В Казахстане официально введена в эксплуатацию первая очередь первого пускового комплекса контейнерного хаба в порту Актау на территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау».
Китайской компанией «Порт Ляньюньган» и Актауским морским торговым портом досрочно запущена первая очередь первого пускового комплекса контейнерного хаба, который станет центром для обеспечения контейнерного сервиса и парка для стран Каспийского региона и Центральной Азии.
Контейнерный хаб, расположенный на восточном побережье Каспийского моря, станет ключевым узлом, соединяющим порт Баку в Азербайджане и усиливающим пропускную способность Транскаспийского международного транспортного коридора (ТМТК).
Ожидается, что новый контейнерный хаб в Актау существенно оптимизирует логистические процессы. Благодаря географическому положению, контейнерный хаб в Актау призван стать ключевым центром приема грузов, обеспечить их распределение по различным транспортным направлениям, включая коридоры Север – Юг и Транскаспийский международный транспортный маршрут.
Ключевую роль в этом будет играть казахстанско-китайский терминал в Сиане, открытый в начале 2024 года. Уже сейчас через него проходит 30% всех контейнерных поездов, следующих из Китая в Европу.
Кроме этого, реализация данного инфраструктурного логистического проекта усилит позиции Казахстана в международной логистической системе и откроет новые перспективы для развития транспортно-логистической сферы.
В качестве инвестора привлечена одна из крупнейших портовых компаний Китая – ООО «Группа компаний Порт Ляньюньган».
Напомним, что 20 сентября 2024 года АО «KTZ Express», администрации порта Ляньюньган и Актауского морского торгового порта подписали учредительные документы совместного предприятия для реализации проекта строительства контейнерного хаба в порту Актау.
Старт работы нового логистического объекта ознаменован прибытием из Китая 100-тысячного контейнера по ТМТМ.
«Развитие транзитно-транспортного потенциала является одной из стратегических целей Казахстана. В этом направлении АО «Самрук-Қазына» совместно с КТЖ активно работает не только внутри страны, но и за рубежом», — подчеркнул председатель правления АО «Самрук-Қазына» Нурлан Жакупов, комментируя значимость нового объекта.
Он напомнил, что за десятилетие сотрудничества компании «Казахстан темір жолы» с портом Ляньюньган реализовано уже три крупных инфраструктурных проекта: казахстанско-китайский терминал в Ляньюньгане, Сухой порт Khorgos Gateway и теперь — современный контейнерный хаб в Актау, который станет ключевым звеном в системе международных грузоперевозок.
Данный проект представляет собой первый логистический хаб Китая на побережье Каспийского моря. Он расположен в непосредственной близости от порта Актау, занимает общую площадь около 19 гектаров и способен обрабатывать 240 тыс стандартных контейнеров в год.
Проект состоит из двух фаз. Первая фаза охватывает территорию площадью 9,1 гектара и включает три железнодорожные погрузочно-разгрузочные линии, около 690 плоских контейнерных площадок, оснащенных современным погрузочно-разгрузочным оборудованием, что позволяет эффективно выполнять полный процесс перевалки контейнеров, включая инспекцию и обработку опасных грузов. Официальное введение в эксплуатацию первой фазы пилотной зоны создаст возможности для перевалки и хранения контейнеров и станет основой для полного завершения первой фазы в 2025 году. Завершение проекта в целом значительно повысит пропускную способность хаба, создаст новые рабочие места на местном уровне, будет способствовать развитию смежных отраслей и поможет построить крупнейший современный логистический центр в регионе Каспийского моря.
Контейнерный хаб порта Актау, центральный элемент «трехузловой интеграции» нового транспортного коридора Азия – Европа, обеспечивает бесперебойную работу всей логистической цепочки, от «домашних ворот» до складских терминалов.
Пропускная способность нового хаба достигнет 66 тыс. контейнеров в год. Он обеспечит выход на транзитные и экспортные маршруты через Каспийское море на Кавказ, в Турцию, Европу, Китай и Среднюю Азию.
Строительство хаба вели железнодорожная компания «Казахстан темір жолы» (в лице дочерней компании АО KTZ Express), порт Ляньюньган (один из крупнейших портов Китая) и АО «НК «Актауский морской торговый порт». Генеральным подрядчиком проекта являлась одна из крупнейших госкорпораций Китая – консорциум China Communications Construction Company (CCCC).
Благодаря богатому опыту CCCC в сфере портового строительства и комплексному подходу к управлению проектом, объект был реализован в кратчайшие сроки с соблюдением международных стандартов качества.
Потребность в предоставлении сервиса на выделенной территории для хаба обуславливается ограниченностью площадей действующего порта, а также крайне низким уровнем контейнеризации казахстанского экспорта, и, следовательно, сохраняющейся на ближайшую перспективу потребностью в стаффинговых операциях с грузами.
На территории контейнерного хаба будут предоставляться все сервисы по обслуживанию, обработке контейнеров, проводиться ремонтные работы, услуги по затарке, перетарке контейнеров как из автомобильного, так и железнодорожного транспорта. Здесь также планируется строительство крытых складов, холодильных складов для рефрижераторных контейнеров.
Организация хаба позволит создать площадки для работ по перемещению грузов из традиционных вагонов в контейнеры. Данная мера будет способствовать планированию контейнерных перевозок и создаст выгодные условия для доставки грузов до порта как авто-, так и железнодорожным транспортом. По мнению портовиков, контейнеризация грузов позволяет выполнять их бесперегрузочную доставку, что значительно сокращает объемы промежуточных работ.
На территории хаба предполагается оказывать такие дополнительные сервисы, как: хранение, ремонт, сертификация и взвешивание (в том числе определение массы брутто) контейнеров.
Создание хаба позволит обновить контейнерный парк. В частности, будут приобретены портальные и мобильные краны (уже приобретен портальный кран грузоподъемностью 64 тонны), погрузчики, терминальные тягачи с прицепом, вилочный автопогрузчик, терминальные тягачи, полуприцепы, перегрузочное оборудование. Кроме этого, предусмотрена модернизация системы электроснабжения объекта.
На территории контейнерного хаба используются самые передовые технологии, которые не имеют мировых аналогов. Инновации помогут обрабатывать контейнерные грузы в разы быстрее.
«Запуск первого пускового комплекса контейнерного хаба в порту Актау – это важный этап в развитии транспортной системы Казахстана и Транскаспийского маршрута, соединяющего Китай с Европой через Центральную Азию и Каспийское море», – отметил генеральный директор АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов.
По его словам, появление современной перегрузочной инфраструктуры на побережье Каспийского моря сократит общее время доставки грузов между Китаем, странами Центральной Азии и Европой. Это сделает ТМТМ более надежным, конкурентоспособным и удобным для бизнеса.
Стоит отметить, что за годы совместной работы Китая и Казахстана в транспортно-логистической сфере введены в эксплуатацию такие крупные инфраструктурные проекты, как казахстанско-китайская логистическая база в порту Ляньюньган (провинция Цзянсу, Восточный Китай), сухопутный порт «Хоргос – Восточные ворота» на границе двух стран, международный транзитный автокоридор «Западная Европа – Западный Китай». Контейнерный хаб в Актау рассматривается как продолжение этой совместной работы, объединяющей более 7 тыс. км транспортной сети.
«Эти объекты стали основой для построения современной логистической инфраструктуры между двумя странами. А контейнерный хаб в Актау – это логичное продолжение совместной работы», – отметил Дамир Кожахметов.
Заместитель мэра города Ляньюньган Жэнь Дун отметил, что проект контейнерного хаба в порту Актау демонстрирует дальновидное планирование Китая и Казахстана в рамках совместного строительства «Пояса и пути». Он будет способствовать дальнейшему углублению взаимосвязанности, повышению пропускной способности ТМТК, а также будет содействовать торгово-экономическому развитию стран вдоль маршрута.
Эффект от реализации проекта строительства контейнерного хаба позволит оказывать полный спектр услуг по перевалке контейнеров и перетариванию грузов, с увеличением их объемов до 300 тыс. ДФЭ (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) в год.
В 2025 году уровень ДФЭ будет доведен до 92-х тысяч, к 2034 году – до 300 тысяч ДФЭ. Сегодня пропускная способность порта Актау по обработке контейнеров составляет 70 тысяч ДФЭ.
Стоит отметить, что в месяц по маршруту ТМТМ отправляется около 40 контейнерных поездов. Это стало возможным благодаря слаженной работе железных дорог, морских портов и торгового флота. В перспективе объемы контейнеропотока будет доведены до 3000 контейнерных поездов в год.
Транскаспийский международный транспортный маршрут имеет большой потенциал для прямой доставки грузов из Азии в Европу.
Сегодня в этом направлении экспортируются нефть, нефтепродукты, металлы, зерно, химикаты, сода и другие товары. В импорте преобладают потребительские товары, продукты питания, железная руда, черные металлы, химикаты, руды цветных металлов и нефтепродукты. В транзитном направлении преобладают товары народного потребления, продукты питания, зерно, строительные материалы, черные металлы, химикаты и сода.
Строительство хаба позволит увеличить транспортировку контейнеров в Транскаспийском направлении через Азербайджан, Грузию, Турцию и переориентировать часть транзитных грузов, следующих из Китая в Европу.
Объем контейнерных перевозок по ТМТМ за 1-й квартал 2025 года увеличился в 3,5 раза и составил 25 тыс. ДФЭ (за аналогичный период 2024 года 7,2 тыс. ДФЭ).
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий