Новая реальность на Кавказе: пойдет ли Лазуритовый коридор в обход Грузии?
Аналитика, Каспийский транзит

Новая реальность на Кавказе: пойдет ли Лазуритовый коридор в обход Грузии?

Информация, которая появилась в СМИ в конце января, встревожила часть экспертного общества в Грузии. Три участника проекта «Лазуритового коридора» — Азербайджан, Туркменистан и Афганистан провели видеоконференцию, в ходе которой утвердили «дорожную карту» этого проекта и обсудили планы совместной деятельности на 2021 год. Между тем, согласно договору о транзите и транспортном сотрудничестве, заключенному в 2017 году, участниками проекта «Лазуритового коридора» являются также Грузия (с ее черноморскими портами Батуми и Поти) и Турция. У грузинских аналитиков зародились сомнения, а не будут ли внесены изменения в этот проект с учетом сложившейся в Закавказье после окончания войны в Карабахе новой реальности и не перестроят ли коридор таким образом, что он пойдет в обход Грузии.

По мнению грузинского эксперта Заала Анджапаридзе, Лазуритовый коридор – это тот маршрут, который сохранит за Грузией региональную транзитную функцию. Но все приложенные в этом направлении усилия могут оказаться напрасными в том случае, если внимание грузинских властей по-прежнему будет приковано лишь к внутриполитическим проблемам и натянутым отношениям с оппозицией. Эксперты определенную долю вины за такую пассивность в данном случае перекладывают на «деструктивные» и «подрывные» действия нынешней грузинской оппозиции.

Лазуритовый коридор – один из тех немногих проектов, который при участии Грузии зародился и начал осуществляться в период правления «Грузинской мечты». Большая часть остальных проектов, связывающих между собой Каспийское и Черное моря и проходящих по территории Грузии, была заложена в период правления Эдуарда Шеварднадзе, правительство которого делало особые ставки на развитие транзитной функции Грузии. Правительство Михаила Саакашвили, несмотря на то, что все начатые во время Шеварднадзе проекты были открыты именно в период  нахождения у власти «Единого национального движения», лишь пожинало плоды усилий своего предшественника и возросшие доходы государства.

В последний период правительство Грузии проявляет в международных проектах пассивность, что аналитики объясняют напряженной внутриполитической ситуацией и действиями с оглядкой на главных стратегических партнеров. Когда президенты Азербайджана и Турции выступили с новой инициативой – так называемой «платформы шести», которая подразумевает сотрудничество трех стран региона – Грузии, Армении и Азербайджана, и трех внешних партнеров – России, Ирана и Турции, официальный Тбилиси отреагировал на эту инициативу достаточно «прохладно», пояснив, что не видит своего места в тех проектах, где участвует «оккупант» — Россия. После того, как Азербайджан и Армения при содействии России начали работу над разблокировкой всех путей сообщения, Грузия в этом процессе, как выразился грузинский эксперт Вахтанг Маисая, оказалась отброшенной на обочину. А открытие всех дорог и прокладка новых путей через Азербайджан и Армению в Иран и Турцию грозит Грузии достаточно неприятной, хотя пока и отдаленной (из-за необходимости строительства этих путей) перспективой утраты значительной части транзитных грузов. Пойдет ли Лазуритовый коридор в обход Грузии? Мы попытались выяснить перспективы проекта у грузинского и азербайджанского экспертов.

«Конечно, странно, что Грузия в этой видеоконференции не участвовала, но, возможно, три страны – главных участника этого проекта – Афганистан, Азербайджан и Туркменистан должны были предварительно согласовать главные параметры проекта, что, как видно, и было отражено в дорожной карте. Думаю, что на следующей стадии к работе в этом формате должны примкнуть Грузия и Турция», — отметил грузинский эксперт по вопросам безопасности Вахтанг Маисая.

В то же время он не исключает, что с учетом «фактора Нагорного Карабаха», точнее, совместного заявления президентов России и Азербайджана и премьера Армении, открывшего сторонам конфликта путь к разблокировке всех транспортных магистралей, в этом проекте могут появиться и новые «акторы».  

«Учитывая начатый процесс разблокировки магистралей через территорию Армении, соглашение об открытии Нахичеванского коридора и осуществление нового проекта – Транссиб Закавказья, есть вероятность, что грузы из Афганистана могут пойти через Армению и Иран в Турцию. Турция и Армения уже ведут переговоры об открытии границы, и думаю, что если к проекту подключатся новые страны, то путь вполне может пойти в обход Грузии, из Афганистана через Туркмению, Азербайджан, Армению и Иран в Турцию», — предположил Вахтанг Маисая.

В итоге, по оценке эксперта, Грузинская железная дорога и черноморские порты потеряют значительную часть грузов, а соответственно, и прибыли и доходов в бюджет Грузии.

«Сейчас для Грузинской железной дороги настали не лучшие времена. Очень много факторов и проблем, из-за которых уменьшился грузооборот. Но что касается Лазуритового коридора, думаю, что пока три основных участника этого проекта – Афганистан, Азербайджан и Туркменистан – должны создать главные предпосылки для его осуществления и развития железнодорожной сети, которой пока не существует. Это будет достаточно дорогостоящий проект, на осуществление которого уйдет несколько лет», — отметил В. Маисая.

На вопрос, что может сделать Грузия, чтобы не потеряться в этой новой реальности в регионе, эксперт ответил, что грузинской стороне, официальным структурам следует проявлять больше настойчивости, активнее включаться в такие проекты, в противном случае страна может окончательно утратить статус транзитного центра региона, к которому она стремится.

Вахтанг Маисая согласен и с тем мнением, что, принимая решение об участии в экономических проектах, грузинским властям не следует акцентировать внимание на участии или неучастии в них России.

 «Экономика остается экономикой, и смешивать такие важные проекты с политикой было бы неверно», — пояснил эксперт.

По его же мнению, Грузии следует быть более активной и в вопросе восстановления движения по абхазскому участку Грузинской железной дороги, тем более, что абхазская сторона уже начала работу в этом направлении и обратилась за помощью к России.

По информации азербайджанского эксперта Ильгара Велизаде, видеоконференция, на которой стороны утвердили дорожную карту по Лазуритовому коридору, проходила в несколько ином формате – формате трехстороннего сотрудничества между Афганистаном, Туркменистаном и Азербайджаном, и этим объясняется отсутствие в числе ее участников двух других стран данного проекта – Грузии и Турции.

«Думаю, что на определенном этапе, когда будут достигнуты основные договоренности и три страны будут выступать с единых позиций по вопросам транспортного сотрудничества в регионе, к работе над проектом подключатся Грузия и Турция», — сообщил эксперт.

Опасения относительно того, будут ли вообще загружены маршруты через Грузию после разблокировки всех путей сообщения, Ильгар Велизаде считает преждевременными.

«Дело в том, что на протяжении последних лет уже сформировалась  транспортная инфраструктура, которая базируется, в том числе, на соглашении об организации транскаспийского коридора – Транскаспийского международного транспортного маршрута, в рамках которого были подписаны различные документы, приняты решения, проводились и будут проводиться совещания с участием железнодорожных ведомств стран-участниц этого маршрута, в том числе, Грузии. Этот формат, который проходит через территорию Грузии, в том числе, по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс, пока никто не отменял», — отметил И. Велизаде.

К тому же, по словам эксперта, азербайджанское государство предоставило Грузии кредит почти на 1 млрд долларов США на осуществление проекта Баку-Тбилиси-Карс, поэтому и в Баку заинтересованы в загрузке этого маршрута, чтобы Грузия была в состоянии вернуть кредит.

Что касается Нахичеванского коридора, в случае его задействования Грузия, по мнению Ильгара Велизаде, конечно, может потерять часть грузов, но этот маршрут и его инфраструктуру еще нужно построить, а на это уйдет несколько лет. Кроме того, после задействования Лазуритового коридора эти потери для Грузии будут восполнены.

«Это как сообщающиеся сосуды: где-то потеряет, где-то получит дополнительные потоки», — пояснил И. Велизаде.

По мнению азербайджанского эксперта, политические отношения между Грузией и Россией являются для официального Тбилиси серьезным сдерживающим фактором при участии в различных международных и региональных проектах.

 «Когда лидеры Азербайджана и Турции заявили о платформе шести, где предусматривалось участие 3 игроков региона и 3 внешних игроков, в Тбилиси отнеслись к этой идее скептически, и только президент Грузии проявила интерес, а представители исполнительной власти заявили, что в тех проектах, где присутствует Россия, участвовать не будут. Когда в 2019 году стоял вопрос об организации железнодорожного сообщения между Россией, Азербайджаном и Турцией по территории Грузии и стороны договорились о транспортировке грузов по Баку-Тбилиси-Карс, были предприняты попытки пригласить и Грузию, но она лишь предоставила свою территорию. И сейчас грузы проходят по ее территории, но сама она как организатор транспортного маршрута не участвует, хотя пошлины за транзит грузов получает», — отметил Ильгар Велизаде.

Он предполагает, что после открытия других, пока не функционирующих или строящихся путей сообщения Россия уже не будет заинтересована в перевозке своих грузов по территории Грузии и переориентируется на альтернативные маршруты.

Выходом из данной двойственной ситуации в Баку считают необходимость разрешения политической неопределенности между Россией и Грузией, так как в такой ситуации Грузия теряет российских перевозчиков, которые являются достаточно значительным фактором в географии региона.

Ирина Хачидзе

24 февраля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели