Американский эксперт, сотрудник LSE IDEAS, ранее занимавший должность заместителя помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии и директора по Южной и Центральной Азии в Совете национальной безопасности – Дэвид А. Меркель, в статье для National Interest призвал власти США учредить пост Специального посланника в регионе Каспийского моря. По оценке эксперта данный шаг помог бы противостоять Китаю, России и Ирану и развеял бы впечатление, что Вашингтон относится к этому региону как к чему-то второстепенному.
Дэвид А. Меркель считает, что сегодня значимость региона обусловлена стремлением Китая через Центральную Азию и Каспийское море оказывать влияние на Европу, использованием Россией каспийских транспортных маршрутов для обхода санкций, а также желанием Ирана развивать политические и экономические отношения в регионе, а также сотрудничество с Москвой, для сдерживания развития прибрежных государств Каспийского моря.
Тем не менее, на взгляд автора, политика США в регионе остаётся непоследовательной. Бюрократические разногласия между Госдепартаментом, Пентагоном и Советом национальной безопасности препятствуют стратегической согласованности. Это ярко проявляется на Южном Кавказе, где Вашингтон, как уверен эксперт, якобы уделяет мало внимания использованию стремления армянских властей дистанцироваться от своего партнёра по безопасности, России, и экономического партнёра, Тегерана. При этом автор уверен, что правительство и народ Армении стремятся к большей интеграции с Европейским союзом, а Москва будет этому всячески сопротивляться.
Описывая ситуацию в других закавказских республиках, Дэвид А. Меркель пишет, что в Грузии Владимир Путин пытается захватить власть и манипулировать выборами, чтобы добиться того же, что он пытается сделать на Украине с помощью военной силы. А Азербайджан, стратегический центр региона и союзник Израиля с шиитским большинством, играет решающую роль в снижении зависимости Европы от российских энергоресурсов.
Бывшие советские республики Центральной Азии на восточной стороне Каспийского моря, входящие в сферу ответственности Бюро по делам Южной и Центральной Азии Госдепартамента США, на взгляд американского эксперта, остаются в тени приоритетов Вашингтона, который уделяет большее внимание сотрудничеству с Индией и продолжающимся кризисам в Пакистане и Афганистане. В результате американское взаимодействие с Каспийским регионом лишено ясности, последовательности и внимания на высшем уровне, которых требует его стратегическое значение, считает автор.
На основании вышеизложенного Дэвид А. Меркель делает вывод, что Специальный посланник президента США по Каспийскому региону мог бы преодолеть эти искусственные бюрократические барьеры, сосредоточив внимание на регионе, в котором Вашингтон так нуждается в период усиления конкуренции с Китаем, Россией и Ираном. Такой посланник также имел бы гораздо больший вес в глазах региональных лидеров, которые часто считают, что сотрудникам посольства США и профессиональным дипломатам не хватает влияния, необходимого для формирования политики. Посланник президента, выступающий напрямую от имени Белого дома, ясно дал бы понять, что Соединённые Штаты понимают важность региона и готовы к взаимодействию на самом высоком уровне.
К недостаткам каспийской политики США эксперт относит то, что слишком часто взаимодействие Вашингтона с регионом носит непоследовательный и противоречивый характер. Региональным лидерам читают лекции о демократических преобразованиях, затем напоминают о святости коммерческих контрактов, после чего поднимают вопрос о правах человека и, наконец, оказывают давление, чтобы они решали «критические» для соседней страны проблемы, которые Вашингтон считает более важными, чем их собственные интересы.
Напротив, Россия, Китай и Иран используют свои географические преимущества для укрепления региональных связей. Лидеры прикаспийских государств встречаются с президентами Си Цзиньпином, Владимиром Путиным и Масудом Пезешкианом гораздо чаще, чем с любым другим президентом США. Когда Вашингтон всё же вступает в диалог, это часто происходит через послов, которым трудно получить доступ к главам государств — даже в столицах, где они работают.
В заключение Дэвид А. Меркель отмечает, что Специальный посланник по Каспийскому региону стал бы жизненно важным инструментом противодействия растущему влиянию Китая на транзитные коридоры, попыткам Ирана препятствовать развитию энергетики и попыткам России сохранить свою привилегированную сферу влияния. Это также стало бы сигналом для региональных лидеров о том, что Соединённые Штаты серьёзно относятся к укреплению партнёрских отношений в этой стратегически важной части мира, резюмирует американский эксперт.
Подготовил Влад Кондратьев
Добавить комментарий