Форум «Средняя Волга – Каспий. Транспортно-логистический потенциал» в Ульяновске
Каспийский транзит

Форум «Средняя Волга – Каспий. Транспортно-логистический потенциал» в Ульяновске

1 ноября в ульяновском отеле Radisson прошёл международный форум «Средняя Волга – Каспий. Транспортно-логистический потенциал» с участием первого зампреда правительства области Марины Алексеевой.

Сообщается, что форум был организован правительством Ульяновской области и ассоциацией «Афанасий Никитин» при содействии регионального центра «Мой бизнес» в рамках нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт». Партнёрами форума выступили Торгово-промышленная палата России, «Опора России» и «Деловая Россия».

На форуме обсудили развитие крупного логистического проекта «Средняя Волга-Каспий-Персидский залив», который является неотъемлемой составной частью международного транспортного коридора «Север-Юг». Проект позволит обеспечить прямую доставку сборных грузов от портовых терминалов Средней Волги, а также регионов Приволжья и Европейской России к логистической инфраструктуре Каспийского моря и далее до портов Персидского залива и Индии. Это, например, зерно, продукты питания, промышленная продукция. Были подняты вопросы, связанные с инфраструктурой водных путей России, мультитранспортной логистикой, в том числе вопросы трансиранских перевозок и формирования устойчивых грузонасыщенных трансграничных маршрутов.

Основная цель форума — поиск партнёров среди грузоотправителей и грузополучателей для формирования линейных маршрутов, совместного фрахта судов и организации сборных партий грузов «обратной загрузки». В России идут поставки продукции химпрома, нефтехима, специализированных смол, полиэтилентерефталата для производства различной упаковки и, конечно же, традиционных продуктов питания.

На площадке собрались потенциальные и действующие партнёры логистического проекта, судовладельцы, представители Минпромторга РФ, РЭЦ, РЖД, торговых представительств России в Иране, Узбекистане, Азербайджане, более 40 компаний грузоотправителей и грузополучателей, а также делегации из Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Кировской, Пензенской областей, Ирана, Туркменистана, Азербайджана.

Руководитель регионального центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов заявил на форуме, что из одной из самых дальних точек маршрута МТК — индийского порта Мумбаи, после введения санкций Запада идут поставки на Среднюю Волгу и затем в другие части России красок, которые ранее закупались, например, в Европе.

«По сути, мы выстраиваем «внесанкционный» огромный коридор торговли, избавленный от военных действий, проблем и рисков в проливах, таких, как Босфор или Суэцкий канал, и вмешательства недружественных стран. Используем речной и морской транспорт, автомобильные перевозки, железную дорогу. Очень рассчитываем на потенциал авиаперевозок. Наша авиакомпания «Волга-Днепр» наладила полёты в ОАЭ и Иран. Рассчитываем также на российскую авиакомпанию «Космос», они готовы работать с нами и странами Ближнего Востока», – рассказал Гайнетдинов.

Начальник отдела межрегиональных связей Минпромторга Татарстана Дмитрий Будкин на форуме отметил, что отсутствие линейного сервиса на водном маршруте в Иран и высокие рыночные цены на перевозки диктуют необходимость создания единого оператора, который бы гарантировал своевременную доставку грузов из разных волжских и прикаспийских регионов.

«За последние два года стоимость перевозки из Казани до порта Энзели необоснованно выросла более, чем в два раза», — сказал он.  Объединение усилий необходимо, потому что для одного региона организация подобного сервиса обременительна. По оценке чиновника «новый сухогруз класса «река-море» обойдется примерно в 2-2,5 млрд рублей, а б/у судов за 1,5 млрд рублей на рынке уже нет». Кроме того, по его словам, существует острая потребность в формировании партий из «сборных разнотипных грузов, а не только зерна».

В ходе дискуссии директор по логистике компании «Солар Транс» Дмитрий Петрушин сказал, что с весны 2023 года для компаний, являющихся резидентами портовой экономической зоны, бизнес практически остановился. Это случилось после того, как Федеральная таможенная службы отменила декларацию о помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и забрала у резидентов льготу нулевого НДС за покупку товаров в РФ. Слабым звеном в вопросах торговли с Ираном, по его мнению, является морская логистика.

«Отсутствие линейного сервиса останавливает достаточно большие объемы грузов. Кроме зерна, леса и масла в больших объемах по Каспию провезти ничего нельзя. Мы, со своей химической продукцией, можем ждать месяц, пока нас возьмут что в Иран, что из Ирана», — отметил спикер.

Вместе с тем, регионы России вдоль МТК «Север ‒ Юг» продолжают реализацию инфраструктурных проектов в сфере международной логистики. К весне в Татарстане, по данным республиканского Минпромторга, откроют Свияжский мультимодальный логистический центр с железнодорожной и причальной инфраструктурой, специализированными складами, в том числе с холодильным оборудованием, площадками под зерно и контейнеры.

Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Марина Алексеева в своём выступлении на форуме заявила, что регион продолжает выстраивать новые торговые маршруты для поддержки экспорта продукции собственных производителей.

«Один из важнейших внешнеторговых проектов на сегодня — торгово-логистический канал «Средняя Волга – Каспийское море – Персидский залив», который реализуется в рамках коридора «Север-Юг». Рассчитываем, что маршрут позволит значительно увеличить объём товарооборота с Ираном, странами Центральной Азии, Ближнего Востока и Индией. Для его реализации ведём переговоры с отечественными и зарубежными коллегами. Работаем в глубокой интеграции с соседями: Татарстаном, Чувашией и Пензенской областью. В ближайшее время намерены заключить соглашения с Республикой Марий Эл и Кировской областью», — сообщила М. Алексеева.

Среди других выработанных участниками форума предложений:

  • объединение органов, определяющего политику в работе основных объектов транспортной инфраструктуры ВВП включая регулирование глубин, дноуглубление, шлюзовых режимов
  • введение мер государственной финансовой поддержки для «раскатки» логистических маршрутов через единых операторов
  • введение мер господдержки модернизации портовой инфраструктуры.
  • создание национального заказчика строительства  речного флота
  • изменение нормативного регулирования использования типоразмеров судов, в частности внесение в регистры типоразмеров дружественных стран
  • формирование банка данных потенциала грузовой базы предприятий импортёров и экспортеров стран Волго-Каспийского и региона Персидского залива.

По итогам форума был «Средняя Волга – Каспий. Транспортно-логистический потенциал» генеральным директором компании «Евразийская Агрологистика» Алевтиной Кирилловой и министром экономического развития и промышленности Ульяновской области Николаем Зонтовым был подписан Меморандум о сотрудничестве. В рамках проектов «Агроэкспресс» и «Агрохаб» стороны будут в том числе формировать грузы и отправлять их по логистическому маршруту железнодорожным транспортом.

Алевтина Кириллова отметила, что Ульяновская область со своими товарными объёмами, в особенности зерновой и зернобобовой продукции, востребованной в восточных странах, в этом проекте является крайне перспективным регионом. В рамках «Евразийского Агроэкспресса» создаётся быстрая бесшовная, не обременённая дополнительными таможенными процедурами, реализация экспортной продукции до конечных точек сбыта, а также организовывается встречный импорт в Ульяновскую область и соседние регионы. В настоящее время совместно прорабатывается грузовая база проекта, номенклатура и товарные группы, которые могут быть дополнительно востребованы зарубежными партнёрами, чтобы только увеличивать и расширять поставки, мощнее активизируя внешнеторговую деятельность с Востоком.

Также на форуме подписано соглашение о сотрудничестве между Евразийской Ассоциацией Бизнеса и региональным центром «Мой бизнес», которое поспособствует интеграции бизнеса российских регионов и стран центральной Азии Каспийского региона и Ближнего Востока, а также поможет в выстраивании кооперационных цепочек и создании комфортных условий для международной торговли с дружественными странами. Подписи под документом поставили президент ассоциации Максим Чистяков и глава центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов.

Подготовил Влад Кондратьев

29 ноября, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели