Морские порты Астрахань, Оля и Махачкала географически находятся на пересечении многих торговых путей, через которые в том числе проходит и международный транспортный коридор «Север – Юг». На развитие этого перспективного коридора в настоящее время направлены усилия правительства и транспортных ведомств страны. В этой связи роль портовых комплексов, систем навигации, безопасности и контроля в решении задач по увеличению экспортно-импортного грузопотока и обеспечению безопасности морских перевозок многократно возрастает.
О том, как решаются текущие и перспективные задачи по обеспечению безопасности мореплавания в целях оптимальной работы подведомственных морских портов, журналу «Морские порты» рассказал исполняющий обязанности руководителя ФГБУ «АМП Каспийского моря» Николай Ковалев.
«МП»: Николай Александрович, как повлияли на деятельность портов АМП Каспийского моря в этом году антироссийские санкции? Каковы итоги деятельности портов за 9 месяцев текущего года по сравнению с предыдущими годами?
– Антироссийские санкции, безусловно, повлияли на динамику перевозок в морских портах Каспия. По итогам 9 месяцев 2022 года объем перевалки грузов в портах Астрахань, Оля и Махачкала сократился на 25% по отношению к аналогичному периоду прошлого года и составил 4,1 млн тонн. Прогноз грузооборота на 2022 год – 5,8 млн тонн, тогда как за 2021-й было перевалено 7 млн тонн грузов, а за 2020-й – 8,1 млн тонн.
В порты Каспия за 9 месяцев зашло 2660 судов. Прогноз судозаходов на 2022 год – 4250. Для сравнения: в 2021-м был зарегистрирован 5091 судозаход, в 2020-м – 6478.
Проблемы, с которыми столкнулись каспийские порты, характерны практически для всех морских бассейнов страны. Это и нарушение логистики перевозок, финансовые ограничения, нехватка флота, запрет на перевозки в морские порты европейских государств, экспортные ограничения на вывоз отдельных категорий грузов, в частности зерновых, введенные Правительством РФ в качестве ответных мер, и ряд других факторов.
Но уже в ближайшее время ожидается выстраивание новых логистических транспортных цепочек и, как следствие, рост объемов грузоперевозок. Дальнейшее развитие МТК «Север – Юг» и реализация в его рамках инфраструктурных проектов, надеюсь, станут мощным генератором роста экономики Каспийского региона и всей страны.
«МП»: На VI Каспийском саммите, состоявшемся в конце июня этого года, Президент РФ Владимир Путин поставил задачу по увеличению экспортно-импортного грузопотока через каспийские порты и развитию их инфраструктуры. Что сегодня делается и что планируется сделать для решения этих задач?
– В целях использования потенциала портов Астрахань и Оля на Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК) проводятся дноуглубительные работы, что позволит существенно увеличить его пропускную способность.
Одновременно федеральными и региональными органами власти прорабатываются варианты привлечения в Каспийский регион грузов, в том числе с новых направлений. В частности, вновь стал актуален вопрос налаживания автопаромного сообщения между портами Оля и Махачкала и портами Туркменистана, а также развития перевозок грузов из Киргизии и Узбекистана в Россию.
Для привлечения бизнеса в сферу экспортно-импортных перевозок по Каспию на различных площадках проводятся профильные форумы.
Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 г. №1792 на территории Астраханской области создана портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) и объединена в Каспийский кластер с ОЭЗ промышленно-производственного типа «Лотос», который станет грузовой базой МТК «Север – Юг».
Якорным проектом ПОЭЗ является строительство терминала для обработки контейнерных грузов, идущих по МТК. Соглашение о реализации проекта было подписано между правительством Астраханской области и ООО «ПЛК «Каспий» в октябре 2019 года.
На первом этапе грузоперевозки будут осуществляться через два причала порта Оля, которые уже построены и сейчас дооборудуются. В конце 2023-го они будут запущены под перевалку контейнерных грузов, зерна и растительного масла с прогнозным грузооборотом 3,2 млн тонн.
Далее в районе ильменя Забурунный (в 8 км южнее порта Оля) планируется создать новую грузовую территорию площадью 250 га: 1-я очередь предполагает строительство 6 причалов к 2027 году под грузооборот до 6 млн тонн, 2-я очередь – развитие мощностей до 12 млн тонн, 3-я – до 50 млн тонн.
«МП»: Вывод крупногабаритных объектов на шельф Каспийского моря по ВКМСК можно сравнить с выполнением фигур высшего пилотажа в авиации. Какие последние проводки были в ваших акваториях и планируются ли в ближайшем будущем? Как обеспечивается слаженность во взаимодействии участников вывода, позволяющая успешно транспортировать гигантские по размерам объекты?
– За период с начала 2022 года через ВКМСК была осуществлена проводка буксирно-баржевых составов с крупногабаритными объектами ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть» на Каспийское месторождение имени В.И. Грайфера, расположенное в 160 км от порта Астрахань: в апреле – верхнего строения платформы жилого модуля, в июле – верхнего строения ледостойкой стационарной платформы.
Все мероприятия по выводу объектов были реализованы под непосредственным контролем со стороны АМП Каспийского моря. Других проводок в этом году не планируется.
В целях обеспечения безопасности мореплавания и слаженности действий организаций, участвующих в проводке, ФГБУ «АМП Каспийского моря» перед каждой буксирной операцией проводились координационные совещания по организации безопасного прохода буксирного каравана в акваториях морских портов Астрахань и Оля на ВКМСК.
На совещаниях обсуждались вопросы готовности буксирного ордера и задействованных сил к транспортировке, а также инфраструктуры морских портов, расстановки средств навигационного обеспечения, глубин на лимитирующих участках ВКМСК, организации лоцманского обеспечения, СУДС, обеспечения безопасности движения судов, изменения режима судоходства на период вывода буксирного каравана.
«МП»: Расскажите о работе ИГПК. Как изменился их функционал в связи с нынешней геополитической ситуацией? Каковы показатели их работы за 9 месяцев?
– Функционал ИГПК не претерпел существенных изменений в связи с нынешней геополитической обстановкой, так как базируется на основополагающих принципах, изложенных в Кодексе торгового мореплавания, других нормативно-правовых актах РФ, а также на документах, регулирующих на международном уровне требования в области охраны человеческой жизни на море и защиты окружающей среды, разработанных под эгидой Международной морской организации (IMO).
За 9 месяцев текущего года инспекцией госпортконтроля проведено 549 осмотров судов, из них под иностранными флагами – 90, под флагом РФ – 459. Выявлено 1642 недостатка, в том числе на судах под иностранными флагами – 837, под флагом РФ – 805.
В связи с выявлением недостатков, создающих угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и ущерба морской среде, в выдаче разрешения на выход судна из порта отказано одному судну под флагом РФ.
«МП»: Несколько слов о подготовке к зимней навигации. В каком состоянии сегодня буксирный и ледокольный флот? Какова его готовность, в том числе по составу экипажей?
– Два российских каспийских порта из трех – Астрахань и Оля – являются замерзающими. В условиях льдообразования в их акваториях осуществляется ледокольная проводка судов. Подготовка к периоду ледокольной проводки в соответствии с Планом мероприятий по работе ФГБУ «АМП Каспийского моря» в осенне-зимний период 2022-2023 годов уже идет. В настоящее время формируется состав Бассейновой комиссии по организации ледокольной проводки судов и оперативной группы Комиссии – Штаба ледокольных операций (ШЛО) в морских портах Астрахань и Оля.
Для обеспечения безаварийной и бесперебойной работы портового комплекса в зимний период в первой половине ноября планируется проведение расширенного совещания по вопросам организации ледокольных проводок с участием представителей исполнительной власти, государственных контролирующих органов, судоходных компаний.
С целью получения гидрометеорологической информации о ледовой обстановке по северной части Каспийского моря начата процедура заключения договора на предоставление соответствующих информационных услуг.
Ледокольные проводки судов в акваториях морских портов Астрахань и Оля и на подходах к ним планируется осуществлять линейными ледоколами Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт»: «Капитан Чечкин», «Капитан Букаев», «Капитан Мецайк». Проверку готовности ледоколов к работе в зимнюю навигацию планируется провести инспекторским составом Службы капитана морского порта Астрахань до 10 ноября текущего года. До конца ноября думаем проверить готовность лоцманских судов «Росморпорта» к работе в зимний период.
«МП»: В числе служб АМП, обеспечивающих безопасность мореплавания, находится Морской спасательно-координационный центр (МСКЦ). Расскажите о деятельности этого структурного подразделения АМП Каспийского моря. Изменились ли его функции и задачи в связи с текущей обстановкой?
– Астраханский спасательно-координационный центр (СКЦ) был создан 22 ноября 1994 года при Северо-Каспийском морском пароходстве в соответствии с приказом Минтранса России. В дальнейшем центр был преобразован в МСКЦ. В 1996 году в связи с возложением на морские администрации портов (МАП) функций по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, созданные в морских бассейнах МСКЦ и МСПЦ были введены в структуры соответствующих МАПов.
За МСКЦ закреплена зона ответственности РФ на Каспийском море, поскольку центр является единственным на Каспии, выполняет организацию и общую координацию действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти и иностранных государств при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море, в соответствии с Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 года, международными договорами РФ и Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России.
В рамках взаимодействия аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море в августе 2022 года под руководством МСКЦ были проведены международные учения «Каспий-2022», в которых приняли участие не только спасатели России, но и республик Азербайджан, Туркмения и Казахстан.
С момента образования МСКЦ провел 298 поисково-спасательных операций, в результате которых было спасено 648 человек, эвакуировано 240 больных членов экипажей судов. В связи с текущей обстановкой функции МСКЦ не поменялись и остаются первостепенными при оказании помощи людям, терпящим бедствие на море.
«МП»: В наше время, когда, по сути, решается судьба России, становятся актуальными задачи не просто управления персоналом, но и патриотической работы с кадрами. Как в АМП строят работу в этом деле?
– Патриотическая работа является актуальной темой для АМП Каспийского моря, поскольку в условиях кардинальных изменений политико-экономического положения страны от человеческого фактора во многом зависят и результаты труда, и безопасность международных перевозок, и социальное благополучие в коллективе, в регионе и стране, и многое другое. Просветительская деятельность в этом направлении в нашем учреждении проводится на систематической основе.
Большое внимание в работе с персоналом уделяем формированию гражданской позиции и патриотических чувств, применяя различные формы и методы, начиная от размещения баннеров, плакатов, других демонстрационных материалов на территории филиалов до проведения культурно-массовых мероприятий.
Так, в этом году коллектив АМП принял участие в митинге-шествии по случаю Первомая – праздника Мира и Труда, причем участие работников и членов их семей происходило исключительно на добровольной основе. Коллектив принял активное участие в митинге-концерте, прошедшем в поддержку референдума в Донецкой, Луганской республиках и Херсонской и Запорожской областях.
В рамках проекта Общероссийского народного фронта «Всё для Победы!» работники обратились с письменными заявлениями к руководству АМП с просьбой об удержании из их заработной платы средств для перечисления добровольных пожертвований на оказание помощи жителям ЛНР и ДНР, пострадавшим от военных действий киевского режима.
Также в коллективе проводится работа по поддержанию традиций народной культуры, приобщению к русской классической литературе и искусству, расширению кругозора в сфере современного творчества. С этой целью учреждением были приобретены буклеты-карты для посещения работниками и членами их семей Астраханского драмати-ческого театра, Театра юного зрителя, Астраханского государственного театра оперы и балета.
Наш коллектив готов решать любые вопросы, возникающие в процессе деятельности и направленные на обеспечение безопасности мореплавания, стабилизации ситуации в стране и в окружающем мире, развития морской отрасли и всей России.
Опубликовано в журнале Морские порты №8 (2022)
Добавить комментарий