Казахстанские порты Актау и Курык включены в состав СЭЗ «Морпорт Актау»
Каспийский транзит

Казахстанские порты Актау и Курык включены в состав СЭЗ «Морпорт Актау»

Актауский морской торговый порт с грузовым районом Баутино и порт Курык включены в единый реестр участников специальных экономических зон и вошли в состав  специальной экономической зоны «Морпорт Актау». Данные процедуры стали логическим завершением целого ряда инициатив и мероприятий, поддержанных и реализованных Комитетом транспорта МИИР РК, акиматом Мангистауской области и подразделениями порта Актау.

Включение казахстанских портов в состав СЭЗ «Морпорт Актау» позволит активизировать создание транспортно-логистического хаба, привлечь передовые логистические компании мира, обеспечить дальнейшее развитие портовой инфраструктуры, расширить спектр и повысить качество портовых услуг, а также будет способствовать увеличению контейнерных перевозок и грузооборота.

Как отметил председатель правления морского торгового порта Актау Абай Турикпенбаев, предоставляемые преференции в рамках СЭЗ поспособствуют полноценной реализации инвестиционных проектов развитие порта, поскольку будут направляться именно на их финансирование.

«Что это нам даст? Мы будем освобождены от трех видов налогов, которые до 2028 года (срок работы СЭЗ) составят 6,6  млрд тенге. Сэкономленные средства будут направлены на развитие порта», – пояснил Абай Турикпенбаев.

Напомним, что специальный правовой режим установлен для Актауского порта на срок до 2028 года и соответствует сроку функционирования самой СЭЗ «Морпорт Актау».

В числе первоочередных  инвестпроектов значатся – проект строительства контейнерного хаба на базе порта Актау и дооснащение порта современной перегрузочной техникой.

По словам директора порта Актау, к 2025 году планируется завершить создание контейнерного хаба на территории морпорта, что позволит увеличить отгрузку контейнеров — до 300 тыс. в год.

«Для работы на территории СЭЗ порту выделен участок в 19 га. Дополнительные площади позволят привлечь значительный  объем грузов в порт. Помимо этого будет предпринят ряд мер и созданы условия для увеличения мощностей сухогрузных причалов. Для этого планируется удлинить на 50 метров 3-й причал для приема судов длиной 140 метров, а также провести реконструкцию причала №12 с проведением дноуглубительных работ. Это тоже позволит увеличить пропускную способность по контейнерам, при этом, не уменьшая объемы по генеральным грузам. Для реализации данных проектов в порту разработана соответствующая программа», – пояснил Абай Турикпенбаев.

На площадях порта Актау будут созданы новые сервисы для хранения и накопления контейнеров мировых контейнерных операторов (MSC, CMA CGM, MAERSK и др.). Это даст возможность для среднесрочного и долгосрочного планирования контейнерных перевозок, формированию контейнерного парка для стран Каспийского региона и Средней Азии и создаст выгодные условия клиентам для доставки своего груза до порта, как автотранспортом, так и железнодорожным подвижным составом для дальнейшей отправки этих грузов в контейнерах. Аналогичная практика успешно внедрена в портах Грузии, России и Украины.

«Очевидными выгодами включения порта в состав СЭЗ, помимо развития логистического хаба, является увеличение поступлений в бюджет от смежных видов транспорта (АО «КТЖ», АО «Каскор-Транссервис», ТОО «НМСК «КМТФ», АО «КМГ») на 9,8 млрд. тенге в год с доведением доли казахстанского содержания в цепочке логистики с3% до 63%,» – резюмировал гендиректор порта Актау Абай Турикпенбаев.

Что касается грузового района порта Баутино, то на имеющихся мощностях можно обрабатывать до 200 тысяч тонн грузов. Основным преимуществом порта является отсутствие простоя судов на рейде за счет естественной защищенности от волнения, что позволяет вести грузовые работы даже в штормовую погоду.

Через порт Баутино отправляются международные грузы, необходимые для нефтяных компаний. Номенклатура грузов: промышленное оборудование, строительные материалы, камень ракушечные блоки, строевой и дровяной лес, продукты питания, комбикорм для скота, контейнерные грузы, металлолом и другие. Имеется возможность погрузки-выгрузки через порт Баутино контейнеров 20-футовых и 40-футовых весом 25 тонн, а также ряд грузов, которые не очень рентабельно отгружать через крупные порты. Это грузы легких весовых категорий, больших габаритов, мелких партий.

По словам генерального директора порта Курык Серика Ахметова, сегодня все понимают, что вхождение порта Курык в состав СЭЗ – необходимый шаг, который даст дополнительный импульс не только для развития Курыка, но и для развития прилегающей территории, что повлечет за собой создание своеобразного кластера различных производств на территории Каракиянского района.

«По нашим оценкам, за год порт может перевалить столько, сколько он перевалил за все время своего существования. Надо понимать, что порт Курык – это большой транзитный хаб для перевалки еврофур. По сути, вся логистика Турции построена на машинах, и турецкие грузоотправители заявляют о 50 тысячах машин, которые пребывают в Центральную Азию. Мы также находимся на Транскаспийском маршруте и предлагаем более короткий и быстрый способ доставки любой продукции. В настоящее время налажены контакты с двумя крупными казахстанскими экспортерами угля и металла», – поделился Серик Ахметов.

По сравнению с 2021 годом по итогам 2022 года через порт  Курык было отправлено в 2 раза больше паромов. Ведутся работы по развитию деятельности порта и строительству ещё одной гавани для дальнейшего увеличения грузоперевозок. Через него будут перевозиться тяжеловесные грузы и контейнеры. Также с 2024 года планируется прием казахстанских паромов. Это, в свою очередь, послужит толчком к открытию новых маршрутов с двумя портами России и Ирана.

«В связи с текущей геополитической ситуацией в порту Курык увеличились грузоперевозки. Так, с начала 2023 года через порт перевезено более 550 тысяч тонн грузов. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.  Через порт Курык в Баку экспортируется нефть, металлы, химическая продукция. Некоторые грузы отправляются в Европу, дальше по Чёрному морю. Кроме того, продукция Италии, России и Беларуси транспортируется в другие регионы нашей страны», – рассказал гендиректор порта Курык Серик Ахметов.

В цепочке Транскаспийского международного транспортного маршрута порт Курык занимает лидирующие позиции.

«Экспортеры ищут новые выходы и маршруты. Мы уже в плотном контакте с казахстанскими экспортерами. Доставка их продукции на классические рынки – это архиважный вопрос для них, потому что за всеми этими компаниями стоят люди, рабочие места. И мы понимаем важность работы нашего порта в этом направлении», – отметил Серик Ахметов.

В рамках развития портовой инфраструктуры к 2025 году в порту Курык планируется строительство многофункционального морского терминала «Саржа». Проект предполагает строительство зернового и универсального терминалов, терминалов наливных и генеральных грузов, а также транспортно-логистического центра. Осуществление запланированного позволит увеличить пропускную способность портов Казахстана еще на 9,4 млн. тонн.

К примеру, степень готовности зернового терминала в порту Курык составляет 80%. Запуск терминала мощностью 1 млн. тонн в год с единовременным хранением 25 000 тонн зерновых культур планируется в этом году — после проведения электросетей и строительства железной дороги.

Строительством зернового терминала в порту Курык занимается ТОО «Kaspi Grain Way». Реализация проекта позволит создать 30 постоянных рабочих мест. Запуск терминала позволит повысить конкурентоспособность транспортного маршрута, увеличить грузопоток, нарастить экспортный потенциал и усовершенствовать процесс грузовых перевозок через порт Курык, что в свою очередь будет способствовать развитию отечественного малого и среднего предпринимательства.

Напомним, специальная экономическая зона на территории Мангистауской области создана в соответствии с Указом президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 853 «О создании специальной экономической зоны «Морпорт Актау» со сроком действия с 1 января 2003 года до 1 января 2028 года. Территория составляет 2140 га и состоит из 9 отдельно расположенных субзон.

Стоит отметить, что СЭЗ создана в целях ускоренного развития Мангистауского региона для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных, в том числе высокотехнологичных и конкурентоспособных производств, освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций, совершенствования правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем.

На сегодняшний день общий объем вложенных инвестиций на территории СЭЗ «Морпорт Актау» составляет 286 млрд тенге. Произведено продукции на сумму в 416 млрд тенге, экспортировано продукции на 2,65 млрд тенге. Рабочими местами оеспе6чо 1731 человек. Сегодня на территории СЭЗ зарегистрировано 52 участника, реализовано 20 проектов, на стадии реализации находятся 32 проекта. 

Пропускная способность казахстанских портов Актау и Курык сейчас превышает 21 млн тонн грузов в год. Осуществление запланированных проектов по улучшению портовой инфраструктуры  позволит увеличить пропускную способность портов Казахстана еще на 9,4 млн тонн.

Ожидается также, что на Каспии до 2030 года начнут функционировать 10 нефтеналивных барж, 8 паромов, 6 танкеров и контейнеровоз.

Наталья БУТЫРИНА,

Мангистауская область

17 июня, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели