Астраханская область в меняющихся экономических и политических условиях продолжает реализацию крупных инвестиционных проектов, активно развивает международные связи, усиливает логистическую инфраструктуру, способствует росту грузопотока в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» и вводит новые меры поддержки населения. О том, с какими итогами регион подходит к концу 2022 года, в интервью «Интерфаксу» рассказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин. Редакция портала «Каспийский вестник» публикует часть материала, касающуюся каспийских аспектов ситуации в регионе.
— Игорь Юрьевич, несколько дней назад Вы во главе астраханской делегации стали участником XI Российско-Азербайджанского форума, который прошел в Баку. Лидер российской делегации, председатель правительства РФ Михаил Мишустин тогда обратил внимание на то, что Астраханская область активно развивает деловое сотрудничество с партнерами из Азербайджана, он отметил, что реализовано много инфраструктурных и социальных проектов. Расскажите подробнее об этой работе и о сотрудничестве региона с другими странами?
— Действительно, Азербайджанская Республика, традиционно, является одним из ключевых партнеров Астраханской области в Каспийском регионе. На протяжении долгих лет между Астраханской областью и Азербайджаном развиваются торгово-экономические и гуманитарные связи, правовой основой которых является соглашение между правительством Астраханской области и правительством Азербайджанской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Начиная с 2010 года в Астрахани Фондом Гейдара Алиева реализован ряд социально-значимых и культурных проектов. В Баку установлен памятник Дружбы Баку и Астрахани, подаренный Астраханской областью жителям Азербайджана.
С 2018 года в Астрахани работает Азербайджанский деловой центр. В 2021 году открыт Астраханский деловой центр в Баку. На сегодняшний день этот центр является единственным российским региональным представительством в Азербайджане подобного формата. Центр стал для Астраханской области главной площадкой деловых переговоров с азербайджанскими партнерами. Налажено авиасообщение между Баку и Астраханью.
Укреплению взаимоотношений способствует сотрудничество в гуманитарной сфере. Между астраханскими и азербайджанскими вузами заключены соглашения о сотрудничестве, в рамках которых ведется совместная научная деятельность, проводятся конференции и экспертные встречи. В 2022-2023 учебном году в Астраханской области проходят обучение 531 гражданин Азербайджана. Активно развивается сотрудничество в сфере культуры. Мы планируем развивать сотрудничество, обсуждаем развитие железнодорожных перевозок Астрахань — Астара, регулярное морское сообщение между портами Оля — Алят.
Если говорить о нашем взаимодействии с другими странами, отмечу, что Астраханская область укрепляет свое геостратегическое значение. С партнерами из Туркменистана мы договорились о создании в Астрахани логистического центра, обсуждаем открытие регулярной cудоходной линии Оля — Туркменбаши. В сфере судостроения говорим о перспективах сотрудничества с заводом «Балкан».
Активно взаимодействуем с приграничными регионами Казахстана. Для наращивания взаимной торговли обсуждаем открытие Центра приграничной торговли. Кроме того, строим для Казахстана земснаряды и ремонтируем суда.
Наладили взаимодействие с иранским Фондом «Мостазафан», который является вторым по величине объединением бизнеса в Иране после Национальной иранской нефтяной компании.
Со всеми каспийскими партнерами особое внимание уделяем развитию международного транспортного коридора «Север — Юг». Поставки российских товаров по Каспию через Иран в страны Южной Азии и Персидского залива уже идут.
Развиваем связи в сфере образования и культуры. Центральным событием традиционно является Каспийский медиафорум. А в этом году впервые провели Каспийский медицинский форум. Давно сотрудничаем с Республикой Беларусь в сфере торговли, ЖКХ, сельского хозяйства.
— Какова роль Астраханской области в развитии международного транспортного коридора «Север-Юг»? Отмечается ли рост грузопотока по этому направлению?
— При участии Астраханской области проделана большая работа по формированию транспортно-логистической инфраструктуры МТК, в котором наш регион станет важным транзитным центром товарообмена.
Развитие Каспийского кластера, включающего особую экономическую (ОЭЗ) «Лотос» и портовую ОЭЗ, в ближайшие годы станет одним из локомотивов роста экономики Астраханской области и России в целом. Каспийский кластер формируется как базой обработки грузов МТК «Север — Юг». Его задача — повысить конкурентоспособность российских портов на Каспии, привлечь дополнительный грузопоток в страны Ближнего Востока и Южной Азии.
Активизации работы МТК во многом способствует сотрудничество региона с Прикаспийскими государствами, для которых Астраханская область является торговыми воротами в Россию. Увеличился спрос на поставку грузов через терминалы региона. Начались поставки российских и белорусских товаров по Каспию через Иран в страны Южной Азии и Персидского залива. Для наращивания грузооборота астраханские порты установили необходимое оборудование для обработки и хранения отдельных видов грузов.
— Как развивается астраханская особая экономическая зона «Лотос»?
— В настоящее время резидентами ОЭЗ «Лотос» являются 19 компаний с общим объемом заявленных инвестиций более 40 млрд рублей. В их числе компании с инвестициями из Ирана, Китая и других стран.
Резиденты реализуют проекты по производству геосинтетики, рыбных кормов, бытовой химии, биопротеина, строительству судов и комплектующих. Ряд заводов уже работают, активно строятся остальные, в том числе первый в России иранский завод моющих средств.
Завершается строительство второй очереди завода ООО «Гекса-Лотос», проектируется третья. Продукция этого предприятия применяется при строительстве, ремонте дорог, в сельском хозяйстве. Компания стала поставщиком геосинтетических материалов для подъездных путей на космодром «Восточный». Продукция «Гекса-Лотос» востребована на объектах дорожного строительства по всей России, также поставляется в Казахстан и Беларусь.
Идет работа по оснащению ОЭЗ необходимой инфраструктурой. Показатели эффективности ОЭЗ, по оценке Минэкономразвития РФ за 2021 год, составили 89%.
— Каково положение судостроительной отрасли региона?
— Я назову наиболее крупные проекты, которые выполняют сегодня астраханские судостроители: это модули ледостойкой стационарной платформы для освоения месторождения «Каменномыское-море», круизный лайнер «Петр Великий», серия земснарядов. Кроме того, в регионе строятся танкеры, сухогрузы, суда спецназначения.
В отрасли занято более 4 тыс. работников. Предприятия региона имеют необходимую производственную базу, опытный персонал и знания для выполнения различных заказов. Правительство Астраханской области постоянно работает над привлечением заказов на судоверфи региона. Есть договоренность о строительстве серии контейнеровозов.
— В Астраханской области развит нефтегазовый сектор. В каком объеме на сегодняшний день запасы полезных ископаемых поставлены на государственный баланс?
— На начало 2022 года на госбалансе числятся 11 месторождений углеводородного сырья в Астраханской области и еще 11 месторождений в российском секторе Каспийского моря.
Разведанные запасы Астраханской области с учетом геологоразведочных работ 2021 года составляют более 4,7 трлн кубометров газа и более 1 млрд тонн конденсата и нефти. Извлекаемые запасы морских месторождений составляют более 570 млрд кубометров газа и 320 млн тонн конденсата и нефти. Запасы региона составляют около 20% общероссийских запасов по конденсату и 5% по природному газу.
— Как Вы оцениваете состояние этого сектора экономики в настоящее время? На каком этапе находится проект по расширению добычи и переработки газа ООО «Газпром добыча Астрахань»?
— Нефтегазовый комплекс показывает неплохие темпы производства, обеспечивая работой астраханцев и значительные поступления в бюджет региона. Индекс промышленного производства по добыче полезных ископаемых за январь-сентябрь составил 97,2%.
В рамках решения ПАО «Газпром» по наращиванию объемов годовой добычи на месторождениях Астраханского свода ООО «Газпром добыча Астрахань» продолжает проектно-изыскательские работы по дополнительной установке предварительной подготовки газа с технологическими объектами, коммуникациями и фондом дополнительных эксплуатационных скважин. Астраханский газоперерабатывающий завод (ГПЗ) ООО «Газпром переработка» также ведет проектно-изыскательские работы в рамках подготовки к долгосрочным инвестпроектам по повышению эффективности работы Астраханского ГПЗ.
— Каковы перспективы проекта «Каспийской инновационной компании» (КИК) и «Газпрома» по строительству в Астраханской области газохимического комплекса (ГХК) по переработке этана в полимерную продукцию?
— Прорабатывается возможность создания на сырьевой базе Астраханского ГПЗ газохимического комплекса по переработке углеводородного сырья с производством пластиков. Сохраняются планы по вводу газохимического комплекса в эксплуатацию в 2026 году.
«Газпром» и ООО «Каспийская инновационная компания» продолжают изучение проекта, завершается подготовка техзадания и техтребований к проектированию комплекса по производству полимеров и реконструкции Астраханского ГПЗ. Определена площадка для размещения производства, начата разработка технико-экономических решений.
— Каковы темпы добычи углеводородов на Каспии, которые ведет НК «ЛУКОЙЛ»? Каковы объемы инвестиций компании этого года в разведку и обустройство месторождений?
— В настоящее время ЛУКОЙЛ эксплуатирует на Каспии два месторождения — имени Корчагина и Филановского. С начала разработки добыто свыше 47,5 млн тонн нефти.
Построены и установлены в море ледостойкая стационарная платформа и платформа жилого модуля на месторождении имени Грайфера. В декабре 2022 года планируется завершение строительно-монтажных работ и старт бурения добывающих скважин.
В этом году на реализацию морских проектов компания направила 24 млрд рублей, до конца года объем капитальных вложений достигнет 37 млрд рублей.
— Как развивается астраханский транспортный узел? Какие проекты реализуются в настоящее время в этой сфере?
— Регион в силу географического положения занимает ключевую позицию в транспортных маршрутах. Важную роль играют порты и железнодорожная инфраструктура. В российские порты Каспийского моря по железной дороге поступает около 50% грузов. Астраханский портовый комплекс позволяет обрабатывать свыше 16 млн тонн грузов в год, с вводом портовой зоны этот потенциал возрастет.
На создание инфраструктуры портовой зоны из федерального бюджета выделено 2,5 млрд рублей, они будут освоены до конца 2023 года. Сейчас реализуется первый этап проекта — обустройство контейнерного морского терминала.
Кроме того, в регионе ведется реформа общественного транспорта, направленная на оптимизацию маршрутной сети и улучшение транспортного обслуживания жителей Астраханской области.
— Каковы перспективы развития астраханского авиаузла?
— Международный аэропорт им. Кустодиева — один из ключевых объектов транспортной инфраструктуры Астраханской области. Благодаря субсидированию региональных авиаперевозок за последние годы есть возможность летать из Астрахани в Сочи, Минеральные Воды, Казань, Нижний Новгород, Самару, Пермь и Челябинск, минуя Москву.
За период с января по сентябрь пассажиропоток аэропорта составил 627 тыс. 509 человек. География полетов насчитывала 21 направление, рейсы по ним выполнялись 13-ю авиакомпаниями. Самыми популярными направлениями, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, стали Баку, Минеральные Воды, Ош, Сочи и Актау.
С учетом развития каспийской части МТК «Север-Юг» ожидается также рост пассажиропотока, в том числе через аэропорт Астрахани.
Источник — ast-news.ru
Добавить комментарий