В портовом иранском городе Энзели состоялась международная конференция ЕАЭС-ИРИ
Каспийский диалог, Колонка редактора

В портовом иранском городе Энзели состоялась международная конференция ЕАЭС-ИРИ

17 ноября состоялась первая международная конференция «Евразийский экономический союз и геополитическая роль свободных зон в развитии региональных отношений». Мероприятие было проведено в порту Энзели провинции Гилян Ирана, где действует крупнейшая свободная экономическая зона Исламской Республики на севере страны.

Справка редакции: Расположенная на южном берегу Каспийского моря зона свободной торговли Энзели, в которой находится каспийский порт, считается одним из крупнейших экономических центров Ирана с площадью 9400 гектаров земли и 40-километровой береговой линией. Зона рассматривается как точка входа и выхода международного транспортного коридора Север-Юг.

Как сообщает Агентство ИРНА, цель однодневной конференции заключалась в рассмотрении проблем, с которыми сталкивается бизнес-сообщество Исламской Республики Иран (ИРИ) и стран ЕАЭС в ходе поддержания торгово-экономических связей в Каспийском регионе. Особое внимание было уделено рассмотрению возникающих в процессе торговли таможенных вопросов.

Следует отметить, что иранская сторона придала большое значение  проведённой конференции. Так,  в преддверии Форума на сайте агентства Mehr News была опубликована аналитическая статья, основным посылом которой являлся тезис о том, что Евразийский регион рассматривается Тегераном как важный механизм, который позволит стимулировать развитие иранской экономики в условиях действующих санкций США, а также предоставит Ирану значительные возможности для расширения региональной торговли и увеличения его ненефтяного экспорта.

В статье, в частности, приводится мнение главы Иранской ассоциации геополитики Яхьи Рахима Сефави, который заявил, что посредством экономических возможностей и транзитных коридоров Каспийского моря Исламская Республика подключилась к двум стратегическим каналам международного взаимодействия и сотрудничества. Первый — Восточный канал, который проходит через прибрежные государства и соединяет Иран с Китаем через Центральную Азию, а второй — Западный канал, который соединяет Исламскую Республику с Россией, Казахстаном, Беларусью, Кыргызстаном и Арменией.

Между тем и сам Иран играет важную роль, выступая в качестве «транзитного перекрестка», который не только связывает южные и северные евразийские государства, но и создаёт сухопутный торговый маршрут между восточной и западной частями евразийского континента.

Яхья Рахим Сефави

Подтверждает позитивные тенденции развития сотрудничества Ирана с ЕАЭС, по мнению авторов Mehr News, статистические данные торговли. Так, товарооборот Ирана с ЕАЭС увеличился до двух миллиардов долларов, за последние восемь месяцев 2020 года рост составил 2 процента. Часть увеличения товарооборота была обусловлена ростом экспорта в Иран сельскохозяйственной продукции на 230 миллионов долларов. В целом этот показатель составляет $939 млн. В свою очередь, экспорт фруктов и сухофруктов Ирана в страны ЕАЭС составил $575 млн.

Что касается, непосредственно, самой конференции в Энзели, то ряд важных заявлений на мероприятии сделал министр дорог и городского развития Ирана Мохаммад Эслами.

Мохаммад Эслами

В своём выступлении он отметил, что развитие торговли и транзита является одной из необходимых предпосылок для экономического процветания страны. Поэтому развитие пропускной способности транзитных автомобильных дорог, а также железнодорожной сети, сегодня поставлено на «повестку дня» работы правительства.

Важнейшими проектами на севере Ирана, по его словам, сегодня являются соединение железной дороги Казвин-Решт с портом Энзели, а также соединение этой же магистрали с Астарой в провинции Гилян. Что касается первого проекта, то Мохаммад Эслами выразил надежду, что подключение каспийского порта к железнодорожной сети удастся завершить ещё нынешней администрации (очередные выборы президента состоятся в 2021 году – прим. редакции). Относительно проекта железной дороги Решт-Астара он сообщил, что она строится в соответствии с намеченной программой.

Также, по словам министра, в настоящее время завершается строительство сети автомобильных дорог и автострад в рамках развития коридоров Север-Юг и Запад-Восток.

Все эти меры, по его словам, позволят повысить привлекательность иранской территории в качестве транзитной для стран Евразийского экономического союза.

Помимо заявлений Мохаммада Эслами следует отметить и прозвучавший на конференции доклад Генерального консула Российской Федерации в Реште (столица провинции Гилян ИРИ) Андрея Георгиевича. Он, в частности, отметил, что после вступления в силу временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном, Россия стала важным импортером иранской продукции.

По его словам, на данный момент на Россию приходится 54% объема экспорта из Ирана. Москва и Тегеран в настоящее время также реализуют совместные проекты в области передачи электроэнергии, поставок газа, строительства тепловых электростанций для нефтегазовых проектов и железных дорог. Также он добавил, что из России в Иран экспортируются зерно, древесина, сельскохозяйственная техника и горно-шахтное оборудование, а товарооборот между двумя странами в 2019 году увеличился на 20% по сравнению с предыдущим годом.

Автор: Влад Кондратьев

19 ноября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели