Правительство Республики Казахстан разработало программу дноуглубительных работ в акваториях портов, состоящий из трех этапов. Общий объем выемки грунта составит 2,4 млн тонн.
По данным ученых, снижение уровня Каспийского моря составляет около 20 см в год. Невозможность максимальной загрузки судов сказывается на прибыльности морских перевозок.
«Морская администрация портов Республики Казахстан снизила проходные осадки у сухогрузных и нефтеналивных причалов. Сейчас сухогрузы не догружаются от 600 до 1300 тонн. Нефтеналивные недоливаются до 2- 2, 5 тыс. тонн. Снижение загрузки судов снизит рентабельность этих маршрутов. Поэтому дноуглубление на данном этапе порту просто необходимо», – рассказал главный диспетчер Актауского международного морского торгового порта Вадим Новиков.
По проекту дноуглубительных работ общий объем выемки грунта составит 2,4 млн тонн. Глубина возле причалов увеличится на полтора метра. Пока же в Актау приступают к первому этапу работ.
«Грунт достаточно тяжелый. Он четвертой, пятой и шестой категории. Это грунт на первой очереди, почти 1 млн 300 тысяч кубометров. Будет накапливаться и создавать новые территории. То есть будет происходить намыв новой территории, на которых в последующем будут построены новые терминалы. С таким проектом мы дальше продолжаем развивать порт», — подчеркнул председатель правления Актауского международного морского торгового порта Абай Турикпенбаев.
После завершения первого этапа работ проходные осадки по расчетам специалистов позволят загружать суда полностью. Возобновится ли в последующем проект дноуглубления, зависит от динамики изменения уровня Каспийского моря. Если обмеление продолжится, правительству предстоит реализовать второй этап вмешательства в экосистему водоема.
К ранее сообщалось, в декабре прошлого года досрочно были проведены работы по дноуглублению акватории в порту Курык.
В течение 4 месяцев генеральный подрядчик ТОО «Jan De Nul Kazakhstan» с помощью самого мощного на Каспийском море земснаряда «Vesalius» (мощность фрезы 1325кВт) произвел углубление акватории, несмотря на особо твердые пароды грунта, пролегающие в донной части порта.
К работам были привлечены четыре судна компании ТОО «Jan De Nul Kazakhstan», буксиры и техника казахстанских подрядчиков, казахстанские проектировочные и сюрвейерские компании.
Объем изымаемого грунта составил 999 719 м3. На текущий момент глубины в акватории и подходном канале порта составляют от 7 до 8 метров, что позволяет увеличить проходную осадку судов, обрабатываемых в порту и добиться их полной загрузки.
Дноуглубление решает не только проблему, связанную со снижением уровня Каспийского моря, но также создает условия для дальнейшего наращивания терминальных мощностей. В частности, за счет вынутого грунта будут созданы новые территории, по предварительным расчетам их площадь составит 171 гектар.
Указанные работы являются частью комплексных мер, принимаемых в рамках развития Транскаспийского международного транспортного маршрута, и позволят обеспечить обслуживание растущих потребностей по транспортировке грузов на данном маршрут.
Помимо этого, на каспийском побережье имеются и частные терминалы, такие как ЕрСай, Саржа, Баутино. В условиях снижения уровня моря эти объекты также нуждаются в проведении дноуглубительных работ. Учитывая, что они находятся в частной собственности, бюджетные средства на данные работы не предусмотрены. Принимая во внимание необходимость развития портовой инфраструктуры, привлечение ими инвестиций для этих целей, рассматривается возможность оказания мер государственной поддержки.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий