Республика Казахстан вводит специальные тарифные скидки в размере 50% на транзитные перевозки — для увеличения грузопотока по МТК «Север – Юг». Об этом заявил министр транспорта Марат Карабаев на заседании правительства.
Грузопоток по МТК «Север – Юг» год за годом набирает обороты, а с переориентацией российской логистики на Восток его значение многократно возрастает. Объем перевозок по МТК «Север – Юг», представленный тремя ветками, в 2023 году составил 18 млн тонн, в том числе на Транскаспийскую приходилось порядка 32% от указанного объема, на Восточную – 28% и Западную – 40%.
Казахстан намерен увеличить в два раза пропускную способность международного транспортного коридора. Сейчас она составляет 10 млн тонн в год. Однако фактический объем перевезенных грузов с начала 2024 года составляет 1,8 млн тонн.
По словам министра транспорта, ведется работа по созданию единого логистического оператора на восточном маршруте «Север – Юг» по аналогии с Объединенной транспортно-логистической компанией.
«Казахстан и Россия уже провели подготовительные процедуры для создания совместного предприятия. Ожидается позиция Туркменистана по участию в данном проекте», — сообщил глава Минтранса.
По словам главы Минтранса, планируется увеличить пропускную способность МТК «Север – Юг» до 20 млн тонн». По мнению специалистов, создание Единого логистического оператора между компаниями Казахстана, России и Туркмении могло бы стать одним из ключевых механизмов повышения конкурентоспособности маршрута не только за счет объединения компетенций, но и возможностей доступа к точкам зарождения и поглощения грузов.
Работу в этом направлении начали еще в апреле 2023 года три логистические компании в лице АО «KTZ Express», АО «РЖД Логистика» и ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана», которые подписали Меморандум о намерениях создать такого оператора на восточной ветке МТК «Север – Юг». Однако до сегодняшнего дня о каких-либо значимых достижениях в реализации этой инициативы не сообщается.
И здесь следует отметить, что Россия, являющаяся центром зарождения грузов с потенциальным объемом 25 млн тонн на южное направление, и Казахстан, находящийся в центре Евразии с разветвленной транспортной инфраструктурой, в меньшей степени «страдают» от такого бездействия, нежели Туркмения.
Необходимость диверсификации маршрутов для доступа к рынкам Ирана, странам Ближнего Востока, Индийского субконтинента и Южной Африки становится все более очевидной, и замедление развития восточной ветки МТК «Север – Юг» только усиливает эту тенденцию.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий