Возможен ли конфликт Азербайджана и Туркмении на Каспийском море?
Безопасность и милитаризация, Колонка редактора

Возможен ли конфликт Азербайджана и Туркмении на Каспийском море?

Как известно, 11 марта 2020 года состоялся официальный визит Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова в Азербайджанскую Республику. Основные итоги двусторонних переговоров отражены в совместном заявлении глав государств.

В качестве одного из наиболее важных пунктов документа следует рассматривать заявление сторон о том, что реализация основополагающего документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря – требует решения вопросов, касающихся разграничения дна и недр между двумя странами, исходя из принципов и норм международного права. Здесь была подчёркнута необходимость продолжения работы Совместной Рабочей Группы по вопросам разграничения дна Каспийского моря между Туркменистаном и Азербайджанской Республикой. Таким образом, стороны констатировали, что предпринимают меры по устранению одной из «проблемных точек» в двусторонних  отношениях.

Следует отметить, что из-за различий в позициях по принципам деления дна Каспийского моря в конце 90-х Ашхабад и Баку успешно блокировали попытки друг друга приступить к разработке спорных месторождений с участием иностранных компаний (в том числе российских и американских). К началу ХХI века стороны де-факто разорвали дипломатические отношения и всерьез заговорили о возможной войне. К тому же тогдашний президент Туркмении Сапармурат Ниязов обвинил Баку в причастности к покушению на себя в ноябре 2002 года. После смерти Ниязова в конце 2006-го произошли потепление отношений и обмен визитами на высшем уровне. В ходе пребывания туркменского президента Гурбангулы Бердымухамедова в Баку в мае 2008 года стороны обязались не вести разведку и добычу на спорных месторождениях до полного урегулирования статуса Каспия. Но Ашхабад очень быстро нарушил договоренности. В 2012 году азербайджанские пограничники задержали туркменское судно, которое вело разведку на месторождении «Сердар» («Кяпаз»). Ситуация вновь резко обострилась, но затем началось смягчение.

В ноябре 2018 года состоялся весьма успешный официальный визит Ильхама Алиева в Ашхабад, где стороны подписали ряд соглашений, в том числе в сфере транспорта. Мартовский визит Гурбангулы Бердымухамедова в Баку закрепил достигнутые полтора года назад договорённости. Вместе с тем, вопрос о разграничении дна моря до сих пор остаётся открытым. И хотя вероятность возможных обострений отношений сторон можно оценить как весьма низкую, гарантий от возможного потенциального конфликта нет.

В этой связи определённый интерес представляет опубликованная в преддверии визита туркменского лидера в Баку статья в российском издании «Военно-промышленный курьер» под названием «За каспийскую нефть может пролиться кровь», автором которой является заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

В статье эксперт анализирует возможности сторон в случае возможного военного столкновения на Каспии, в первую очередь морские и воздушные силы, так как сухопутные войска сторон вряд ли могут встретиться в бою.

В статье отмечается, что ВВС обеих стран оснащены одинаковыми боевыми самолетами – штурмовиками Су-25 и истребителями МиГ-29. И тех, и других у Туркмении примерно в полтора раза больше, чем у Азербайджана. На хранении оба государства имеют штурмовики Су-17 и перехватчики МиГ-25 (их тоже больше у Туркмении), но крайне сомнительно, что хотя бы один из них способен подняться в воздух (да и «основные самолеты», то есть Су-25 и МиГ-29, скорее всего боеспособны отнюдь не на 100%).

И на том, и на другом берегу Каспия есть советские ЗРС большой дальности С-200. Азербайджан имеет также российскую ЗРС С-300ПМ, Туркмения – схожую китайскую HQ-9. Последняя, впрочем, прикрывает Ашхабад. «Двухсотки» обеих сторон и азербайджанская «трехсотка» развернуты на Каспии, имея потенциальную возможность сбивать самолеты противника чуть ли не у чужого берега. Правда, боеспособность устаревшей С-200 в обоих случаях сомнительна.

В целом превосходство в воздухе на стороне Туркмении, пишет эксперт, однако реальный уровень боевой подготовки летчиков и зенитчиков обеих сторон неизвестен. К тому же надо иметь в виду тот факт, что в настоящее время Баку стремится добиться решающего превосходства над Ереваном и Степанакертом для возвращения Нагорного Карабаха. Важнейшей составляющей общего превосходства должно стать господство в воздухе. Если Азербайджан растранжирит его над Каспием, победа над объединенными силами Армении и НКР станет невозможной.

Что касается военно-морских сил, то Храмчихин отмечает, что ВМС Азербайджана имеют в составе целый «фрегат», называющийся «Гусар» (или «Кусар»), который на самом деле является очень старым советским сторожевиком проекта 159, и к тому же не имеет ракетного вооружения. ПКР нет и у единственного советского ракетного катера проекта 205У. Он используется как сторожевой при общем числе ему подобных 30 единиц, но почти все они устарели и очень плохо вооружены. Современные корабли – строящиеся по израильскому проекту OPV-62 сторожевые «Туфаны», каждый несет 20 израильских ПКР «Спайк»-NLOS (дальность стрельбы – 25 км), 23-мм пушку и несколько пулеметов.

Туркмения, по данным автора, также имеет примерно 30 сторожевых катеров, но они гораздо современнее азербайджанских и лучше вооружены (особенно 10 типа «Аркадаг», построенных по турецкому проекту). Кроме того, в ВМС страны восемь ракетных катеров. Шесть из них – турецкого проекта, несут итальянские ракеты «Марте» Mk2 (Marte Mk2, дальность стрельбы – 25 км). Два ракетных катера проекта 12418 российской постройки имеют каждый по 16 ПКР Х-35 «Уран» (дальность стрельбы – не менее 130 км). Масса БЧ Х-35 – 145 килограммов, «Марте» Mk2 – 70 килограммов. При этом масса израильской ракеты «Спайк»-NLOS составляет всего 13 килограммов, поскольку она создавалась для поражения наземных целей, а не боевых кораблей.

Таким образом, эксперт констатирует, что превосходство Туркмении в воздухе существенно, а на море – абсолютно. Туркменские ВМС способны уничтожить весь азербайджанский флот залпом из-за горизонта, не вступая с ним в прямой контакт, при этом у противника нет никакой возможности отразить удар (ни на одном азербайджанском корабле и катере нет ЗРК). Разумеется, как и в случае с ВВС и ПВО, совершенно неизвестен реальный уровень боевой подготовки моряков обеих сторон.

Дополнительный фактор в пользу Туркмении в том, что спорные месторождения находятся ближе к ее берегу, поэтому самолетам и кораблям требуется меньше топлива, они могут дольше оставаться в районе боевых действий или над ним.

Однако в заключении автор справедливо отмечает, что если Туркменистан заинтересован в прокладке в перспективе Транскаспийского газопровода, то ему не выгодно обострять отношения с Азербайджаном, ни с какой точки зрения не нужна война и Баку.

Подтвердить вывод автора можно и на основе анализа содержания совместного заявления глав государств по итогам мартовских переговоров. В документе, в частности, отмечается, что стороны намерены в дальнейшем совместно разрабатывать и осуществлять энергетические проекты с целью обеспечения энергетической безопасности в регионе, а также улучшения благосостояния народов двух стран.

Таким образом, очевидно, что Баку и Ашхабад намерены в перспективе мирно разрешить имеющиеся разногласия, что позволит им реализовать новые энергетические проекты, главным из которых может стать пресловутый Транскаспийский газопровод. Несмотря на довольно жёсткую позицию Ирана и России относительно экологических аспектов возможного строительства на дне Каспия подобного газопровода, в пользу проекта говорит его широкая поддержка со стороны стран Запада, в первую очередь, США. Поэтому пока есть шансы проложить подводную трубу через Каспий, перспективы военного столкновения Азербайджана и Туркменистана выглядят сомнительными.

Автор: Влад Кондратьев

25 марта, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели