Редакция портала «Каспийский вестник» предлагает вниманию читателей нашего сайта интервью с известным экономистом Маиром Пашаевым, в котором он прокомментировал отдельные аспекты развития экономики и геостратегическое значение одного из прикаспийских субъектов РФ – Республики Дагестан.
Каковы позиции Дагестана в Каспийском регионе, региональной экономике? Усилится ли фактор Дагестана на Каспии?
К сожалению, кроме как транспортной составляющей, логистики, значимых позиций Дагестан пока не имеет. Слабая экономика и низкая конкурентоспособность не позволяют республике извлечь существенные прибыли от своего выгодного геостратегического расположения. Внешнеторговый оборот небольшой, но потенциал есть, несомненно.
Дагестан является транспортно-логистическим узлом для Каспийского бассейна, Кавказа, одной из точек выхода России в Азию, и фактор Дагестана будет только усиливаться. Реализация крупных инфраструктурных проектов, в свою очередь, повлечет за собой серьезные коммерческие инвестиции в других сферах. Одним из перспективных направлений является экспортно-ориентированное производство.
Как вы оцениваете реализацию планов в рамках проекта международного транспортного коридора «Север – Юг» на территории Дагестана?
Проект долгосрочный, реализуется с начала 2000-х годов. Дагестан участвует в проекте при создании двух маршрутов МТК «Север-Юг»: 1. Транскаспийский маршрут – с использованием российских морских портов Астрахань, Оля, Махачкала и портов Ирана – Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад. 2. Западная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан), с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) – Астара (Иран).
Махачкалинский морской торговый порт активно задействован в МТК, в последние годы модернизируется и показывает стабильный рост объемов перевалки. Заканчивается строительство нового грузового терминала аэропорта. Недавно сделаны заявления о создании морского порта и аэропорта в Дербенте. На стадии проектирования два объездных участка федеральной трассы – в обход Хасавюрта и Дербента, что позволяет увеличить грузовые транспортные потоки.
По инициативе Сулеймана Керимова планируется строительство крупного логистического комплекса на дагестанском участке границы с Азербайджаном. Перенаправление грузопотоков из Ирана, Индии через Каспийский хаб позволит снизить транспортные расходы на 10-15%, а продолжительность перевозки грузов сократить в 1,5 раза.
Каково Ваше мнение относительно недавно принятой Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне от 2017 года. Следует ли ожидать от неё существенного эффекта?
Утвержденная Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне проходит до 2020 года свой подготовительный этап. Дагестан, имея большой потенциал в сфере морских перевозок, получит новые возможности развития морского порта, вместе с этим и автомобильного, железнодорожного сообщения, строительства логистических мощностей. В настоящее время группа экспертов инициировала форсайт проект перспектив Махачкалинско-Каспийской агломерации. Стратегия развития российских морских портов имеет непосредственное отношение к инфраструктурному, транспортно-логистическому, производственному и экспортному потенциалу Махачкалинской агломерации. Целесообразно включить тему Стратегии в экспертные панели проекта и получить новый взгляд на место и роль Каспийского хаба в регионе, также влияние его создания на образование агломерации. Возможно, в случае успешной единовременной реализации проектов хаба и агломерации следует ожидать существенный синергетический эффект.
Беседовал: Владислав Кондратьев
Добавить комментарий