В последние годы евразийский регион переживает значительные изменения в сфере торговли и логистики. На фоне геополитических сдвигов, стремления к экономической диверсификации и поиска новых возможностей для роста, формируются новые транспортные коридоры, укрепляются партнерские отношения, что приводит к перераспределению грузопотоков и открывает новые перспективы для развития. Эти изменения не только меняют карту евразийской торговли, но и оказывают влияние на региональную интеграцию и глобальные экономические связи.
Одним из ярких примеров этих трансформаций является стремительный рост Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Этот коридор, обеспечивающий связь между Китаем и странами Европейского Союза в обход России, демонстрирует впечатляющие показатели. За 11 месяцев 2024 года общий объем грузов, перевезенных по ТМТМ, увеличился на 63%, а контейнерные перевозки выросли в 2,6 раза. Этот рост обусловлен не только увеличением объемов торговли между Азией и Европой, но и стремлением стран региона к созданию более надежных и диверсифицированных логистических цепочек.
Активное развитие маршрута началось в 2022 году на фоне санкционных ограничений, введенных в отношении России. ТМТМ не только обеспечивает альтернативный путь для торговли, но и позволяет минимизировать риски, связанные с санкционным режимом, предоставляя возможность обходить ограничения и обеспечивать бесперебойную доставку товаров. Объем перевозок по маршруту стабильно растет: с 1,5 млн тонн в 2022 году до 4,1 млн тонн за 11 месяцев 2024 года. При этом, по данным Министерства транспорта Казахстана, контейнерные перевозки достигли 50,5 тыс. ДФЭ.
Несмотря на впечатляющий рост, ТМТМ сталкивается с рядом логистических проблем, обусловленных необходимостью использования нескольких видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской) на протяжении всего маршрута. Это создает сложности при перевалке грузов и увеличивает время доставки. Например, на участке от границы с Китаем до казахстанских портов грузы доставляются автомобильным или железнодорожным транспортом, затем перегружаются на паромы или специализированные суда для транспортировки через Каспийское море, а в Азербайджане снова перегружаются на железную дорогу. Для решения этих проблем страны-участницы активно работают над улучшением инфраструктуры. В частности, ведется строительство вторых путей на участке «Достык-Мойынты» и новой железнодорожной линии между Казахстаном и Китаем «Аягоз-Тачэн». Также проводятся дноуглубительные работы в казахстанских портах Актау и Курык, что позволит принимать более крупные суда. Координационная платформа Транскаспийского маршрута, запущенная осенью 2024 года, призвана обеспечить более эффективное взаимодействие между всеми участниками, включая таможенные органы, транспортные компании и портовые администрации. Она позволяет отслеживать грузы в режиме реального времени и оперативно решать возникающие проблемы. По ТМТМ перевозятся самые разнообразные товары, от электроники и текстиля до сельскохозяйственной продукции, что демонстрирует его важность для торговых отношений между Азией и Европой.
Другим важным направлением развития евразийской логистики является международный транспортный коридор «Север-Юг» (МТК «Север-Юг»). Этот коридор, активно продвигаемый Россией, призван связать страны Северной Европы с Индией и странами Персидского залива, открывая новые возможности для торговли и инвестиций.
Соглашение об экономическом партнерстве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) может стать важным катализатором для развития МТК «Север-Юг». ОАЭ, являясь глобальным торговым хабом, заинтересованы в участии в проекте, так как это открывает для них новые возможности для торговли и инвестиций. ОАЭ рассматриваются как ключевой инвестиционный партнер для продвижения товаров на рынки третьих стран, особенно в Южной Азии и Африке. В настоящее время товарооборот между Россией и ОАЭ достиг 11 млрд долларов, показав трехкратный рост за последние два года. При этом ОАЭ являются не только крупным импортером российских товаров, но и важным реэкспортером, что позволяет российским компаниям выходить на новые рынки. В ОАЭ функционируют более 30 свободных экономических зон, которые предоставляют благоприятные условия для ведения бизнеса. В регионе Персидского залива в целом есть предпосылки для расширения проектов российских компаний в сфере машиностроения, АПК и фармацевтики. Помимо ОАЭ, в развитии коридора «Север-Юг» заинтересованы и другие страны, такие как Иран, Индия и Азербайджан, что делает этот проект по-настоящему международным. По словам заместителя главы Минпромторга России Алексея Груздева, участие ОАЭ в проекте МТК «Север-Юг» крайне важно для того, чтобы страна выступала не только партнером в двусторонней торговле, но и важным инвестиционным хабом для продвижения российской или совместно произведённой продукции на рынки третьих стран.
Развитие Транскаспийского маршрута и коридора «Север-Юг» свидетельствует о стремлении стран евразийского региона к диверсификации торговых путей и поиску новых возможностей для экономического роста. Эти инициативы не только способствуют увеличению объемов торговли, но и создают новые рабочие места, стимулируют развитие инфраструктуры и укрепляют региональную интеграцию. В условиях меняющейся геополитической обстановки, развитие альтернативных торговых маршрутов становится все более важным для обеспечения стабильности и устойчивого экономического развития. Страны региона активно работают над созданием более эффективных и надежных логистических цепочек, что открывает новые перспективы для сотрудничества и процветания. Как отмечает эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев, российское присутствие в ОАЭ обеспечивает наличие южной опорной платформы экономического региона МТК «Север-Юг», что особенно важно для расширения взаимодействия с Южной Азией и Африкой.
Евразийские торговые пути находятся в стадии активного развития и диверсификации. Рост Транскаспийского маршрута и перспективы коридора «Север-Юг» демонстрируют стремление стран региона к созданию новых, более устойчивых и эффективных логистических связей. Эти процессы не только меняют карту евразийской торговли, но и открывают новые возможности для экономического роста и сотрудничества, способствуя более тесной интеграции и процветанию региона.
Алексей Синельщиков
Источники:
1. Дмитрий Патрушев: Транспортный коридор «Север – Юг» позволит России и Казахстану открыть перспективные рынки сбыта. [http://government.ru/news/53545/](http://government.ru/news/53545/)
2. Контейнерные перевозки по Транскаспийскому маршруту выросли в 2,6 раза. [https://trans.ru/news/konteinernie-perevozki-po-transkaspiiskomu-marshrutu-kotorii-idet-v-obhod-rossii-virosli-v-26-raza](https://trans.ru/news/konteinernie-perevozki-po-transkaspiiskomu-marshrutu-kotorii-idet-v-obhod-rossii-virosli-v-26-raza)
3. Соглашение ЕАЭС и Объединённых Арабских Эмиратов ускорит развитие транспортного коридора Север – Юг. [https://gudok.ru/content/logistika/1690345/](https://gudok.ru/content/logistika/1690345/)
Добавить комментарий