Казахстан решает проблему дефицита ГСМ в регионах и вводит новые мини-НПЗ
Аналитика

Казахстан решает проблему дефицита ГСМ в регионах и вводит новые мини-НПЗ

В Казахстане вот уже на протяжении нескольких лет решается вопрос строительства нового нефтеперерабатывающего завода. Буквально на днях СМИ стало известно, что в Мангистауской области построят  четвертый НПЗ, однако позже информация несколько изменилась – теперь проект называют комплексом по переработке нефти. Соответственно, вопрос с новым НПЗ все еще открыт…

А в этом году нефтяной баланс страны оказался очень и очень шатким – коронавирус и упавшая цена на сырье ударили по экономике одновременно. Вследствие долгого карантина снизился и спрос на нефтепродукты. А с экранов телевизоров чиновники наперебой твердят о кризисе. Так стоит ли тратиться в ближайшее время на столь крупные проекты?

Затянувшийся вопрос

Обсуждения вокруг строительства четвертого НПЗ в стране тянутся с советских времен – с 1991 года. Еще тогда было принято постановление о его возведении в Мангистауской области. Тогда даже построили часть инфраструктуры. Но объект заморозился из-за развала Союза. А затем постепенно и жизнь начала налаживаться: добыча нефти пошла вверх, потребление тоже повысилось.

Однако со временем, построенные еще в советское время НПЗ, начали давать сбои, и это приводило к дефициту бензина. Были времена, когда заводы покрывали всего лишь 40% потребностей страны. Периодически это ощущали на себе водители: многие наверняка помнят времена топливных коллапсов. Нехватка топлива компенсировалась тогда российскими поставками.

В итоге на чаше весов оказались два вопроса: построить новый завод или отремонтировать старые? Второй вариант перевесил и в 2009 году Правительство утвердило план развития НПЗ до 2015 года. К этому году планировалось модернизировать все три действующих предприятия.

Однако на деле модернизация затянулась аж до 2018 года. Сейчас три нефтеперерабатывающих завода – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский полностью отремонтированы. На этот долгий процесс потратили уйму денег – 6,3 миллиарда долларов. Помимо денег «КазМунайГаза» пришлось просить деньги у Банка развития Казахстана, экспортно-импортного банка Китая и Японского банка международного сотрудничества.

Зато после модернизации заводы смогли выйти на плановые показатели переработки. Каждое предприятие перерабатывает в год больше 5 миллионов тонн нефти и полностью покрывает спрос на внутреннем рынке. А во время чрезвычайного положения и карантина НПЗ чуть ли не простаивали.

Увеличение мощностей мини-НПЗ в Мангистау

Переработка углеводородного сырья на мини-НПЗ в Мангистауской области позволит обеспечить регион собственным ГСМ.

Для обеспечения потребителей Мангистауской области и не только продуктами нефтепереработки: мазутом, дизельным топливом, бензином и печным топливом единственная в регионе нефтеперерабатывающая компания ТОО «Mangystau Oil Refining» реализует планы по увеличению мощности своего предприятия с 300 тыс. тонн до 830 тыс. тонн нефтепродуктов в год. Поставленных целей планируется достичь во втором полугодие 2021 года.

 Компания работает в Мангистауской области уже три года. Основным видом деятельности является переработка углеводородного сырья на собственном заводе нового поколения MK «OPTIMA».

Первый этап комплекса по переработке углеводородного сырья был запущен в 2017 году. Его мощность составила  65 тыс. тонн сырья в год. В 2020 планируется увеличить мощность до 300 тыс. тонн сырья в год.

Стоит отметить, что предприятие является единственным в регионе, которое реализует продукцию завода, тем самым частично закрывает потребность региона ГСМ-ом. И в этой связи руководством предприятия принято решение в 2021 году реализовать третий этап ввода в эксплуатацию комплекса по переработке углеводородного сырья проектной мощностью 830 тыс. тонн сырья в год.

Отсутствие конкурентов в регионе делает проект высокорентабельным в экономическом и социальном планах. Основной фактор – большой и постоянный спрос на ГСМ.

Технологии, применяемые на производстве, соответствуют как международным, так и внутриреспубликанским стандартам и нормативам.

Предприятие ориентировано на сбыт готовой продукции оптовым покупателям, таким как Socar Marketing, крупным региональным и республиканским предприятиям.

Для поставки сырья на завод компанией получены технические условия по системе АО «КазТрансОйл», а также от АО «НК «Актауский морской торговый порт» с целью строительства нефтепровода для отгрузки готовой продукции трубным транспортом.

Между тем, расположенность компании вблизи «морских ворот» Казахстана позволяет свободно продавать мазут и в прикаспийские государства. Кроме того, печное топливо, выпускаемое заводом, поставляется для бункеровки танкеров и кораблей АО «КазМорТрансФлот». А бензин и дизельное топливо полностью идут на внутренний рынок.

Компания имеет собственную испытательную лабораторию,  где проводятся лабораторные испытания и анализ нефти, нефтепродуктов.

Руководство компании постоянно ищет новые пути развития. К примеру, в прошлом году был подписан меморандум о взаимном сотрудничестве между акиматом Мангистауской области и компанией, в рамках которого для модернизации  производства планируется оказание помощи со стороны государства в реализации проектов, а именно: помощь и поддержка государства в обеспечении сырьем завода; выделение дополнительных 5 га земли для строительства и эксплуатации технологического комплекса по гидроочистке и гидродепарафинизации дизельной фракции и каталитического риформинга с целью получения высококачественных светлых нефтепродуктов: бензин марки АИ 92, АИ 95 и дизельное топливо Евро 5.

Кроме того,  компанией осуществляется очистка железнодорожных цистерн от донных отложений, а параллельно реализуется единственный в РК проект по промывке ж/д цистерн с наружной стороны.

С момента основания на предприятии работают 163 человека. В дальнейшем планируется увеличить штат до 500 человек.

Несбывшееся планы

Обсуждения вокруг строительства четвертого НПЗ в стране тянутся с советских времен – с 1991 года. Еще тогда было принято постановление о его возведении в Мангистауской области. Тогда даже построили часть инфраструктуры. Но объект заморозился из-за развала Союза. А затем постепенно и жизнь начала налаживаться: добыча нефти пошла вверх, потребление тоже повысилось.

Однако со временем построенные еще в советское время НПЗ начали давать сбои, и это приводило к дефициту бензина. Были времена, когда заводы покрывали всего лишь 40% потребностей страны. Периодически это ощущали на себе водители: многие наверняка помнят времена топливных коллапсов. Нехватка топлива компенсировалась тогда российскими поставками.

В итоге на чаше весов оказались два вопроса: построить новый завод или отремонтировать старые? Второй вариант перевесил и в 2009 году Правительство утвердило план развития НПЗ до 2015 года. К этому году планировалось модернизировать все три действующих предприятия.

Однако на деле модернизация затянулась аж до 2018 года. Сейчас три нефтеперерабатывающих завода – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский полностью отремонтированы. На этот долгий процесс потратили уйму денег – 6,3 миллиарда долларов. Помимо денег «КазМунайГаза» пришлось просить деньги у Банка развития Казахстана, экспортно-импортного банка Китая и Японского банка международного сотрудничества.

Зато после модернизации заводы смогли выйти на плановые показатели переработки. Каждое предприятие перерабатывает в год больше 5 миллионов тонн нефти и полностью покрывает спрос на внутреннем рынке. А во время чрезвычайного положения и карантина НПЗ чуть ли не простаивали. Поэтому эксперты не видят смысла в строительстве комплекса по переработке нефти в Мангистауской области.

Прогнозам вопреки

Между тем, строительство мини-НПЗ в Казахстане, в том числе и в Мангистауской области продолжается. Небольшие комплексы, конечно, заведомо проигрывают крупным заводам по многим параметрам – качеству и себестоимости продукции. Но есть в них и свои плюсы. Они не превратятся в долгострой, что часто случается в Казахстане с большими проектами.

К примеру, в Мангистауской области планируют построить комплекс по переработке углеводородного сырья за 12,1 миллиарда тенге. Работой будут обеспечены 200 человек. Проект будет реализован казахстанской компанией. Его запуск намечен на II квартал 2021 года. Мощность завода составит 350 тысяч тонн дизельного топлива и бензина АИ-92, АИ-95 в год.

Еще три подобных проекта планируют реализовать в стране.

Так, в Западно-Казахстанской области может появиться завод по глубокой переработке нефти стоимостью 420 миллионов долларов.

Сырье на новый НПЗ будет поставляться с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. На строительство нового завода инвесторы берут 2 года и планируют запустить его до конца 2020 года.

Проект строительства завода по глубокой переработке нефти и производству автомобильного бензина, дизельного топлива, керосина и битума в ЗКО реализует ТОО «ABC-Мунай» совместно с арабскими инвесторами…

Данный проект является импортозамещающим и одновременно экспортноориентированным: 80% его продукции будет направляться для реализации на внутреннем рынке, еще 20% — на экспорт (в страны СНГ и дальнее зарубежье)….

Еще один нефтеперерабатывающий завод за 114 миллиардов тенге строится в Туркестанской области.

Его мощность – 1 миллион тонн продукции в год.

В Кызылординской области аналогичный проект оценивается в 4,1 миллиарда тенге. Мощность завода составит 300 тысяч тонн сырой нефти в год.

 Стоит отметить, что имеющиеся три казахстанских крупных НПЗ  работают сейчас на минимуме, на минимальных мощностях. Они не хотят, чтобы было затоваривание. В течение ближайших 10 лет – до 2030 года, по данным экспертов, в Казахстане не будет дефицита по ГСМ, авиакеросина и дизеля, потому что три НПЗ до 2030 года покроют весь спрос.

Между тем, дефицит бензина будет возникать регулярно, потому что нефтеперерабатывающим заводам не хватает сырья, а добывающим компаниям не выгоден внутренний рынок.

К 2022 году, по прогнозам министерства энергетики, из-за роста казахстанского автопарка вновь возникнет дефицит топлива. Решит ли проблему четвёртый НПЗ – неизвестно, потому что производство может не получить тех объемов сырья, которые ему нужны.

Между тем, ы июне текущего года министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сообщил, что  Казахстан отказался от проекта по строительству четвертого нефтеперерабатывающего завода в стране.

Еще раз напомню, что правительство нефтедобывающего Казахстана уже давно обсуждает вопрос о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода, в том числе о совместном казахстанско-китайско-иранском проекте по строительству нефтеперерабатывающего завода на западе страны.

Чтобы положить конец спорам, министерство совместно с национальной компанией «КазМунайГаз» пригласило иностранную компанию, которая по необходимым расчетам пришла к выводу, что в среднесрочной перспективе нет необходимости строить четвертый НПЗ в Казахстане.

По словам министра, существует ряд объективных факторов, которые отложили строительство четвертого НПЗ. Экспорт нефти при наличии мощной инфраструктуры (трубопроводы, проложенные через Россию и в соседний Китай) и высокие цены на нефть гораздо выгоднее для нефтяной промышленности и для бюджета страны, чем экспорт нефтепродуктов.

«К сожалению, нет трубопроводов, по которым мы могли бы отправлять наш бензин или реактивное топливо на мировые рынки. Также не выгодно поставлять нефтепродукты на мировые рынки по железной дороге из Казахстана, а затем из России из-за высоких транспортных расходов. Плюс таможенные пошлины », — сказал Бозумбаев.

В будущем, когда в Казахстане увеличится потребление бензина, только тогда можно будет подумать о новых мощностях по переработке нефти, сказал он.

«С точки зрения потребления бензина внутри страны нам не нужен четвертый НПЗ», — сказал министр.

Вот так из года обсуждается вопрос строительства четвертого НПЗ в Казахстане, а между тем в регионах идет тихим ходом переработка углеводородного сырья на местных мини-НПЗ.

Комфортный баланс между объемами производимых и потребляемых нефтепродуктов

Как ранее сообщалось, весной текущего года Казахстан ввел запрет на импорт ГСМ. И буквально в середине июля текущего года его продлил.

Данная мера является временной и будет действовать до 1 сентября 2020 года. Своевременное утверждение Приказа министра энергетики РК от 27 марта текущего года «О некоторых вопросах поставок нефтепродуктов в Республику Казахстан из Российской Федерации» позволило обеспечить комфортный баланс между объемами производимых и потребляемых нефтепродуктов, срок окончания действия приказа — июнь этого года.

Вместе с тем, на сегодняшний день уровень запасов нефтепродуктов на внутреннем рынке находится на достаточно высоком уровне и поступление дополнительных объемов импортного топлива может негативно отразиться на отечественной нефтепереработке. А именно, может привести к снижению объемов отгрузки нефтепродуктов с казахстанских НПЗ; к затовариванию заводских резервуарных парков, а также баз хранения всех нефтебаз страны; как следствие, к вынужденному снижению переработки нефти, что приведет к снижению производства других ценных видов нефтепродуктов, таких как дизельное и авиационное топливо.

Как пояснили в Минэнерго Казахстана, для обеспечения энергетической безопасности страны Министерством энергетики и был введен вводится запрет на ввоз в Республику Казахстан железнодорожным, автомобильным и трубопроводным транспортом бензина, авиационного и дизельного топлива.

Казахстан ограничил железнодорожные поставки бензина и мазута из России. Действующий с 24 мая конвенционный запрет не распространяется на трубопроводный и автомобильный транспорт, импорт дизтоплива, авиакеросина и битума, а также на объемы, включенные в график поставок нефтепродуктов министерства нефти и газа Казахстана.

Квоты ведомства позволят компаниям «Казмунайгаз Онимдери», Petrosun и Petroleum Operating с июля по декабрь ввезти из России 570 тыс. тонн бензина. В июне железнодорожные поставки бензина не предусмотрены, в июле Petrosun и Petroleum Operating смогут импортировать 3,5 тыс. тонн, а в августе-декабре — 94-136 тыс. тонн в месяц.

Участники рынка ожидают роста экспорта российского топлива трубопроводным транспортом и на рынки сопредельных стран.

«Скорее всего, мы перенаправим наши партии Аи-92 в трубопровод, который позволяет прокачивать топливо до Петропавловска», — сообщил один из поставщиков российского бензина.

К примеру, в феврале-мае в Петропавловск поступало 6-20 тыс. тонн в месяц бензина Аи-92 с Салаватского и уфимских заводов.

Объемы Аи-92, поставлявшиеся в Казахстан, частично могут быть реализованы на внутреннем рынке РФ, где ожидается сезонное усиление спроса. В период действия запрета также возможны поставки автомобильных партий бензина в Казахстан с российских НПЗ, расположенных относительно недалеко от границы двух стран.

Правительство Казахстана заинтересовано в минимизации импорта российских нефтепродуктов, чтобы сократить требуемый объем встречных поставок нефти, которых добивается правительство России. Кроме того, ограничение импорта позволит снизить избыточные запасы нефтепродуктов на НПЗ и нефтебазах страны.

Трейдеры считают, что остатки топлива в местных хранилищах позволят обеспечить внутренний спрос в течение двух-трех месяцев, поэтому запрет не приведет к резкому росту цен.

Избавление от зависимости

Одна из ключевых причин постоянного «шатания» казахстанского рынка нефтепродуктов заключалась в его прямой зависимости от поставок готовых светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, авиакеросин) из соседней России, которые Казахстан самостоятельно не производил в достаточном количестве для отечественных потребителей. Разумеется, такая ситуация не могла не вызывать недовольства общества: будучи крупной нефтедобывающей страной, Казахстан — вдруг — не мог обеспечить собственные потребности и зависел от импорта нефти.

Осложнялось всё тем, что три действующих в стране нефтеперерабатывающих завода (в Павлодаре, Шымкенте и Атырау) построены ещё в середине прошлого столетия и создавались под плановую экономику единого Советского Союза.

К примеру, Павлодарский нефтеперерабатывающий завод изначально был ориентирован под переработку западносибирской нефти. Для добываемой в Казахстане нефти требовалось обновление технологических линеек, что, естественно, означало серьёзные финансовые вложения.

Кроме того, заводы ежегодно останавливались на плановые ремонты, прекращая работу, что тоже мгновенно отражалось на рынке нефтепродуктов.

При этом потребление нефтепродуктов растёт постоянно. К примеру, только на фоне четырёхкратного роста количества автомобилей в стране за последние 15 лет потребление нефтепродуктов выросло почти в 2,5 раза. И этот рост будет продолжаться; спрос на бензин и дизельное топливо, по прогнозам, будет в среднем увеличиваться на 2% в год.

Зависимость от поставок из России приводила и к ценовой зависимости, тем более что в соседней стране цены на ГСМ были значительно выше казахстанских. Доля импорта в среднем занимала от 15% и выше всего рынка страны.

Как ранее сообщалось, уже в начале 2019 года казахстанским НПЗ пришлось снижать объёмы переработки — из-за накопленных излишков. Министерство энергетики страны начало работу по экспорту казахстанских нефтепродуктов на рынки соседних стран.

Как заявлял глава Минэнерго Канат Бозумбаев, в 2019 году на казахстанских НПЗ переработано 17,2 млн сырой нефти, из них 16,2 млн тонн – на трёх крупных заводах. В результате страна получила около 4 млн тонн дизтоплива, примерно такой же объём бензина. Тем самым обеспечены 100% потребности страны по дизтопливу, бензину, авиакеросину, мазуту, битуму.

«Если в прежние годы Казахстан от 30 до 50% по этим нефтепродуктам зависел от сопредельных стран от импорта, то в 2019 году на 100% страна смогла закрыть внутренние потребности. Но при переработке  такого объема, в 2019 году от 500 до 650 тыс. тонн бензина отмечался профицит», — сообщал министр.

Стоит отметить, что, согласно данным globalpetrolprices.com, в Казахстане сформировались достаточно низкие цены на нефтепродукты.

ГосударствоБензинСтоимость дизельного топлива (в долларах США)
Казахстан  0,470,52
Россия  0,680,70
Кыргызстан  0,610,65
Узбекистан  0,540,58

При такой ценовой ситуации нельзя исключать возможность активизации экспорта, в том числе — серого, что вполне может представлять угрозу для внутреннего рынка и возобновления дефицита.

Эту угрозу правительство рассчитывает нивелировать, внеся поправки в законодательство о госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов, в соответствии с которым будет чётко определён порядок и регулирование экспорта нефтепродуктов, что позволит избежать бесконтрольной утечки нефтепродуктов с рынка Казахстана на сопредельные рынки.

В то время, когда правительство России подписывает меморандумы с нефтяниками о замораживании розничных цен на ГСМ, казахстанские АЗС ведут конкурентную борьбу за потребителя, снижая розничные цены, расширяя сервис и повышая качество обслуживания.

В ближайшей перспективе казахстанские недропользователи продолжат обеспечение приоритетных поставок нефти на внутренний рынок. Несмотря на низкую рентабельность внутренних поставок нефти, обеспечение внутреннего рынка ГСМ остается приоритетной задачей для всех игроков рынка.

 Как прогнозируют аналитики, производственная мощность казахстанских нефтеперерабатывающих заводов также будет ниже в 2020 году и составит около 16 миллионов тонн, против 17 миллионов тонн в 2019 году, полагают аналитики.

Карантинные меры будут особенно влиять на внутренний спрос на бензин и авиатопливо во втором и третьем кварталах 2020 года, и потенциально четвертый квартал, в зависимости от снятия ограничений мобильности и темпов восстановления экономики.

Наталья БУТЫРИНА,

Актау

4 августа, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели