Исламской революции согласился с выводом средств из Национального Фонда развития Ирана (НФР) для завершения строительства железной дороги Чабахар-Захедан. По сообщению Mehr News, согласно намеченной программе железная дорога начнет функционировать к 2021 году.

Мохаммед Эслами также заявил, что повышение пропускной способности железнодорожных дорог и создание двусторонних линий являются важнейшей стратегией Министерства дорог и городского развития. По результатам оптимизации транспортных услуг, сокращения бюрократических издержек и минимизации времени обработки грузов иранская сторона намерена увеличить свою долю в транспортировке грузов через территорию прибрежных государств Каспийского моря в разы, что в свою очередь приведет к созданию новых рабочих мест и устойчивому национальному производству.

Следует отметить, что железная дорога Чабахар – Захедан (столица провинции Систан и Белуджистан) может соединить единственный морской порт Ирана в Оманском заливе Индийского океана Чабахар со странами Центральной Азии и Каспийского региона. Её протяженность со вспомогательными линиями  составляет 750 км, стоимость оценивается в 950 млн долларов.

Примечательно, что в августе текущего года сообщалось, что Правительство Ирана намерено завершить строительство железной дороги Чабахар – Захедан до конца 2019-го. Однако вышеприведённые данные Mehr News свидетельствуют о более продолжительных сроках окончания работ.

Для соединения порта Чабахар с прикаспийским Туркменистаном иранской стороне необходимо завершить строительство ещё одного довольно протяжённого маршрута – железной дороги Мешхед-Захедан. Строительство этого участка началось в декабре 2017 года. На церемонии запуска строительства первый вице-президента ИРИ Эсхак Джахангири отмечал, что строительство железной дороги Мешхед-Захедан, призвано связать страны Средней Азии с побережьем Индийского океана. Дорога пройдет через 40 городов иранских провинций Систан и Белуджистан, Южный Хорасан и Хорасан – Резави и подключит порт Чабахар к единой цепи железных дорог до Европы. (ТАСС от 28.12.2017)

Источник «Коммерсант». Данные по состоянию на январь 2017 года

Завершение строительства железных дорог Чабахар – Захедан и Мешхед – Захедан позволит Ирану существенно загрузить мощности порта Чабахар, которые по официальным сообщениям сегодня задействованы только на 10 процентов.

Историк и иранист Боир Соидов в комментарии для редакции портала «Каспийский вестник» подтвердил, что главная проблема единственного порта Ирана в океане, сыгравшего в годы ирано-иракской войны важную роль в снабжении страны, состоит в том, что он не связан с национальной железнодорожной системой. До последнего времени сдерживало развитие порта и то, что он находится в зоне активности белуджей и расположен близко на границе с Пакистаном. Теперь положение изменилось, руководство Организации морских портов ИРИ, правительство поняли стратегическое значение порта Чабахар и приняли необходимые меры по развитию порта. Однако главный, краеугольный камень развития порта Чабахар — соединение железнодорожным транспортом с каспийской транспортной системой и среднеазиатской железной дорогой, пока не решён. Подписание соглашения о создании афганского транспортного коридора через порт Чабахар, на взгляд эксперта, важный шаг в этом направлении, но пока недостаточный. Прежде нужно обеспечить порт коммуникационными возможностями, без них он не сможет развиваться.

Напомним, что порт Чабахар также является ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар состоялось 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора). Официальное открытие коридора состоялось 24 февраля этого года в Кабуле с участием президента Афганистана Ашрафа Гани, посла Ирана в Кабуле Мохаммадреза Бахрами и посла Индии в Афганистане Винаджа Кумара. Тогда Афганистан через порт Чабахар отправил в Индию 570-тонные экспортные грузы, в том числе 200 тонн зерна и 370 тонн талька.

В целом, создание данного транспортного коридора находится на повестке дня трехстороннего межгосударственного сотрудничества около пяти лет. Договор о совместном развитии порта Чабахар был подписан между Ираном и Индией во время визита Нитина Гадкари в Тегеран в мае 2015 года.

В ноябре прошлого года было объявлено, что США вывели порт Чабахар из-под действия нового пакета антииранских санкций, что обусловлено стратегией президента США в Южной Азии, нацеленной на поддержку роста экономики Афганистана и развитие его партнёрства с Индией. Поэтому, несмотря на имеющиеся планы по максимальному давлению на Иран, США планируют поддерживать развитие иранского порта Чабахар и строительство связанной с ним железной дороги, по которой могут доставляться в Афганистан несанкционные товары и иранские нефтепродукты.

Таким образом планы иранской стороны по скорейшему завершению железнодорожной линии, соединяющей порт Чабахар с транспортной системой Каспия, могут придать в перспективе важный импульс дальнейшему развитию сотрудничества прикаспийских государств в сфере транспорта.

Сентябрь 12, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели