Новый Шелковый Путь: Транспортный Коридор «Север-Юг» перекраивает мировую логистику
Комментарии экспертов

Новый Шелковый Путь: Транспортный Коридор «Север-Юг» перекраивает мировую логистику

Мировая логистика переживает трансформацию, и одним из ключевых факторов этих изменений становится развитие транспортного коридора «Север-Юг». Этот маршрут, связывающий Азию и Европу, не только сокращает время доставки грузов, но и перераспределяет геополитические и экономические влияния. Последние данные и аналитические материалы свидетельствуют о растущей значимости этого коридора и его потенциале стать альтернативой традиционным морским путям.

МТК «Север-Юг» протяженностью около 7200 километров связывает Санкт-Петербург с портом Мумбаи в Индии. Этот маршрут, в котором участвуют Россия, Индия, Иран, Армения, Азербайджан, Болгария, Сирия, Турция и Оман, предлагает значительные преимущества по сравнению с традиционными путями. Время доставки грузов по МТК составляет около 20 дней, что вдвое быстрее, чем через Суэцкий канал (40 дней).

Кроме того, маршрут «Север-Юг» имеет три ветки: западную (Россия, Азербайджан, Иран), восточную (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран) и транскаспийскую (порты Каспийского моря, Иран), что позволяет распределять грузопотоки и минимизировать риски.

Транспортный коридор «Север-Юг» (МТК «Север-Юг») привлекает все больше внимания как эффективный маршрут для грузоперевозок. По мнению С. Зайнуллина, коридор может стать реальной альтернативой Суэцкому каналу, предлагая более быстрый и дешевый путь. В условиях геополитической нестабильности на Ближнем Востоке, это становится особенно актуальным [1].

Рост товарооборота между странами БРИКС также играет ключевую роль в развитии коридора. По данным ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), более половины международного грузопотока компании приходится на страны БРИКС. В октябре 2024 года грузовые перевозки с использованием морского плеча выросли на 7,1%, а контейнерные перевозки увеличились на 14,1%, достигнув 2,9 миллиона ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Общий международный грузопоток РЖД составляет 400 миллионов тонн, из которых 56% приходится на страны БРИКС. Совокупный железнодорожный товарооборот БРИКС составляет 64% от общемирового.

Для обеспечения эффективной работы коридора «Север-Юг» ведется активное строительство и модернизация инфраструктуры. В Армении, например, продолжаются масштабные работы на 32-километровом участке Каджаран-Агарак, который является частью четвертой очереди международного транспортного коридора. Эти работы включают в себя земляные работы, строительство 360-метрового тоннеля и транспортных развязок. [2]

Общая стоимость проекта «Север-Юг» на Армянском участке, оценивается в 3,5 миллиарда долларов. Значительная часть этих средств, 1,5 миллиарда долларов, направлена на строительство участка Сисиан-Агарак, включая дорогу Сисиан-Каджаран (920 миллионов долларов), тоннель (250 миллионов долларов) и дорогу Каджаран-Агарак (249 миллионов долларов). Парламент Армении уже одобрил кредит Евразийского фонда стабилизации и развития в размере 200 миллионов долларов на строительство Каджаранского тоннеля длиной 8,6 километра.

Ожидается, что после завершения всех работ на южном участке, путь от иранской границы до центральных регионов Армении сократится на 54 километра, а средняя скорость движения увеличится вдвое — с 50 до 100 километров в час.

Казахстан также активно работает над развитием своей транспортной инфраструктуры и увеличением транзитных перевозок. Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов заявил, что страна нацелена довести годовой объем транзитных перевозок с 28 млн до 45 млн тонн. Для этого планируется проложить порядка 5 тыс. километров новых и вторых железнодорожных путей. [3]

В рамках Концепции развития железнодорожной отрасли Казахстана, до 2029 года будут развиваться стыковые пункты и осуществляться строительство железнодорожных сетей. Особое внимание уделяется увеличению пропускной способности коридора «Север-Юг» с 10 до 20 млн тонн в год. В настоящее время продолжаются работы по строительству вторых железнодорожных путей на участке «Достык-Мойынты» для наращивания объемов транзита из Китая в Европу. По оценкам казахстанской стороны, реализация этого проекта позволит увеличить пропускную способность в 5 раз, а скорость перевозки практически в 2 раза. [3]

События в Сирии, способные изменить геополитический ландшафт, подтолкнули к форсированию развития МТК «Север-Юг». В частности, блокирующий пакет акций ПАО «Астраханский порт» (25,5%) был передан государственной корпорации «Ростех». Пропускная способность порта составляет 1,5 млн тонн в год, а грузооборот за прошлый год достиг 778,8 тыс. тонн (+17,7% к 2022 году) [4].

Ростех планирует развивать портовые мощности в рамках МТК «Север-Юг», стремясь увеличить грузоперевалку до 40–50 млн тонн в год и более. Для сравнения, Северный морской путь (СМП) достиг грузооборота в 35 млн тонн в 2023 году. Важным фактором является то, что 53,06% акций Астраханского порта принадлежат иранской компании «Насим Бихр Киш», что способствует укреплению экономических и политических связей между Россией и Ираном.

МТК «Север-Юг» интегрирует железнодорожные линии БАМ и Транссиб с европейской частью России, далее пролегая через иранские порты в направлении Омана, Восточной Африки, Пакистана, Индии и Юго-Восточной Азии. Эта сеть, встроенная в китайскую инициативу «Один пояс, один путь», создает самодостаточную логистическую систему, независимую от контроля ВМС США и их союзников.

В Дагестане началось строительство нового четырехполосного участка федеральной трассы протяженностью 33 километра, который станет частью МТК «Север-Юг». Этот участок, начинающийся от выезда из Мамедкалы и заканчивающийся у выезда из села Араблинского, заменит существующую двухполосную дорогу. Новая трасса обеспечит пропускную способность до 35 тысяч автомобилей в сутки, что значительно ускорит доставку грузов и пассажирских перевозок. [5]

Проект также предусматривает установку линий электроосвещения, бетонного ограждения по оси проезжей части и металлического барьерного ограждения по краям, что повысит безопасность движения. Завершение работ планируется к 2028 году.

Несмотря на значительные успехи, развитие коридора «Север-Юг» сталкивается с рядом вызовов. Одним из них является недостаточная развитость инфраструктуры, включая железные и автомобильные дороги, а также портовые мощности. Для решения этой проблемы планируется инвестировать 40 миллиардов долларов, чтобы к 2030 году удвоить грузооборот [1].

Также необходимо усилить координацию между странами-участницами и выработать единую политику в области фрахта, страхования и портового обслуживания. Создание единой логистической платформы, как отмечают эксперты, позволит рационализировать перевозки и обеспечить более эффективное управление грузопотоками.

Транспортный коридор «Север-Юг» становится ключевым элементом новой мировой логистической системы. Его развитие не только сокращает время и стоимость доставки грузов, но и способствует экономическому росту и интеграции стран-участниц. Несмотря на существующие вызовы, инвестиции в инфраструктуру и стремление к сотрудничеству позволяют рассчитывать на успешное развитие этого проекта, который в будущем может стать основным маршрутом для грузоперевозок между Азией и Европой.

Алексей Синельщиков

Источники:

1. Альта-Софт. (https://www.alta.ru/logistics_news/115599/)

2. bm.ge. (https://bm.ge/ru/news/doroznyi-departament-armenii-otcitalsia-o-xode-stroitelstva-strategiceskogo-ucastka-koridora-sever-iug)

3. Синьхуа (https://russian.news.cn/20241214/8d12484c76904ef496e2b3ab4ffefc02/c.html)

4. ast-news.ru (https://ast-news.ru/node/perevorot-v-sirii-forsiroval-razvitie-mtk-sever-yug/)

5. Голос Степи (https://golosstepi.ru/lenta-novostej/123528/)

19 декабря, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели