Казахстанская компания «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ — Казахстанские железные дороги) непрерывно инвестирует в железнодорожную инфраструктуру. Особенно на границе с Китаем и на Каспийском море. Это создаёт благоприятный логистический климат, обеспечивая ежегодный рост грузоперевозок, в том числе транзита. Порты в Мангистауской области являются ключевыми объектами Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).
На днях АО «НК «КТЖ» организовало специальный пресс-тур на инфраструктурные портовые объекты: Актауский морской торговый порт, порт Курык и Актауский морской северный терминал. Журналистам рассказали о проводимой работе по увеличению грузопотоков через порты по ТМТМ.
Порт Актау – рост объема перевалки контейнерных грузов
Порт Актау круглогодично открыт для захода судов всех типов. За последние 3 года (с 2019 г. до 2021 г) порт принял около двух тысяч судов, перевалка превысила 10 млн. тонн различных грузов (нефть и нефтепродукты, металл, зерно и другие грузы).
За 4 месяца 2022 года было перевалено более 1,2 млн. тонн, из них в импорт — 110 тыс. тонн, на экспорт — 1 млн. 96 тыс. тонн.
Руководитель АО «НК «Актауский морской торговый порт» Абай Турикпенбаев говорит о существенном росте объема перевалки контейнерных грузов.
– В феврале этого года через порт Актау было перевалено 1 657 ДФЭ контейнеров, а уже в апреле показатель вырос в 2 раза и составил 3 099 ДФЭ. В этом году ожидается двукратный рост контейнерных перевозок к уровню прошлого года – до 50 тысяч ДФЭ, а объемы перевозок по маршруту ТМТМ вырастут в шесть раз — до 3,2 млн. тонн, — отметил Абай Турикпенбаев.
Журналисты посетили паромный комплекс, позволяющий осуществлять накат-выкат вагонов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с фактической пропускной способностью 2 млн. тонн.
Возможности зернового терминала порта Актау позволяют обрабатывать до 700 тыс. тонн в год. Одновременно здесь можно хранить до 22,5 тыс. тонн зерновых.
Шесть нефтеналивных причалов обрабатывают в одно время 5 танкеров (до 12 тыс. тонн). Порт обладает техническим парком, позволяющим обрабатывать практически любые виды грузов.
Порт Курык – новая инфраструктура – многофункциональный морской терминал «Саржа»
Генеральный директор ТОО «Порт Курык» Серик Ахметов рассказал об инфраструктуре порта, которая разделена железнодорожными и автомобильными причалами с одновременным обслуживанием 4-х паромов.
Участники пресс-тура посетили здания диспетчерской службы и морского вокзала, пункт таможенного оформления. Им также показали технологию обработки подходящего грузопотока по принципу «одного окна».
Стоит отметить, что в порту Курык завершаются работы по развитию внутрипортовой инфраструктуры многофункционального морского терминала «Саржа». ТОО «SEMURG INVEST», являющееся оператором терминала, в этом году планируется ввести в эксплуатацию подъездные железнодорожные пути протяженностью 11,6 км, два новых причала и первую очередь терминала генеральных грузов.
Полная реализация проекта, предполагающего строительство новых специализированных терминалов, позволит увеличить грузооборот порта до 14 млн тонн в год и расширить номенклатуру переваливаемых грузов за счет генеральных, контейнерных и насыпных грузов, а также зерновых и нефтеналива.
Проект реализуется в сотрудничестве с АО «НК «КТЖ», национальным оператором железных дорог Казахстана.
Как отметил гендиректор порта Курык, значительно возросший интерес к Транскаспийскому маршруту потребовал ускорить реализацию планов по развитию порта.
– Пропускная способность железнодорожного причала составляет 4,1 млн. тонн в год. Среднее время полного цикла обработки парома составляет одноярусного – 6-8 часов, а двухярусного – 10-12 часов, что позволяет обрабатывать до 5-8 паромов в сутки. Паромы вмещают до 54 железнодорожных вагонов, — разъяснил Серик Ахметов.
Гендиректор порта сообщил, что сегодня через порт Курык переваливаются нефтепродукты, химическая продукция, металл, товары народного потребления и другое. Импорт составляют продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт идет различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла.
Актауский морской северный терминал – расширил возможности порта Актау
Актауский морской северный терминал (АМСТ) расположен на восточном побережье Каспийского моря и является составляющей частью международных транспортных коридоров ТМТМ, ТРАСЕКА и Север-Юг, грузы из северного терминала преимущественно транспортируются в направлении портов Ирана, РФ, Азербайджана.
Проект «Расширение порта Актау в северном направлении» был реализован в рамках дальнейшего развития транспортно-логистической инфраструктуры страны.
— Терминал работает круглогодично. Это современный многоцелевой комплекс площадью 39,4 Га, с возможностью перевалки грузов до 3 млн. тонн в год, из них зерновых – 1 млн. тонн, генеральные грузы – 2 млн. тонн. Его возможности по перевалке контейнеров — свыше 70 тыс. ДФЭ в год, единовременно мы здесь можем хранить до 6 тыс. ДФЭ, — говорит генеральный директор ТОО «Актауский морской северный терминал» Даурен Калиаскаров.
Он также отметил, что основными объектами являются 4 грузовых причала общей длинной 587 метров, зерновой терминал, где можно единовременно хранить до 60 тыс. тонн и грузовой терминал, в котором возможно одновременно поставить до 170 тыс. тонн генеральных грузов.
По словам руководителя АМСТ, реализация проекта увеличила мощность порта Актау по генеральным грузам в 2 раза – с 2 млн. тонн до 4 млн. тонн, по зерновым в 1,5 раза с 0,6 млн. тонн до 1,6 млн. тонн. Текущий парк основной и вспомогательной техники позволяет делать грузоперевалку всех видов генеральных и контейнерных грузов.
– С начала эксплуатации терминала было обработано 1275 судов, перевалка грузов превысила 5,6 млн. тонн груза. За 2021 год перевалено более 980,6 тыс. тонн грузов, из них 800,4 тыс. тонн в экспортном направлении и 178,2 тыс. тонн в импортном. Объем перевалки контейнеров в 2020 году составил 3 399 единиц. За 4 месяца 2022 года перевалка грузов составила – 282,7 тыс. тонн и обработано 85 судов, – подчеркнул генеральный директор ТОО «Актауский морской северный терминал» Даурен Калиаскаров.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий