В портовом иранском городе Энзели состоялась международная конференция ЕАЭС-ИРИ
Каспийский диалог, Колонка редактора

В портовом иранском городе Энзели состоялась международная конференция ЕАЭС-ИРИ

17 ноября состоялась первая международная конференция «Евразийский экономический союз и геополитическая роль свободных зон в развитии региональных отношений». Мероприятие было проведено в порту Энзели провинции Гилян Ирана, где действует крупнейшая свободная экономическая зона Исламской Республики на севере страны.

Справка редакции: Расположенная на южном берегу Каспийского моря зона свободной торговли Энзели, в которой находится каспийский порт, считается одним из крупнейших экономических центров Ирана с площадью 9400 гектаров земли и 40-километровой береговой линией. Зона рассматривается как точка входа и выхода международного транспортного коридора Север-Юг.

Как сообщает Агентство ИРНА, цель однодневной конференции заключалась в рассмотрении проблем, с которыми сталкивается бизнес-сообщество Исламской Республики Иран (ИРИ) и стран ЕАЭС в ходе поддержания торгово-экономических связей в Каспийском регионе. Особое внимание было уделено рассмотрению возникающих в процессе торговли таможенных вопросов.

Следует отметить, что иранская сторона придала большое значение  проведённой конференции. Так,  в преддверии Форума на сайте агентства Mehr News была опубликована аналитическая статья, основным посылом которой являлся тезис о том, что Евразийский регион рассматривается Тегераном как важный механизм, который позволит стимулировать развитие иранской экономики в условиях действующих санкций США, а также предоставит Ирану значительные возможности для расширения региональной торговли и увеличения его ненефтяного экспорта.

В статье, в частности, приводится мнение главы Иранской ассоциации геополитики Яхьи Рахима Сефави, который заявил, что посредством экономических возможностей и транзитных коридоров Каспийского моря Исламская Республика подключилась к двум стратегическим каналам международного взаимодействия и сотрудничества. Первый — Восточный канал, который проходит через прибрежные государства и соединяет Иран с Китаем через Центральную Азию, а второй — Западный канал, который соединяет Исламскую Республику с Россией, Казахстаном, Беларусью, Кыргызстаном и Арменией.

Между тем и сам Иран играет важную роль, выступая в качестве «транзитного перекрестка», который не только связывает южные и северные евразийские государства, но и создаёт сухопутный торговый маршрут между восточной и западной частями евразийского континента.

Яхья Рахим Сефави

Подтверждает позитивные тенденции развития сотрудничества Ирана с ЕАЭС, по мнению авторов Mehr News, статистические данные торговли. Так, товарооборот Ирана с ЕАЭС увеличился до двух миллиардов долларов, за последние восемь месяцев 2020 года рост составил 2 процента. Часть увеличения товарооборота была обусловлена ростом экспорта в Иран сельскохозяйственной продукции на 230 миллионов долларов. В целом этот показатель составляет $939 млн. В свою очередь, экспорт фруктов и сухофруктов Ирана в страны ЕАЭС составил $575 млн.

Что касается, непосредственно, самой конференции в Энзели, то ряд важных заявлений на мероприятии сделал министр дорог и городского развития Ирана Мохаммад Эслами.

Мохаммад Эслами

В своём выступлении он отметил, что развитие торговли и транзита является одной из необходимых предпосылок для экономического процветания страны. Поэтому развитие пропускной способности транзитных автомобильных дорог, а также железнодорожной сети, сегодня поставлено на «повестку дня» работы правительства.

Важнейшими проектами на севере Ирана, по его словам, сегодня являются соединение железной дороги Казвин-Решт с портом Энзели, а также соединение этой же магистрали с Астарой в провинции Гилян. Что касается первого проекта, то Мохаммад Эслами выразил надежду, что подключение каспийского порта к железнодорожной сети удастся завершить ещё нынешней администрации (очередные выборы президента состоятся в 2021 году – прим. редакции). Относительно проекта железной дороги Решт-Астара он сообщил, что она строится в соответствии с намеченной программой.

Также, по словам министра, в настоящее время завершается строительство сети автомобильных дорог и автострад в рамках развития коридоров Север-Юг и Запад-Восток.

Все эти меры, по его словам, позволят повысить привлекательность иранской территории в качестве транзитной для стран Евразийского экономического союза.

Помимо заявлений Мохаммада Эслами следует отметить и прозвучавший на конференции доклад Генерального консула Российской Федерации в Реште (столица провинции Гилян ИРИ) Андрея Георгиевича. Он, в частности, отметил, что после вступления в силу временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном, Россия стала важным импортером иранской продукции.

По его словам, на данный момент на Россию приходится 54% объема экспорта из Ирана. Москва и Тегеран в настоящее время также реализуют совместные проекты в области передачи электроэнергии, поставок газа, строительства тепловых электростанций для нефтегазовых проектов и железных дорог. Также он добавил, что из России в Иран экспортируются зерно, древесина, сельскохозяйственная техника и горно-шахтное оборудование, а товарооборот между двумя странами в 2019 году увеличился на 20% по сравнению с предыдущим годом.

Автор: Влад Кондратьев

19 ноября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели