В ходе форума Global Gateway, прошедшего в Брюсселе, компании Hyrasia One и Semurg Invest, владелец и оператор многофункционального морского терминала «Саржа» (Саржа ММТ) в порту Курык Мангистауской области Казахстана, подписали меморандум о сотрудничестве по поставке «зеленого» водорода и аммиака через порт Курык.
В подписании документа приняли участие генеральный директор Hyrasia One Вольфганг Кропп и директор по развитию бизнеса компании Semurg Invest Мадина Анет, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Королевстве Бельгия, в Великом Герцогстве Люксембург Маргулан Баймухан и министр транспорта РК Марат Карабаев.
Заключив соглашение о сотрудничестве, обе стороны обязались тесно сотрудничать, чтобы реализовать проект «зеленого» водорода и аммиака Hyrasia One с терминала «Саржа» ММТ в порту Курык, а также создать новый логистический центр на маршруте Global Gateway в Каспийском море.
В рамках соглашения рассматривается также возможность хранения, транспортировки и экспорта части продукции, получаемой в результате реализации проекта по производству «зеленого» водорода по Каспийскому морскому пути на международные рынки.
Также Hyrasia One планирует построить ряд инфраструктурных объектов для поставки готовой продукции в порт.
«Соглашение позволяет нам и дальше развивать транспортные мощности и возможности перевозок по всему миру. Для Европы, в частности, Транскаспийский маршрут имеет первостепенное значение. Компания Deutsche Bahn в своих исследованиях доказала, что данный маршрут способен перевозить весь объем до 11 млн. тонн в год от предприятий Hyrasia One до ЕС. Другие маршруты транспортировки по железной дороге или в сочетании с железнодорожным и морским транспортом также возможны и находятся в стадии дальнейшего рассмотрения. Для выхода на другие потенциальные рынки – в Азию, на Ближний Восток и другие страны – формирование порта Курык в качестве глобального водородного терминала также имеет огромное значение», – отметил Вольфганг Кропп.
Для реализации соглашения портовая инфраструктура должна включать в себя соответствующие мощности для перевалки продукции объемом до 11 млн. тонн аммиака в год. В этой связи компания Semurg Invest планирует строительство универсального терминала в порту Курык.
«Мы уверены, что данное соглашение о сотрудничестве является важным шагом на пути укрепления потенциала роста порта Курык, и компания Semurg Invest рада представить новый проект по строительству терминала в портфеле ММТ «Саржа». Вместе с проектом Hyrasia One первый терминал Semurg Invest по экспорту «зеленого» водорода/аммиака в Каспийском море и по Транскаспийскому маршруту будет играть одну из ключевых ролей в этой цепочке добавленной стоимости, выводя Казахстан на карту «зеленых» проектов мирового масштаба», – отметила директор по развитию бизнеса компании Semurg Invest Мадина Анет.
Стоит отметить, что на сегодняшний день Hyrasia One совместно с Deutsche Bahn AG закончили анализ возможных маршрутов экспорта продукции в Европу.
Одним из перспективных эксперты называют Транскаспийский маршрут через порты Курык в Казахстане, Алят в Азербайджане, Кулеви в Грузии и Вильгельмсхафен в Германии. Его общая протяженность составит свыше 8700 км, а скорость доставки – до 25 дней.
Планируется, что с 2032 года из Мангистауской области на юго-западе Казахстана на международные рынки будет отправлено до 2 млн тонн «зеленого» водорода, или 11 млн тонн «зеленого» аммиака.
Как ранее сообщалось, проект строительства терминала «Саржа» в порту Курык на протяжении нескольких лет ведет казахстанская компания-девелопер SEMURG INVEST. Завершены все земельные работы, построены подъездные железнодорожные пути, два причала и терминал генеральных грузов. В рамках проекта будет построено несколько терминалов — зерновой, для генеральных и наливных грузов, универсальный и транспортно-логистический комплекс.
Завершение строительства всех терминалов ММТ «Саржа» к 2030 году позволит увеличить пропускную способность Среднего коридора на 10 млн тонн в год.
С учетом климатических и экологических изменений на Каспии и появления новых мощностей, у порта Курык есть все возможности стать важным звеном перенастройки цепи транспортно-логистических маршрутов.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий