Иран выделит дополнительные средства на строительство железной дороги Чабахар-Захедан
Каспийский транзит, Колонка редактора

Иран выделит дополнительные средства на строительство железной дороги Чабахар-Захедан

Министр дорог и городского развития Мохаммед Эслами заявил 3 сентября, что лидер Исламской революции согласился с выводом средств из Национального Фонда развития Ирана (НФР) для завершения строительства железной дороги Чабахар-Захедан. По сообщению Mehr News, согласно намеченной программе железная дорога начнет функционировать к 2021 году.

Мохаммед Эслами также заявил, что повышение пропускной способности железнодорожных дорог и создание двусторонних линий являются важнейшей стратегией Министерства дорог и городского развития. По результатам оптимизации транспортных услуг, сокращения бюрократических издержек и минимизации времени обработки грузов иранская сторона намерена увеличить свою долю в транспортировке грузов через территорию прибрежных государств Каспийского моря в разы, что в свою очередь приведет к созданию новых рабочих мест и устойчивому национальному производству.

Следует отметить, что железная дорога Чабахар – Захедан (столица провинции Систан и Белуджистан) может соединить единственный морской порт Ирана в Оманском заливе Индийского океана Чабахар со странами Центральной Азии и Каспийского региона. Её протяженность со вспомогательными линиями  составляет 750 км, стоимость оценивается в 950 млн долларов.

Примечательно, что в августе текущего года сообщалось, что Правительство Ирана намерено завершить строительство железной дороги Чабахар – Захедан до конца 2019-го. Однако вышеприведённые данные Mehr News свидетельствуют о более продолжительных сроках окончания работ.

Для соединения порта Чабахар с прикаспийским Туркменистаном иранской стороне необходимо завершить строительство ещё одного довольно протяжённого маршрута – железной дороги Мешхед-Захедан. Строительство этого участка началось в декабре 2017 года. На церемонии запуска строительства первый вице-президента ИРИ Эсхак Джахангири отмечал, что строительство железной дороги Мешхед-Захедан, призвано связать страны Средней Азии с побережьем Индийского океана. Дорога пройдет через 40 городов иранских провинций Систан и Белуджистан, Южный Хорасан и Хорасан – Резави и подключит порт Чабахар к единой цепи железных дорог до Европы. (ТАСС от 28.12.2017)

Источник «Коммерсант». Данные по состоянию на январь 2017 года

Завершение строительства железных дорог Чабахар – Захедан и Мешхед – Захедан позволит Ирану существенно загрузить мощности порта Чабахар, которые по официальным сообщениям сегодня задействованы только на 10 процентов.

Историк и иранист Боир Соидов в комментарии для редакции портала «Каспийский вестник» подтвердил, что главная проблема единственного порта Ирана в океане, сыгравшего в годы ирано-иракской войны важную роль в снабжении страны, состоит в том, что он не связан с национальной железнодорожной системой. До последнего времени сдерживало развитие порта и то, что он находится в зоне активности белуджей и расположен близко на границе с Пакистаном. Теперь положение изменилось, руководство Организации морских портов ИРИ, правительство поняли стратегическое значение порта Чабахар и приняли необходимые меры по развитию порта. Однако главный, краеугольный камень развития порта Чабахар — соединение железнодорожным транспортом с каспийской транспортной системой и среднеазиатской железной дорогой, пока не решён. Подписание соглашения о создании афганского транспортного коридора через порт Чабахар, на взгляд эксперта, важный шаг в этом направлении, но пока недостаточный. Прежде нужно обеспечить порт коммуникационными возможностями, без них он не сможет развиваться.

Напомним, что порт Чабахар также является ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар состоялось 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора). Официальное открытие коридора состоялось 24 февраля этого года в Кабуле с участием президента Афганистана Ашрафа Гани, посла Ирана в Кабуле Мохаммадреза Бахрами и посла Индии в Афганистане Винаджа Кумара. Тогда Афганистан через порт Чабахар отправил в Индию 570-тонные экспортные грузы, в том числе 200 тонн зерна и 370 тонн талька.

В целом, создание данного транспортного коридора находится на повестке дня трехстороннего межгосударственного сотрудничества около пяти лет. Договор о совместном развитии порта Чабахар был подписан между Ираном и Индией во время визита Нитина Гадкари в Тегеран в мае 2015 года.

В ноябре прошлого года было объявлено, что США вывели порт Чабахар из-под действия нового пакета антииранских санкций, что обусловлено стратегией президента США в Южной Азии, нацеленной на поддержку роста экономики Афганистана и развитие его партнёрства с Индией. Поэтому, несмотря на имеющиеся планы по максимальному давлению на Иран, США планируют поддерживать развитие иранского порта Чабахар и строительство связанной с ним железной дороги, по которой могут доставляться в Афганистан несанкционные товары и иранские нефтепродукты.

Таким образом планы иранской стороны по скорейшему завершению железнодорожной линии, соединяющей порт Чабахар с транспортной системой Каспия, могут придать в перспективе важный импульс дальнейшему развитию сотрудничества прикаспийских государств в сфере транспорта.

12 сентября, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели